Сообщение министра образования и науки Российской Федерации
А.А. Фурсенко о задачах 2005 года:
– В сфере образования в новом году министерство намерено проводить дальнейшую работу по выполнению решений, которые широко обсуждались в обществе и получили одобрение Правительства. В числе основных задач – повышение доступности образования, удовлетворение кадровых потребностей экономики, усиление инвестиционной привлекательности системы образования. Общее образование будет ориентировано на выравнивание стартовых возможностей детей и индивидуализацию образовательных программ. Предусматривается начало обучения в системе дошкольного образования с 6-летнего возраста. 4–5-летняя начальная школа мягко адаптирует ребенка к школе. В 9 классе школьник выберет собственный образовательный профиль, и в 10–11 классах пройдет профильное обучение. Нагрузка на школьников снизится. Изменения в Базисном учебном плане будут сопровождаться увеличением стоимости педагогического часа.
Существенный общественный резонанс получил эксперимент по введению единого государственного экзамена, призванного внести системность в оценку качества знаний и повысить доступность качественного высшего образования. Идея ЕГЭ состоит в совмещении итоговой аттестации школьников и вступительных испытаний абитуриентов. Но важно, что ЕГЭ не исключает ни традиционной формы итоговой аттестации, ни иных вариантов поступления в вузы. В 2004 году эксперимент по введению ЕГЭ в 65 регионах был обеспечен созданием информационной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, подготовкой специалистов, предоставлением абитуриентам возможности заочного участия во вступительном конкурсе (без выезда к месту расположения вуза). Это позволяет в 2005 году расширить рамки эксперимента: усилить нормативную базу, скорректировать контрольно-измерительные материалы в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, развивать компьютерные формы проведения ЕГЭ, шире привлекать общественных наблюдателей для повышения доверия к результатам экзамена и т.д.
Подготовка в учреждениях начального и среднего технического образования преобразуется в набор модульных курсов – подготовке специалистов в НПО/СПО будет уделяться повышенное внимание в связи с растущими запросами рынка труда. Обучение в вузах разделяется на два уровня: бакалавриат и магистратуру (или специалитет), но из этой системы допускаются разумные исключения (например, при подготовке медиков, архитекторов, по ряду инженерных специальностей). Круг организаций, имеющих право оказывать образовательные услуги, расширится – как и участие работодателей в определении аспектов образовательного процесса, касающихся подготовки квалифицированных специалистов. Общеобразовательные учреждения закончат переход на нормативное подушевое финансирование. Продолжится разработка таких механизмов финансирования, как образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства и другие. В 2005 году будет представлен на рассмотрение проект «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации». В январе пройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Ювенальная юстиция. Правовой и образовательный аспект». Готовятся Всероссийское совещание по реализации программы обеспечения жильем молодых семей, а также конкурсы «Учитель года», «Лидер в образовании», «Лучшие школы России».
В сфере науки и инноваций министерство нацелено на формирование конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний. Для этого будут выстраиваться механизмы реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечня критических технологий. Национальная инновационная система призвана стимулировать коммерциализацию и внедрение в производство научных разработок. Ее формирование обосновывают Основные направления политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года. Очень важное направление – законодательная защита интеллектуальной собственности, в том числе пресечение распространения контрафактной продукции. Не меньше внимания будет уделено выполнению новой редакции ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002–2006 годы. В результате планируется увеличить производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции на 3 млрд. руб. и на 1 млрд. руб. выпуск экспортных высокотехнологичных товаров. Для коммерциализации технологий предусматривается привлечение 4,7 млрд. руб. из внебюджетных источников. Прогнозируется образование порядка 40 новых высокотехнологичных организаций и создание около 4000 рабочих мест для высококвалифицированных работников. 200–250 проектов ведущих научных школ России получат поддержку со средним объемом финансирования до 1,5 млн. рублей. Размеры двухлетних грантов для кандидатов наук планируется увеличить до 150 тыс. руб., для докторов – до 200 тысяч.
В 2005 году будет заложена система надзора и контроля за правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Продолжится работа над законодательством в сфере лицензирования, охраны интеллектуальной собственности и регламентации использования товарных знаков. В сфере международных контактов мы сосредоточимся на вопросах двустороннего научно-технического сотрудничества с ведущими государствами мира и на реализации Болонской декларации, положения которой ориентированы на создание европейского пространства высшего образования.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ |