Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2005

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; 1/2005

Все тот же сериал «Гримасы директорских будней». Но, завершая цикл «Подбор, прием и расстановка кадров», предлагаю «на посошок» последнюю серию этого сезона. А для тебя это будет очередная задача, или, как мы раньше условились, пример со звездочкой:

ПРИМЕР: Из-за сокращения количества классов в штатном расписании ОУ уменьшается количество должностных единиц. Например, когда было 23 класса, в ОУ в штатном расписании предусматривалось две ставки заместителя директора по УВР, а теперь, когда мы находимся в диапазоне от 17 до 22 классов, положено только 1,5. (См. «Типовые штаты руководящих работников, административно хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ»). При этом функционал данного работника сокращается незначительно. Да и велика ли разница по организации учебно-воспитательного процесса в 22 или в 23 классах?! А заработная плата уменьшается ровно на половину! Вот тебе и гримасы управленческой жизни...

Что будешь делать, директор, выбирая из двух своих заместителей того, кому предстоит либо 0,5 ставки, либо уйти?

L Если уволишь того завуча, с которым у тебя больше всего возникает конфликтов, а другому, «хорошему», предложишь 1,5 ставки, то все, чему учила тебя в двух «Азбуках», не помогло, и мне и за тебя, да и за себя обидно…
L  Если пообещаешь обездоленному до 0,5 ставки заместителю, что все замены будем выписывать на нее (ты уже наслышан, что бывают и такие финансовые «шалости» в ОУ?), то жди гостей из КРУ, а если забыл?! что это — грозно напомню, это контрольно-ревизионное управление…
L  Если разделишь всем сестрам по серьгам, т.е. по 0,75 ставки каждому заместителю, то ты, конечно, хоть и справедливый работодатель, но для одного. А для другого — все тот же работоотбиратель…
K  Если у заместителей директора четко прописан функционал и ты, руководитель, не менее четко определил сокращение функционала по одному из направлений деятельности заместителя и доказал, что количество работы уменьшается на половину, то ты и решил только половину этой управленческой задачи, а жизнь, не терпящая половинчатого решения, скоро даст тебе это знать…
J  Если ты, объяснив сложившуюся ситуацию, предложишь заместителю 0,5 ставки и 50% доплаты за расширение зоны обслуживания, то ты, молодец, догадался, и с арифметикой у тебя все в порядке, а как с расчетами фонда экономии заработной платы, проверил?
J  А если ты запишешься на прием к своему начальнику и объяснишь ему, человеку толковому и вдумчивому, все юридические, финансовые, моральные, этические, да и просто человеческие причины, по которым ты, начинающий свою управленческую жизнь директор, не можешь ни уменьшить заработную плату заместителю, ни лишиться этого человека в управлении школой. И может быть, тебе повезет, и тебя поймут, и включат дополнительные 0,5 ставки ЗД для организации… (а вот это ты должен сам толково написать в своей докладной записке на имя начальника)… Тогда сердце мое за тебя будет спокойно, вижу, как ты растешь и мудреешь не по дням, а по часам!

Ну что, подошло время завершить разговор по теме «Подбор, прием и расстановка кадров». Но если для меня он на самом деле завершился и в жизни, и в данном разделе книжки, то для тебя он только начинается, этот длинный марафон твоей кадровой политики.

Это теперь твоя неотъемлемая часть жизни. И днем, в суете рабочего ритма, и ночью, во сне, будут преследовать тебя нерешенные вопросы по вакансиям, по расстановке, по личным ситуациям сотрудников. И подчас будет казаться, что «мозги не выдерживают» и душа уже не вмещает… Но на смену проблемам будут приходить радости и успехи, и ты почувствуешь, как это здорово — жить большой семьей. И эти члены твоей большой семьи, которые на юридическом языке называются «работники», в учреждении — «сотрудники», для тебя все больше и больше будут становиться родственниками, по родству душ и родному месту жизни, имя которому — наша школа.

§ 2. АТТЕСТАЦИЯ И НАГРАЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

А мы, продолжая бег по кадровой дорожке, делаем остановку на известном нам заранее маршруте:

Аттестация — от лат. attestare — свидетельствовать, удостоверять.
Что же мы свидетельствуем, что удостоверяем?
Часто во время выпускного вечера, когда выпускникам вручают аттестаты о полном среднем образовании, в речах напутствующих слышим: «Раньше документ об окончании школы называли аттестатом зрелости…». А зрелость, как пишет В. Даль, означает — возмужалость, взрослость, обдуманность, степень рассудительности, неопрометчивость.

Значит, проводя аттестацию педагогических и руководящих кадров и вручая учителю (руководителю) аттестационный лист, мы свидетельствуем его педагогическую (управленческую) возмужалость и взрослость; и удостоверяемся в обдуманности, рассудительности, неопрометчивости его педагогических (управленческих) действий. И понимаем, что перед нами педагог (руководитель), имеющий определенный опыт и значительный результат труда. Иными словами, мы соприкасаемся с одним из сложнейших вопросов управления — определением результатов труда педагогических и руководящих работников, оценкой качества их деятельности.

Да простят меня финансисты и юристы, представители служб жизнеобеспечения зданий и т.д., но нет ничего более сложного в жизни руководителя образовательного учреждения, чем адекватная и честная, компетентная и искренняя оценка труда и заслуг коллеги по ремеслу наставника и педагогическому искусству общения. И, преклоняясь перед теми, кто рискнул в параметрах и компонентах, процентах и цифрах измерить результат педагогического и управленческого труда, понимаю, что ожидать совершенных решений в этих вопросах нельзя. Но без таких измерений и оценок невозможно построить систему, позволяющую нам, руководителям, увязать вопросы профессиональной компетентности и уровня заработной платы работников, которые не могут зависеть от нашего личного восприятия «возмужалости и взрослости», нашей личной оценки «обдуманности, рассудительности и неопрометчивости» сотрудников.

Поэтому, не вдаваясь далее в проблему «что такое хорошо и что такое плохо» в организации аттестационной деятельности в ОУ, разберемся в основных технологических элементах этой работы. И, как всегда, для уяснения сути организации, зададим сами себе несколько вопросов:

Ну, как? Останется время на эмоции и раздумья о великом и вечном? То-то же…

На самом же деле, останется время и на эмоции, и на раздумья, если процесс будет правильно организован. И если к этому делу ты отнесешься с душой, поскольку касается оно очень важной стороны жизни твоих коллег — оценки значимости их труда, что при невысоком уровне зарплаты остается единственным, чем мы можем отметить их труд и вклад в наше общее дело.

А для правильной организации необходимо заручиться нормативной поддержкой в этом вопросе. Поэтому, в первую очередь, определимся в позициях нормативно-правового обеспечения аттестации педагогических и руководящих кадров, которое, следуя уже известной нам схеме, будет выглядеть так:

Как видишь, система нормативно-правового обеспечения уже в самом начале изучения темы помогает ответить на многие из поставленных вопросов. Но, тем не менее, начнем все по порядку. Итак, ДЛЯ ЧЕГО аттестуем?

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений

(Приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908):
ЦЕЛЬЮ АТТЕСТАЦИИ является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.
Основными ЗАДАЧАМИ АТТЕСТАЦИИ являются:
— Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
— Обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Думаю, что прежде, чем прозвучит вопрос «ДЛЯ ЧЕГО?», необходимо определить приоритеты, поставив прежде всего перед самим собой более важный вопрос «РАДИ ЧЕГО?», а лучше, «РАДИ КОГО?» мы проводим эту многотрудную работу? И ответа на него мы не можем получить в нормативных документах, потому что это вопрос — личностно смысловой, а значит, каждый руководитель должен сам определить смысл этой деятельности для себя и своих коллег.
Конечно, имеет смысл заниматься этой работой, если речь идет о «непрерывном повышении уровня профессиональной компетентности» и тем более о «возможности повышения уровня оплаты труда». Но мне всегда казалось, что глубинный смысл этой деятельности другой: доказать педагогу, что дело, которому он служит, важно всем; что результат его труда оценен его коллегами по заслугам; что мы, коллеги, искренне сорадуемся его теперешним успехам и ждем покорения новых высот; что мы верим в него, что он — наша надежда.
Иными словами, аттестуя коллегу по нелегкому педагогическому труду, мы свидетельствуем ему наше уважение и любовь. Мы даем возможность коллеге понять и принять результат его труда как его личный вклад в наше общее дело, признание его заслуг и достижений другими коллегами по педагогическому труду, и, наконец, дать возможность ему реализовать свой потенциал, горизонты которого всегда должны быть для учителя открытыми и ясными. И если этим смыслом «пропитана» аттестация, то педагоги, несомненно, будут и дальше «непрерывно повышать…» и стремиться «достигать соответствия…»

Вторая группа вопросов: «КОГО и КАК аттестуем?», затрагивает позиции организации процесса аттестации кадров, т.е. определяет подходы к организации процедуры аттестации.

Из Положения о порядке аттестации…(Приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908):
Положение регламентирует порядок аттестации педагогических и руководящих работников… ОУ, по должностям которых тарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий.

Таким образом, суть аттестации заключается в установлении соответствия профессиональных данных педагогического работника а) требованиям по должности и б) требованиям к заявленной категории.

Кстати, аттестация кадров — это не ультрасовременное «изобретение» управления. И в предыдущие десятилетия ее проводили, правда, как поголовно обязательную и с обязательным участием партийных и профсоюзных органов. И результат аттестации всегда оформлялся документом, в завершающих сроках которого у каждого аттестуемого писали: «Соответствует занимаемой должности». Ни на заработную плату, ни на определение каких-либо категорий такая аттестация не влияла, потому что партия не позволяла оценивать работника по профессиональным умениям и тем более ставить его по какому-либо ранжиру, потому что все должны были быть «равными»: и в бедности своей, и в уравниловке к оценке труда, и в общем отношении к школе как идеологической машине по формовке подрастающего поколения.
Помнишь, как в кинофильме «Гараж»:
— Товарищи, у нас не может быть хорошей работы.
Работа может быть удовлетворительной или неудовлетворительной!

А вот чем отличаются теперешние подходы к организации аттестации кадров, так это принципами, лежащими в основе современной аттестации, первым и наиважнейшим из которых объявлена добровольность участия в аттестации:

Из Положения о порядке аттестации… (Приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908):
ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ аттестации являются:
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;

А с этим принципом ты, как вновь назначенный руководитель, познакомился, поэтому в твоей трудовой книжке уже имеется запись: Присвоена первая квалификационная категория по должности «директор»
ОТКРЫТОСТЬ И КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.

Значит, первое и главное, что ты, теперь как руководитель, должен в организации процесса аттестации усвоить:

Но при этом объяснять работнику основы нормативного регулирования проведения аттестации руководитель обязан. И в частности, необходимо ознакомить его со следующим положением:

Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам). Приложение к письму Минобразования РФ
от 29.03.2001г. № 20-52-1350/2—5. 3.2. Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой желают пройти аттестацию
не менее 1 года — для II квалификационной категории,
не менее 2 лет — для I квалификационной категории,
и не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории.
Каверзный вопрос:
Если работнику в этом учебном году уже присвоена квалификационная категория, когда он может подавать заявление на более высокую категорию?
Ответ получаем в документе под названием:
Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 14.12.2000 г. № 22-06-1375/175: Ответы на вопросы по применению Положения о порядке аттестации педагогическихи руководящих работников государственных и муниципальных учреждений (вопрос 5):
Работник, которому в текущем учебном году присвоена квалификационная категория, может обратиться с заявлением о прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию в соответствующую аттестационную комиссию с заявлением в сроки, установленные для его подачи.
Перевод с русского юридического управленческого
L на русский общедоступный J:
Если федеральным Положением установлены сроки подачи заявлений в соответствующую аттестационную комиссию с 15 апреля по 30 июня, то работник в текущем году может подать заявление, а в следующем учебном году проходить аттестацию.

Двигаемся дальше. Как видно из расположения принципов, обратная сторона добровольности есть обязательность, и об этом также руководитель не имеет права забывать.

Поэтому второе и тоже главное, что должен соблюдать руководитель, напоминая работнику:

Следовательно, если работник не изъявил желания через пять лет подтвердить свою квалификационную категорию, то он ее лишается, и руководитель, обязательно изменяя разряд оплаты труда, должен исходить из уже известной тебе системы оплаты труда с учетом образования и стажа педагогической работы:

Поэтому будет правильно, если ты как руководитель вовремя, а лучше заранее напомнишь коллеге о сроках действия его квалификационной категории.

Прими СОВЕТ: сделай себе хоть и большую, но очень удобную шпаргалку, в которой помести данные о присвоении категорий (или разрядов по оплате труда, если у работника еще нет квалификационной категории), включающие дату присвоения (установления) и номер приказа:

+ Во-первых, такая шпаргалка дает возможность не забыть и тебе, руководителю, и работнику о сроках прохождения следующей аттестации.

+ Во-вторых, она дает возможность тебе как руководителю прогнозировать направления и сроки аттестационной деятельности во вверенном тебе ОУ.

+ В-третьих, индивидуально по каждому работнику можно увидеть «реперные точки» его индивидуальной траектории профессионального роста, что руководителю надо всегда знать и помнить.

+ В-четвертых, такая шпаргалка дает возможность сверять данные записей в трудовых книжках работников.

+ В-пятых, это просто удобно для работы, когда сделаешь, сам увидишь.

Итак, работник, изъявляя желание быть аттестованным на квалификационную категорию, обращается с заявлением в соответствующую аттестационную комиссию. Кому и чему она соответствует? Она соответствует уровню заявляемой работником квалификационной категории:

Но каков бы ни был уровень данной комиссии, все они теперь (на основании федерального положения) действуют в соответствии с единым для всех, независимо от ведомственной подчинености, механизмом аттестации педагогических и руководящих кадров:


Только не надо думать, что мы опять наступаем на прежние грабли единообразия и обезличивания, раз все комиссии работают по единому «сценарию». Это как раз то единство, которое в управлении называется унификацией — [от лат. «unus (uni) — одно + facere — делать] — приведением чего-либо к единой схеме, форме. Иными словами, мы же одно дело делаем, значит, надо делать это по общим для всех правилам и технологиям.

И если в вопросе правил, т.е. распорядка проведения аттестации, все теперь ясно и едино, как собственно и должно быть, то в вопросах технологии, т.е. совокупности способов и методов реализации аттестации педагогических и руководящих кадров, еще много «белых пятен». Но и здесь уже есть возможность поиска общих подходов к проведению аттестации как экспертизы профессиональной компетентности и оценки эффективности труда.

В ходе аттестации мы должны архиосторожно вводить инновационные варианты экспертизы педагогов, поскольку речь идет не только об оценке их профессиональных знаний и результатов их труда. По большому счету, аттестуя педагогов, мы решаем вопрос судеб многих людей, оценивать деятельность которых коллегами-экспертами можно при условии, что для каждой предлагаемой формы аттестации до начала самой процедуры четко определены ее содержание и система требований.

Нашим доблестным профсоюзам, защищающим права педагогов в таком сложном вопросе, как аттестация!
Как не поблагодарить наших защитников за нормативную борьбу с проектом рекомендаций по критериям, формам и процедурам аттестации педагогических и руководящих кадров (Письмо МО РФ от 28.12.2000 г. № 22-06-1448), который по настоянию профсоюзов (от 08.02.2001 г. № 29) был отменен (Письмо МО РФ от 06.03.2001 г. № 22-06-286).

Но оставлять без внимания эти вопросы нельзя. Поэтому более детально мы вернемся к ним в темах «Повышение профессиональной квалификации кадров» и «Методическая деятельность в ОУ», где результатом методической работы педагога будем считать тот эффект, который она дает для повышения профессиональной компетентности и эффективности педагогического труда.

А пока вернемся к аттестации кадров. И начнем с волеизъявления работника, т.е. с его заявления, которое хоть и пишется по единой для всех форме, но обязательно содержит индивидуальные черты:

Так что, как видишь, на деле простое заявление работника, во-первых, не так-то просто правильно оформить, а во-вторых, если учесть, что и в этих вопросах «дивная канцелярия» продолжает свою интенсивную деятельность, и заявление обрастает необходимыми и дополнительными сведениями, то все на самом деле не так просто, как казалось сначала. И такой простой шаг, который мы делаем, организуя этап «подача заявления в аттестационную комиссию», на самом деле требует достаточного времени и сосредоточенного внимания по сбору и оформлению необходимых документов.

Продолжение следует

Приложение

Рейтинг@Mail.ru