«Семь НЕ» для учителя
Методическая разработка педагогического совета, посвященного проблемам воспитания
Мы продолжаем давать вам подсказки, которые можно использовать в повседневной школьной жизни. Например, при проведении педсоветов. В предыдущих публикациях мы рассматривали основные этапы подготовки педсовета и сценарий проведения педсовета, посвященного педагогическому взаимодействию (см. № 37 и 47/2004). Теперь обращаемся на педсовете еще к одной теме, волнующей любую школу.
Итак, начинаем!
Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще на педагогических советах обращаются к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Предлагаем на одном из педагогических советов рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием школьников.
Процесс воспитания школьников за последние время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.
Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я».
Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, он зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. На уроке ребенок учится работать, он учится анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству.
И, наверное, если мы сможем переступить через заформализованность и консерватизм, начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективный и результативный.
Предлагаемая тема педагогического совета «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».
Цель и задачи педсовета представлены на схеме.
Схема 1
Новые формы в организации и проведении педагогических советов, на наш взгляд, должны быть яркие, лаконичные, увлекающие и вовлекающие в активную деятельность всех членов педагогического коллектива.
В ходе работы педагогического совета предлагается создать плакат о правилах действий педагога по воспитанию школьников, выработать правила семи НЕ в воспитательном процессе и десять правил успешного воспитания для конкретного педагогического коллектива.
Осмыслив все сказанное, можно представить коллаж по теме педагогического совета; для создания хорошего настроения и эмоциональной разрядки на педагогическом совете может работать группа эмоциональной поддержки, которая обобщит рассмотренные вопросы и оценит всю работу с долей юмора.
Предлагаемый план
проведения педагогического совета
- Вступительное слово. Обоснование выбора темы.
- Выступление по теме «Личность школьника: определение и особенности».
- Выступление по теме «Школьное воспитание: цель и основные направления».
- Работа в творческих группах по созданию позитивных программ педагогических действий.
- Презентация созданных программ.
- Презентация группы эмоциональной поддержки педсовета.
- Подведение итогов. Принятие решения.
Все теоретические выступления должны быть лаконичными, четкими, с использованием наглядного материала – схем, таблиц и т.п. Предлагаем схемы для вы¬ступлений «Личность школьника: определение и особенности» и «Школьное воспитание: цель и основные направления».
Теоретическое выступление, основанное на схеме 2 «Личность школьника: определение и особенности», может быть таким.
В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.
Термин «личность» (person) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста. Само происхождение понятия уже вкладывает в него особое содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общечеловеческих отношений.
Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности; как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.
Итак, индивидом рождаются, личностью становятся.
Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.
Личность определяется тем,
- что она знает,
- что она ценит,
- что и как она созидает,
- с кем и как она общается,
- каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.
Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности).
- Познавательный потенциал – определяется объ¬емом и количеством информации, которой располагает ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.
- Морально-нравственный потенциал – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.
- Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
- Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
- Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.
После кратких теоретических выступлений предлагаются задания творческим группам. Творческие группы формируются до начала работы педсовета, и, придя на педагогический совет, все педагоги рассаживаются по группам.
Схема 2
Задание творческим группам
1 группа
- Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
- Создать программу действий педагога для воспитания личности учащегося.
- Представить данную программу в виде плаката (за основу взять предложенный рисунок).
Данной группе предлагается готовый плакат, где уже есть рисунок, задача участников – вписать в него действия педагога для воспитания личности учащегося. Пример плаката представлен на рисунке 1.
Воспитание личности учащегося
2 группа
- Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
- Создать систему правил «Семь НЕ», представляющую семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника (за основу предлагаем взять результаты микроисследования).
- Представить данную программу в виде листовки для общего пользования.
3 группа
- Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
- Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющую десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника (за основу предлагаем взять результаты микроисследования).
- Представить данную программу в виде листовки для общего пользования.
При подготовке педагогического совета проводится микроисследование среди учащихся 9–11-х классов для определения положительных и отрицательных качеств современного учителя с точки зрения учащихся. Учащимся предлагается выбрать 10 положительных и 10 отрицательных качеств педагога (см. предложенную анкету), и далее подсчитывается процент выбора каждого качества.
Результаты данного исследования предлагаются педагогам для анализа и формулировки действий педагога, не способствующих и успешно способствующих воспитанию личности учащегося.
Примеры листовок даны на рисунке 2.
АНКЕТА
Выберите десять положительных качеств
современного учителя:
- Доброта
- Уважение ученика
- Чувство юмора
- Терпимость (толерантность)
- Требовательность
- Уравновешенность
- Любовь к детям
- Вежливость
- Индивидуальный стиль
- Оптимизм
- Честность
- Благородство
- Увлеченность
- Общительность
- Дисциплинированность
- Порядочность
- Мудрость
- Пунктуальность
Выберите десять самых отрицательных
качеств учителя:
- Злой
- Жестокий
- Пассивный
- Неинициативный
- Мямля
- Несобранный
- Истеричный
- Неорганизованный
- Скучный
- Замкнутый
- Агрессивный
- Ограниченный
- Безразличный
- Непоследовательный
- Нудный
- Слабохарактерный
- Бестолковый
- Безответственный
В качестве примера приведены результаты анкетирования учащихся школы № 901, которые использовались при проведении данного педсовета.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Лучшие качества учителя по мнению учащихся
Отрицательные качества учителя
по мнению учащихся
4 группа
- Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
- Создать коллаж рассматриваемой темы: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса» (для этого можно использовать рисунки, отражающие процесс воспитания; можно использовать рисунки из детских книжек, рисунки, данные в программе Microsoft Word).
- Представить данный коллаж с краткими комментариями.
5 группа. Эмоциональная поддержка педсовета
- Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
- Провести анализ предложенной работы и представленных результатов.
- Создать творческое произведение проведенной работы (это может быть частушка, стихотворение, песня, ода и т.п.).
- Представить творческий отчет группы.
На выполнение заданий группам отводится не более 20–25 минут, далее идет презентация созданных программ.
В качестве решения педагогического совета предлагается каждому учителю взять за основу в своей работе правила «Семь НЕ» и правила «Десять заповедей успешного воспитания», выработанные в ходе работы. Желательно каждому учителю сделать распечатку этих правил, так чтобы они всегда лежали у него на рабочем столе.
Схемы, которые могут помочь вам при подготовке и проведении педсовета. В данном случае они служат лишь ориентиром, а точнее даже – просто подсказкой к обсуждаемой теме.
Схема 3
Содержание воспитания
Схема 4
Общие принципы воспитания
Схема 5
Подходы к осуществлению воспитания
Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901, г. Москва
При подготовке к данному педагогическому совету можно использовать следующую научно-методическую литературу:
Щуркова Н.Е. За гранью урока. – М.: ЦГЛ, 2004;
Кулагина И.Ю. Личность школьника. – М.: Творческий центр «Сфера», 1999;
Маленкова Л.И. Я – Человек! – М.: ТОО «Интел Тех», 1996;
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000;
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
|