Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2005

Школьный уклад

Прошлое для будущего


Учитель Валентина Ковалева получила от урока коллеги
не меньше впечатлений, чем ученики

Учителя в московской школе № 981, как и в любой другой, понимают, как трудно решается эта задача – дать детям проникнуться духом прошлого. И считают настоящей профессиональной победой, если их ученики не просто способны оценить красоту литературы, музыки, танца и костюмов ушедших времен, а по-настоящему интересуются этим.

Без сомнений, увлечение директора школы Алексея Владимировича Гусева историей – для школьников достойный пример.

Они знают, что на книжных полках в директорском кабинете издания, необходимые для работы, соседствуют с увесистыми томами «История Великой Отечественной войны», «История России», «История средних веков», «История русской церкви», «История стран Европы и Америки в новейшее время»…

Гостям семинара представили визитную карточку школы
– историческую реконструкцию бала ХIХ века

В придачу к этому в Южном административном округе, где расположена школа, десять лет под руководством окружного управления образования реализуется программа «Восхождение к истокам». Благодаря ей через праздники, уроки, экскурсии и множество других мероприятий школьники погружаются в атмосферу минувших лет.

И конечно, «историческую» лепту в школьное образование вносит православная гимназия «Живоносный источник», ученики и педагоги которой ютились в старом деревянном доме и два года назад получили приглашение справить свое новоселье в школе № 981. Влияние «Живоносного источника» очевидно: в расписании общеобразовательных предметов появились уроки по основам христианской этики, церковнославянскому языку и т.д.

«Слова «млечный путь» и «суета»
прошли, не изменившись, через века».
(Из своего исследовательского
и преподавательского опыта педагог
Татьяна Митрофанова выбрала
для школьников самое интересное)

В 981-й старшеклассники без ухмылок танцуют мазурку и гавот; никакая переменка не обходится без посетителей в школьном Музее истории и быта ХХ века, а особенности церковнославянской культуры ученики знают не хуже таблицы умножения.

…Но важно выделить, что увлеченность детей историей педагогический коллектив решил сделать средством повышения мотивации в изучении других предметов. И директор Алексей Гусев вместе с заместителем Еленой Макаровой организовали семинар русского языка, куда на днях пригласили коллег (на фото). Открытые уроки, которые вели приглашенные специалисты из Перми, Санкт-Петербурга и Москвы, были объединены одной темой – влияния церковнославянского языка на язык современный. Семиклассники, например, активно работали на уроке «Исторический аспект изучения темы «Причастие», то и дело находя в предложенных церковных текстах, датируемых ХII веком, хорошо знакомые слова. Да и пришедшие взрослые немало удивились, узнав, что церковнославянизмы – это 45 процентов современной лексики!

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru