Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2005

Технологии

Педагогический мониторинг в практике образовательного учреждения

Одна из основных задач, стоящих перед школьной администрацией, – это оптимизация управления. То есть обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса. Педагогический мониторинг в решении этой задачи играет существенную роль. Если, конечно, вы изначально правильно выберете траекторию движения и последовательность шагов.
О своей работе в этом направлении сегодня рассказывают ваши коллеги из Ярославля.

Внедрение мониторинга осуществляется в каждом образовательном учреждении. Однако практический опыт показывает, что многие из нас утопают в собранной информации и не всегда успевают использовать ее в полном объеме. Основные причины – избыток имеющейся информации и, разумеется, дефицит времени.

Поэтому, включая педагогический коллектив школы в работу над методической темой «Педагогический мониторинг как динамичная система отслеживания результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя», мы исходили из того, что именно мониторинговые исследования

– помогают каждому участнику образовательного процесса осмыслить собственную деятельность;
– определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения;
– насколько они адекватны целям образовательного процесса и возрастным особенностям школьников.

Кстати сказать, уровень информационно-аналитической культуры руководящих и педагогических работников определятся не столько количеством анализируемой информации, сколько рациональностью ее отбора, накопления, обработки и хранения. И в связи с этим в первую очередь нами были определены цели и задачи мониторинга, характерные для нашего педагогического коллектива.

Цели:

– отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых школой;
– определение эффективности управления качеством образования.

Задачи:

– непрерывно наблюдать за состоянием образовательного процесса и получать оперативную информацию о нем;
– своевременно выявлять изменения, происходящие в образовательном процессе, и факторы, вызывающие их;
– предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
– осуществлять краткосрочное прогнозирование развития процесса образования в школе;
– оценивать эффективность и полноту реализации методического обеспечения образовательного процесса.

Организационно-методические требования к процедуре мониторинга:

– набор показателей мониторинга должен быть ограниченным и постоянным в течение установленного периода;
– показатели должны носить оценочный характер;
– периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Изучение научно-методической литературы и опыт работы образовательных учреждений других территорий еще раз убедили нас в том, что для успешного внедрения педагогического мониторинга в практическую деятельность школы обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.

Нами на подготовительном этапе были

– определены объекты мониторинга;
– установлены сроки представления информации;
– назначены ответственные за сбор информации;
– осуществлена разработка единого инструментария в форме «мониторинговых карт» (это, на наш взгляд, самое сложное дело);
– создана примерная модель внутришкольного мониторинга, включающая: критерии, показатели критерия, методы и средства мониторинга, сроки представления информации и ответственных лиц.

В ходе практического этапа отрабатывалась технология «запуска» мониторинга, сбора информации и «свертывания» ее на различном уровне – от учителя до руководителя ШМО; от руководителя ШМО до заместителя директора по УВР (НМР); от классного руководителя до заместителя директора по воспитательной работе; от заместителей директора до руководителя школы. Мы в очередной раз убедились в том, что чем выше уровень управления, тем более сжатой и краткой должна быть представленная информация. Более того, мы добились, что содержание информации у нас не дублируется. Она укрупняется и синтезируется адресно и сообразно должностным обязанностям руководящих работников школы.

Аналитический этап предусматривает систематизацию информации, ее анализ и принятие управленческих решений. На наш взгляд, этот этап не простой, ибо требует слаженной работы всех членов административной команды вместе и каждого в отдельности. Точность, своевременность, объективность, полнота, структурированность и синтез – те требования, без которых мониторинг не может быть эффективным. Внедрение в управленческую деятельность стандартизированных информационных карт по различным направлениям мониторинга позволило сократить объем нашей аналитической справки по итогам учебного года до 15 страниц формата А-4.

Основной критерий отбора информации – возможность уполномоченного (ответственного) лица на основе ее анализа принимать управленческие решения на своем уровне. Сбор информации, по результатам анализа которой собравшее ее лицо не может или не уполномочено принимать управленческие решения, не имеет отношения к управленческой деятельности и по этой причине нецелесообразен.

Раскроем технологию внедрения «мониторинговых карт» успешности обучения учащихся «группы резерва», поскольку эта проблема нам представляется одной из актуальных и непростых в работе педагогического коллектива.

В августе заместитель директора по УВР выдает каждому классному руководителю стандартизированный бланк отчета «Мониторинг успешности обучения учащихся конкретного класса» (см. Приложение). Отчет рассчитан на учебный период от 2-х до 4-х лет в зависимости от класса (для учащихся III ступени обучения – на два года). Работа с этим документом позволяет классному руководителю:

– отслеживать успешность обучения учеников своего класса в динамике,
– своевременно заметить сбой в учебе у отдельных ребят,
– выявить причины затруднений;
– оказать учащимся помощь, включив в коррекционную работу психолога, учителя-предметника и родителей.

Для «учителей-новичков» по работе с бланком отчета осуществляется индивидуальное консультирование.

Отчеты принимаются по итогам каждой четверти (полугодия в старших классах). Информация вносится в компьютер, систематизируется, обрабатывается в Exel (либо секретарем-делопроизводителем, либо непосредственно замдиректора по УВР, если они владеют навыками работы с персональным компьютером), в результате формируются списки для различных категорий участников образовательного процесса и для различных целей анализа.

Списки учащихся по категориям:

  • обучающиеся с одной «4»,

  • обучающиеся с одной «3» (см. мониторинговую карту № 1),

  • учащиеся, не усвоившие программный материал.

Мониторинговая карта № 1

Список учащихся, обучающихся с одной «3» (по классам) 1 четверть 2003/2004 учебного года

Примечание:

  • Данная информация может быть использована для собеседования как с учащимися, так и с классными руководителями.

Списки учителей, у которых обучаются следующие категории учеников:

  • одной «4»,

  • одной «3»,

  • учащиеся, не усвоившие программный материал (см. мониторинговую карту № 2).

Мониторинговая карта № 2

Список учителей, у которых учащиеся обучаются с одной «3» 1 четверть 2003/2004 учебного года

На основании мониторинговых карт № 1 и № 2 формируется сводная информация (см. мониторинговые карты № 3, 4) «Мониторинг учебных результатов учащихся «группы резерва» по циклам предметов.

Мониторинговая карта № 3

Мониторинг учебных результатов учащихся «группы резерва» (по циклам предметов)
1 четверть 2003/2004 учебного года

Гуманитарный цикл предметов

В такой же логике обобщается информация и по другим циклам предметов. Это позволяет увидеть результаты учебной деятельности каждого учителя в отдельности, группы учителей «родственных предметов», всего педагогического коллектива; задать себе много вопросов и постараться на них ответить.

В зависимости от цели анализа данный вид информации может быть использован непосредственно педагогом, руководителем школьного методического объединения учителей, а также администрацией школы.

Мониторинговая карта № 4

Циклы предметов

Примечание:

  • циклы предметов можно ранжировать по цифровым показателям;

  • в этом примере ранжирование произведено по категории учащихся, не усвоивших программу.

Данный вид информации используется руководством школы для проведения административных совещаний, педагогического совета, анализа деятельности педагогического коллектива за четверть (учебный год).

Кроме того, такое взаимодействие экономит время классного руководителя (не надо ежегодно переписывать списки учащихся класса и общие данные об учениках, помогает оперативно подготовиться к сдаче отчетов по движению учащихся, итоговой и промежуточной аттестации учеников); облегчает завучу школы формирование статистического отчета «ОШ-1».

В начале 2-й четверти администрация школы обращает внимание учителей-предметников на необходимость индивидуальной работы с учащимися. Текст обращения вывешивается в учительской.

Директор школы

После информирования педагогического коллектива о результатах учебной деятельности за четверть педагогу выдается «карта индивидуальной работы» (см. мониторинговую карту № 5), которая в следующей четверти нацеливает его на усиление индивидуальной работы с конкретным учеником, поиск причин неуспешности обучения и вскрытия внутренних резервов ученика.

Мониторинговая карта № 5

Карта индивидуальной работы учителя-предметника (2 четверть 2003/04 учебного года)

Примечание:

  • Такой категории учащихся у данного педагога в 1-й четверти 2003/04 учебного года не было.

О продуктивности своей индивидуальной работы с учащимися «группы резерва» учитель-предметник информирует администрацию школы, используя мониторинговую карту № 6.

Мониторинговая карта № 6

Продуктивность индивидуальной работы с учащимися «группы резерва» (перешли или остались в данной категории по итогам 2 четверти 2003/04 учебного года)

Ф.И.О. педагога – Смирнова О.А.

Из представленной учителем информации о результатах индивидуальной работы с учащимися во 2-й четверти видно, что Евстафьева К. перешла в категорию учащихся, обучающихся только на «5», а Смолкина А. – в категорию учащихся обучающихся, на «4» и «5».

В целом в школе по итогам 2-й учебной четверти отмечается положительная динамика индивидуальной работы учителей-предметников с учащимися «группы резерва». Улучшилось взаимодействие классных руководителей с «предметниками»; значительно сократилось число неуспевающих; психологу был сформирован заказ на изучение возможных причин снижения мотивации и успешности обучения отдельных групп школьников.

Нам думается, что деятельность педагогического коллектива в режиме мониторинга достаточно продуктивна, ибо она формирует потребность педагогов в поиске новых и более эффективных форм индивидуальной работы с учеником, чаще прибегать к помощи школьного психолога, способствует созданию условий для организации и проведения дополнительных занятий с учащимися.

Важен результат. А это – успешное усвоение школьниками «группы резерва» учебного материала и сохранение их познавательного интереса к предмету.

Галина ПАВЛОВА,
ст. методист Центра развития образования,
Надежда АНТОНОВА,
замдиректора по УВР школы № 18,
Надежда ИСАЕВА,
замдиректора по УВР школы № 18, г. Ярославль

Приложение

Рейтинг@Mail.ru