Аттестация: запланированный стресс
Несколько месяцев назад понадобилось встретиться
с замдиректора одной из школ. Стали договариваться о месте
и времени. «У нас через неделю аттестация, – сказала она. –
Вы не обидитесь, если со встречей мы повременим?» Я пожелала ей ни пуха ни пера, прекрасно представляя, какая нервозность сейчас господствует в ее школе…
Директор другого учебного заведения – Анатолий ГЕРАСКИН, возглавляющий среднюю общеобразовательную школу № 4
г. Обнинска, – груз аттестационных проблем недавно сбросил.
Но и он пока в плену от пережитых «острых ощущений»…
– Примите искренние поздравления, Анатолий Афанасьевич: аттестация позади. Раньше вы уже это «проходили» как директор?
– Да, это уже вторая атте¬стация.
– Что она для вас?
– Этот порог, который надо перешагивать каждые пять лет, я бы назвал плановым стрессом.
– Но ведь готовитесь загодя?
– Конечно. Только у администрации школы при подготовке возникают вопросы, на которые она не находит ответов. Отсюда и напряжение.
Например, один из уровней подготовки – работа с детьми. Дети писали контрольные работы. Это очень серьезно и ответственно, потому что, по большому счету, вся работа пойдет насмарку, если ученики не выполнят тот минимум, который требуется государством. Да и для учеников лишняя проверка – сильная стрессовая ситуация. Дети есть дети.
И в этом плане остается неразрешимая пока для меня проблема. Мы проходили аттестацию в середине учебного года. Были задействованы пятые, десятые и одиннадцатые классы. Возник вопрос: какой объем заданий давать этим классам? Дело в том, что аттестация школы предполагает анализ всей информации и результативность подготовки за три года. Но в декабре программа по любому предмету не предполагает повторного курса. Он имеет место в мае – накануне окончания учебного года. И у нас не получается отрегулировать тот объем заданий, который нужно сдавать детям. Скажем, каков материал для одиннадцатиклассников: за три предшествующих года, за 10-й и 11-й классы или только за первое полугодие одиннадцатого года? Вот серьезная дилемма, которую разрешить пока что не получается. В этой части возникают трения.
И хотя наши дети выполнили задания очень хорошо, тем не менее я от лица директора выражаю пожелание на будущее, чтобы на уровне структур, определяющих порядок проведения аттестации, каким-то образом это все более тщательно проработали.
– Аттестация предполагает работу со школьной документацией. Вам нужна была помощь в подготовительный период?
– Самая главная помощь – четкое определение того, что должно проверяться. Сейчас направление проверки выглядит абстрактно. К примеру, проверяется учебно-воспитательная работа. Что такое УВР? Это громадное направление! Целый ворох документов! Проверяющие смотрели даже рабочие дневники завучей: как те посещают уроки, как потом их разбирают… Но есть, наверное, все-таки личные рабочие бумаги и те документы, которые предоставляются для проверки. Нет полной ясности, а очень хотелось бы, чтобы четкость была.
Ну и, естественно, было бы здорово иметь какие-то структуры, оказывающие содействие в подготовке документации.
– Вам некуда обратиться?
– Если откровенно, обращаться некуда по одной простой причине: чиновники, имеющие монополию на какое-то знание, пытаются выглядеть недосягаемыми начальниками. Поэтому, когда мы к ним обратились, информационной базы не получили. Хотя нет! В рамках соблюдения приличия, бесспорно, информацию давали, но это не полный необходимый объем. А нам не хватает конкретики!
– Остается надеяться на другого советчика – коллегу-директора?
– Я бы не сказал, что у меня найдется такой советчик. Безусловно, директора работают, накапливают опыт и с ними можно разговаривать на эту тему. Никто не откажет, если обращаться. Но в их конкретных школах свои проблемы, у меня – свои. Впрочем, образцы ряда документов могут быть едиными для всех, поскольку подавляющее количество школ в городе однотипные – муниципальные.
– Еще, как известно, можно учиться на собственных ошибках. После проверки комиссия сообщает вам, что было правильно, а что нет?
– Комиссия пришла, посмотрела и прислала приказ об аттестации. Аттестация завершилась тем, что мы зачитали его на педсовете. По крайней мере я на встречу по анализу ошибок не приглашался.
Мы тщательно готовимся к аттестации и в рамках школы собрали весь информационный пакет, предоставляемый для проверки. Временами он обновляется за счет внесения незначительных корректив. Однако на уровне города не удалось услышать давно ожидаемую фразу: «Уважаемые коллеги, вот вам образцы документов. Можете сделать лучше. Хуже – нельзя». Такого разговора не было.
Беседовала
Инна АЛЕЙНИКОВА
|