100 баллов или 55?
1989 год. Мечта многих учителей и руководителей школ реализуется в формах, имеющих определение «инновационная». Как-то сразу отошли на задний план передовые любители посетовать на отсутствие возможностей для их творческой самореализации.
Но надо с чего-то начинать. С чего?
Первая и главная проблема любой школы – проблема ученика.
- Почему когда «первый раз в первый класс», то и глазенки горят, и все хотят учиться (кстати, естественное состояние любого человека с момента рождения), а потом и огонек тускнеет, и в школу не загнать?…
- Почему на уроке не хватает времени на отстающего, а успешный ученик работает в полсилы и со временем отвыкает от полной нагрузки?
Вопросов много. Где взять качественных учителей? Как организовать их продуктивное взаимодействие в учебной работе? Как снизить учебную нагрузку ученика, но сохранить при этом весь профильный «букет» дисциплин?
Это сейчас мы готовы ответить на большинство стратегических вопросов и предложить свои варианты их практического решения в управлении и организации учебной работы общеобразовательных школ, а 15 лет назад мы эти вопросы ставили перед собой и старались не упустить детали. Может быть, поэтому рабочее название того, что хотели построить, было «Школа для своего ребенка».
Но… не будем отвлекаться и рассмотрим начальные позиции.
С первого дня мы работаем в режиме дифференцированных классов. С 1-го по 11-й. Дифференциация начинается с детского сада – сначала по уровню развития, умению концентрировать внимание, индивидуальным особенностям ребенка.
В начальной школе – выстраивается первичное комплектование классов, учебных групп по уровню успешности в учебе: параллель «а» – высокий уровень, «б» – более низкий и т.д. При этом мы заинтересованы в создании возможно более ровных учебных групп, чтобы учитель не отвлекался на отстающих или более продвинутых в учебе. В результате каждый ученик получает учебную нагрузку в соответствии с его индивидуальными возможностями, т.е., как говорят в хореографии, работает «в полную ногу».
С 5-х классов, после четырехлетней работы с воспитанниками (не только учителями начальной, но и «принимающими учителями» из основной школы), мы выделяем математические и гуманитарные классы, сохраняя первичный принцип дифференциации.
И вот для возможно более объективного и качественного вынесения рекомендации по направлению ребенка в класс «а» или «б», в гуманитарные или математические группы мы ввели многобалльную проверочно-оценочную шкалу.
О недостатках традиционной 5-балльной говорили и продолжают говорить до сих пор. Ведь это по сути 3-балльная «узкая» шкала.
Многобалльная же шкала, помимо оценивания всего многообразия ходов учебно-воспитательного процесса, должна:
- работать при дифференциации профильных классов;
- быть адаптивной и легко трансформироваться (для бабушек и дедушек) в традиционную;
- оставаться мобильным, простым в обращении, удобным инструментом на уроке.
Придерживаясь принципа простого (не упрощенного!) решения проблем, мы работаем в режиме 55-балльной оценки.
Итак:
Можно было бы для большей приближенности к традиционной шкале сделать так:
Но здесь теряется простота. Только по этой причине мы не приняли этот вариант.
На наш взгляд, 10- и 12-балльные системы - тот же «узкий» суррогат; кроме того, они не только не адаптивны, но и абсолютно нементальны для России.
100-балльная просто незаменима в условиях ЕГЭ, она прижилась на олимпиадах. Но для урочной работы, согласитесь, слишком громоздка.
Хотим предостеречь коллег от скоропалительной, поголовной дифференциации в вашей школе. Такое уже было у наших последователей.
Во-первых, отнесение ученика в класс с той или иной литерой обязательно вызовет конфликтную ситуацию («Чем мой ребенок глупее?», «А чем твой лучше!»; попытки перевести в более «престижную группу» и т.п.).
Да и зачем разрушать сложившиеся ученические коллективы? Проблем можно избежать при естественном комплектовании – после начальной школы или организации профильных старших классов.
Во-вторых, работать в новых условиях должны научиться не только дети, но и учителя. А на это нужно время. Так что запасайтесь терпением!
В-третьих, дифференцированные классы дают ощутимую экономию времени на уроках (по нашим данным, до 30%) – надо быть готовым к пересмотру учебных планов не только в отдельных дисциплинах, но и, как следствие, в стратегии школы.
И последнее. Понадобилось более десяти лет, чтобы родители нам поверили и стали порой сами предлагать перевести ребенка в класс с меньшей нагрузкой.
Ведь независимо от того, в каком классе ребенок учится, мы обеспечиваем его полноценное образование. Свидетельство тому – 100-процентное поступление в вузы страны наших выпускников (в год окончания школы) в течение 15 лет работы лицея. Более того, дети из гуманитарных классов порой на итоговой аттестации пишут математику МК (математический класс) и продолжают обучение в вузах математического профиля.
Но это – тема для отдельного разговора.
P.S.
Показатели 55-балльной оценки по всем дисциплинам разработаны на кафедрах Мичуринского лицея. Мы показываем в таблицах некоторые из них, но при этом напоминаем, что при оценивании ученика учитель невольно сопоставляет его знания с собственным видением преподаваемой дисциплины (которое зачастую далеко от совершенства). Потому это материалы исключительно для внутреннего пользования.
Валентин САМУСЕНКО,
директор Мичуринского лицея-интерната,
г. Мичуринск, Тамбовская область
Фото А.Степанова
ТАБЛИЦЫ
|