Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2005

Коллеги

Хорошая школа по-английски

В последние годы у нас активно ведется дискуссия о том, в какой мере российской системе образования следует опираться на отечественные традиции, а в какой – заимствовать прогрессивный зарубежный опыт. Но в ходе полемики нередко упускают из вида, что и за рубежом существуют разные подходы к проблемам образования и споры их сторонников доходят едва ли не до рукопашной.

Поэтому нам, прежде чем кивать на заморский опыт, нелишне разобраться во всем многообразии его аспектов – хотя бы в вопросе критериев качества образования. Одно из недавних событий в школах Туманного Альбиона дает серьезный повод для размышлений на эту тему.

Наступление нового года в Англии ознаменовалось настоящей сенсацией, о которой поспешили возвестить многие СМИ. Ежегодно публикуемый рейтинг образовательных учреждений в этой стране всегда отличался стабильностью и предсказуемостью. Ни для кого не секрет, что из года в год, из века в век наиболее качественное образование дают дорогие частные школы, среди которых первенствуют известные на весь мир Итон, Регби и Харроу. Конечно, с современных либеральных позиций порядки в этих школах могут показаться консервативными, жестковатыми и даже авторитарными, однако из поколения в поколение их выпускники занимают ведущие позиции в английской науке, бизнесе и политике. Общеобразовательные массовые школы, чьи выпускники пополняют ряды английского пролетариата (а нередко – чего греха таить! – люмпен-пролетариата), никогда и сравниться не могли с частными школами по качеству образования.

Однако, если верить последнему опубликованному рейтингу, в прошлом году они не только сравнялись, но и превзошли! Впервые в истории британского образования первые места в рейтинге заняли не частные школы, а бесплатные государственные учебные заведения.

Сенсация получилась самая настоящая, причем, к радости журналистов, с изрядным привкусом скандала. Совет независимых частных школ поспешил обвинить правительство в том, что оно изменило систему подсчета баллов в рейтинге таким образом, что в результате система стала абсолютно бесполезной. Как утверждают эксперты совета, правительственная комиссия уроки профориентации – кулинарию, домоводство, вырезание узоров из картона и т.п. – оценила выше, нежели академические предметы – физику, алгебру и др. В итоге получилось, что умение украсить праздничный пирог давало больше очков, чем высшая оценка по физике.

На эти обвинения государственный департамент по образованию и профессиональной подготовке ответил совету независимых школ, что мир меняется, а вышеупомянутый совет отстал от новых веяний.

Похоже, эти веяния сегодня состоят в том, чтобы создать у будущих рассыльных и горничных иллюзию получения полноценного образования за счет избавления их от непосильного груза наук и необременительного натаскивания в области элементарных жизненных навыков. Школу, живущую по принципу «во многой мудрости – многие печали», принято сегодня считать хорошей.

Общественное мнение по данному вопросу разделилось вполне предсказуемым образом. Понятно, что ученикам многих массовых школ и их родителям свежеиспеченный рейтинг сильно поднял самооценку – приятно сознавать, что отныне ты (или твой ребенок) учишься в школе, превосходящей знаменитый Итон.

Впрочем, трезвые, здравомыслящие люди на Альбионе не перевелись. И на их отношение к отечественной системе образования дутая сенсация никак не повлияла. В недавно вышедшей книге об английском национальном характере ее авторы Энтони Майол и Дэвид Милстед бесхитростно пишут о государственных массовых школах: «В таких школах периодически не хватает учителей (слишком низкая зарплата), оборудования и канцелярских принадлежностей (нехватка фондов), учеников (хронические прогулы) и помещений (каждый день сгорает по крайней мере одна школа). Кроме того, эти школы являются неким полигоном для испытаний переменчивых взглядов философов от образования. Однако, отдают ли англичане своих детей в школу государственную или частную, забота у них все равно одна: ребенок должен получить хорошее образование. Но, как и во многих других случаях, «получаешь то, за что платишь», так что англичане понимают: если не платишь ничего, то не на что и рассчитывать».

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru