Создание новых моделей
книгоиздательской деятельности
Продолжая тему учебников, затронутую на предыдущей странице, мы публикуем фрагмент проекта аналитического доклада, подготовленного Национальным фондом подготовки кадров в рамках Инновационного проекта развития образования (ИПРО). В нем дан анализ проблем создания, издания и распространения учебной литературы для ОУ, накопившихся к середине 1990-х годов. А также раскрыты методы, использовавшиеся в процессе осуществления программы «Учебное книгоиздание» ИПРО.
Становление проектной модели
создания учебников
Традиционно российские издательства искали авторов (а нередко перекупали их), имеющих уже завершенную, порой даже утвержденную, рукопись учебника. В задачи издательства входило лишь доведение ее до оригинал-макета и тиража.
В практике работы западных издательств используется исключительно модель. В роли инициатора создания нового учебника, как правило, выступает само издательство. Оно проводит маркетинговый анализ рынка и формирует проект нового учебного издания. Под сформированную задачу подбирается авторский коллектив, который в процессе написания активно сотрудничает с менеджером проекта издательства. Готовая рукопись проходит все стадии подготовки также под контролем менеджера. В результате такой стратегии все службы издательства работают на одну общую идею, за счет чего достигается высокое качество нового учебника.
В практике российских издательств проектный подход только начинает осваиваться, о чем свидетельствуют результаты анкетирования их руководителей. Обычно многие издательства принимают уже завершенную авторскую рукопись, которую подвергают лишь небольшой переделке. Имя маститого автора для издателя может быть важнее попадания учебной книги в незанятую и ожидаемую учителями лакуну.
По-иному проходит в отечественных издательствах и подготовка оригинал-макета: рукопись как по конвейеру переходит из одной службы издательства в другую (редподготовка, работа художников, верстка, корректура и пр.). Каждая служба отвечает только за свою часть работы, согласованность деятельности этих служб невелика, а авторский замысел может сильно трансформироваться в процессе подготовки книги. Наконец, готовый оригинал-макет поступает в ФЭС, где рецензенты обычно высказывают ряд замечаний, отправляя подготовленный оригинал-макет на доработку. Авторы вместе с сотрудниками издательства дорабатывают учебное издание, и после утверждения ФЭС оно выходит из печати.
Главный недостаток традиционного подхода состоит в том, что издательства имеют дело с завершенными рукописями учебных изданий и не предусматривают их видоизменение с учетом перспективных требований и тенденций. Это усугубляется конвейерным характером работы служб издательств.
Однако модернизация образования* поставила перед издательствами задачу создания учебной литературы нового поколения, которая может быть конкурентоспособна в современных условиях. Им необходима модель для работы с потенциальными авторами, которая позволяла бы уже с первых пробных глав направлять и корректировать исходный замысел. Такая модель, которую условно можно назвать проектной, и была отработана в рамках Конкурса. Ее ключевая идея – формирование партнерских взаимоотношений между авторами и издателями, при которых автор совместно с издателем разрабатывают проект будущего издания и далее равноправно участвуют в процессе создания и издания будущей книги.
Как уже отмечалось, в рамках Конкурса была реализована последовательно усложнявшаяся модель оценки рукописи, обеспечивавшая высокую объективность экспертизы. На первом этапе авторы, как правило, подают на Конкурс заявку, включающую концепцию, программу и пробную главу. После отбора заявки автору дается развернутая рецензия с рекомендациями, которые он учитывает в своей работе. На втором этапе будущая рукопись оценивается целиком, причем, как и в предыдущем случае, рецензия сопровождается подробными рекомендациями. На третьем этапе начинается работа по созданию оригинал-макета. При этом связь с автором не прерывается, так как на четвертом этапе он участвует в продвижении на рынок учебной литературы книг – победителей Конкурса.
Особенно успешные результаты были получены в том случае, когда обеспечивалось обучение авторов в процессе создания рукописей (подробнее см. раздел 5). Это позволяло совершенно по-другому воспринимать опыт консультантов. При этом, что важно, консультанты проекта выступали не как научные руководители, которые знали заранее результат и использовали авторов в качестве ремесленников, а как советники (игротехники), организующие собственное решение авторского коллектива. Это позволило раскрыть творческий, созидательный потенциал всей команды. Именно такой подход был реализован в сотрудничестве с Британским советом при создании учебников английского языка, при подготовке учебников для основной школы по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и элективных курсов в рамках II тура Конкурса.
К сожалению, издательства участвовали в работе с авторами лишь с этапа подготовки оригинал-макета. По данным опросов, сотрудники отечественных издательств редко практикуют проектный подход к созданию учебной литературы. Это делает целесообразным осуществление дополнительных мер по обобщению и распространению рассмотренного опыта проектирования учебных изданий.
Новая модель продвижения
учебной литературы и перспективы
ее использования
Появление вариативного образования, к сожалению, не сопровождалось необходимыми изменениями в работе институтов повышения квалификации работников образования и методических центров. В силу этого в 1990-х годах некоторые из них испытывали затруднения: учебников было слишком много, уровень знакомства учителей и методистов с ними невелик, а механизм апробации утерян. Учителя на свой страх и риск выбирали новые учебники, которые зачастую не соответствовали друг другу, не обеспечивали должным образом преемственности учебного процесса. Отсутствовала информационная база данных по учебному книгоизданию.
В этих условиях издательства испытывали серьезные трудности с продвижением учебников. Постепенно крупные издательства сформировали свою сеть дилеров. Однако мелкие продавцы не могли финансировать обучение учителей, агитировать и убеждать сотрудников органов управления школой, отвечающих за приобретение учебной литературы. Закупка учебников осуществлялась на региональном уровне, а после кризиса 1998 года основная часть учебников приобреталась на родительские средства. Лишь в начале нового десятилетия роль бюджетного финансирования в приобретении учебников и учебных пособий стала возрастать. Так, по данным Управления учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Минобразования России*, региональное финансирование в 2002 г. составило 45%, средства родителей – 42,5%, на долю местных бюджетов пришлось 12,6%. Но и эти средства выделялись не в полном объеме и с большим опозданием. Например, к началу 2002/2003 учебного года в полном объеме из региональных бюджетов поступило 71,1% необходимых средств, а из муниципальных бюджетов – 31%. Только в каждом четвертом регионе такие средства поступили своевременно. Вместе с тем следует отметить, что картина с региональным финансированием год от года улучшается, хотя и незначительно.
Известно, однако, что действующий ныне механизм закупки учебной литературы за счет бюджетов субъектов Российской Федерации создает условия для коррупции. Дело в том, что для формирования заказа на местах, как правило, составляется региональный перечень, в который отбирается учебная литература из Федерального перечня. Поскольку механизм отбора нормативно не регламентирован, а участие учителей в этом процессе сведено к минимуму (их заказы без труда можно игнорировать), вопрос о включении того или иного учебника зависит обычно от воли чиновника, отвечающего за закупки.
На основе регионального перечня органы управления образованием организуют тендеры на поставку учебников или прямые закупки учебников у издательств. При этом обычно выбирается один из поставщиков (книготорговая организация, институт повышения квалификации работников образования и др.). В этих условиях возрастает вероятность того, что чиновник и издатель изберут нерыночный способ комплектования заказов на учебные издания. По экспертным оценкам, потери от взяток могут составлять до 10–15% региональных средств, отпущенных на закупку учебников.
В условиях, когда часть средств на закупку учебников выделяет региональный бюджет, а часть средств – родители, сложились две модели, используемые издательствами при продвижении учебников: модель внедрения «сверху» (наиболее распространенная) и модель внедрения «снизу». Речь о них пойдет в следующем номере.
* Есенькин B.C., Майсурадзе Ю.Ф. Книжный рынок России: Современная учебная книга для общеобразовательной школы: вопросы подготовки и издания (для авторов и издателей). – М., 2004.
|