"Мы будем перестраивать школу"
Наука на службе у образования
Экспериментальная работа для множества российских школ – такой же привычный ежедневный труд, как и педагогический процесс.
А специалист, отвечающий за эту деятельность, – полноправный член трудового коллектива.
Чем интересны школам научные поиски? Какие проблемы они помогают решать? Мы попробовали это выяснить, обратившись к опыту отдельно взятого эксперимента.
На наши вопросы отвечает заместитель директора по экспериментальной работе московской школы № 1202, кандидат психологических наук Марина БЕСЕДИНА.
– Марина Владимировна, в чем заключаются ваши обязанности?
– Наша школа – экспериментальная площадка. И моя главная обязанность – координация работы всех членов педагогического состава, входящих в эксперимент.
Кроме того, я отвечаю за связь школы, так скажем, с внешним миром, в том числе научным. Мы привлекаем дополнительные кадры, чтобы оживить школу изнутри, дать импульс работе педагогов, открыть школу для сотрудничества с лабораториями и университетами…
– А внешний мир охотно обращает свой взгляд на школу?
– Научным работникам интересна возможность поработать с детьми в реальной жизни. Они получают дополнительные сведения для своих исследований, уточняют представление о современном ребенке, потому что сегодняшние дети отличаются от той классики, которая хорошо прописана в учебниках.
– Вы – кандидат психологических наук. Какую пищу для размышлений вы как ученый нашли в школе?
– Моя диссертационная работа позволила открыть экспериментальную площадку. Теперь мы пытаемся из теоретических представлений выстроить практическую программу.
Нами был проведен сравнительный анализ двух государственных образовательных учреждений города Москвы – школы с углубленным изучением английского языка № 1202 и лицея информационных технологий № 1537. Школа иностранного языка выбирается родителями как дань современной моде, а ребенку остается согласиться с выбором взрослых и, независимо от желания, получать именно такое образование. В лицей же дети приходят, ориентируясь на собственный выбор посвятить себя современным информационным технологиям. В итоге долгого исследования, в течение которого проверялось, носят ли результаты случайный характер или все-таки зафиксирована тенденция, мы увидели, что успешность ученика, его эмоциональное состояние напрямую зависят от того, насколько система обучения соответствует его индивидуальным особенностям, интересам и потребностям.
В лицее дети много времени уделяют учебе, к ним предъявляются несоизмеримо более высокие требования. Несмотря на это, все показатели продемонстрировали вполне благополучное эмоциональное состояние. Часть детей, перешедших из нашей школы в лицей, показала, что и им там комфортнее. Не потому, что школа лучше или хуже. Просто они оказались в своей среде. Их потребности были удовлетворены. Если мы розу посадим в открытом грунте средней полосы России, она никогда не будет такой же прекрасной, как в благоприятных для нее условиях юга. То же происходит и с психикой человека.
Современная действительность заставляет нас задуматься над вопросами успеха личности в жизни. И непроизвольно, говоря об успехе, мы связываем это понятие с некоторой удачливостью по определенной шкале ценностей. И у каждого она своя. Поэтому иногда то, что успех для одного, другому представляется совершенной суетой. Однако в общем виде успех можно понимать как результат определенной деятельности личности, сопровождаемый чувством радости.
В контексте проблемы реализации ребенком себя на пути к успеху необходимо рассматривать вопросы соответствия среды индивидуальным особенностям и потребностям личности, то есть необходимо реально сопоставить вероятность достижения состояния радости от результатов деятельности в предложенной образовательной среде.
Среда в свою очередь остается системой, влияющей на формирование устойчивых привычек психосоматического реагирования и поведения учащегося в процессе эмоционально окрашенного взаимодействия в системах «ученик–ученик» и «ученик–учитель». Фактически формируется сложная многоуровневая система человеческих взаимодействий, определяющих личностное развитие всех участников.
На результативность в достижении успеха оказывают влияние определенные психические свойства (внимание, восприятие, память) и явления (эмоциональные состояния) в своей позитивной динамике. Наличие разочарования, страхов ведет к «сворачиванию», упрощению системы желаний и потребностей, вызывает те или иные формы соматических нарушений здоровья. Проведенное нами исследование выявило факт возникновения и развития отрицательно окрашенных эмоциональных состояний, негативно влияющих на процесс целостного развития.
Итак, общая тенденция такова: только в условиях удовлетворения своих интересов эмоциональное развитие не имеет негативных последствий.
– Пожалуйста, расскажите о некоторых конкретных результатах…
– Например, на первом этапе (в пятых–седьмых классах) у представителей обоих полов фиксируется проявление страха самовыражения, мнения окружающих, проверки знаний. Мальчикам же дополнительно свойствен и страх перед учителем.
На втором этапе (в восьмых–десятых классах) проявляются изменения в виде снижения эмоционального тонуса, психической активности, ощущения комфорта и интереса к обучению.
– Наверное, педагогическому коллективу было непросто признать, что все эти негативные осложнения происходят с детьми, которым они искренне отдают все силы…
– Наш директор, Лариса Юрьевна Корнеева, придерживается такой точки зрения: любой ребенок, проживающий в районе, имеет право прийти в школу и получить образование, связанное с языками. Двери открыты для всех. Родители этому очень рады. Но мы сталкиваемся с вопросом: а насколько это ребенку необходимо? Отсюда проблемы, которые выявило наше исследование. И мы хотим одной простой вещи: чтобы детям было хорошо у нас, даже если родители не спрашивали их согласия, когда записывали в школу № 1202.
– Практические шаги уже просчитаны?
– Мы будем перестраивать школу. Тема нашей экспериментальной работы – формирование эмоциональной сферы ребенка с целью успешности целостного развития личности.
Сейчас много говорят: ребенок имеет полное право на самоопределение. Но взрослые не могут преодолеть чувство недоверия к выбору ребенка. Нам кажется, что мы больше прожили и имеем право направлять детей, не умеющих пока делать выбор.
И мы хотим разработать такую программу, чтобы ребенок научился понимать систему внутренних желаний, мог бы ориентироваться, грамотно обращаться сам с собой и аргументированно отстаивать свои права, забыв об импульсе «хочу–не хочу».
В перспективе хотелось бы прийти к созданию «классов направленности ребенка». В частности, мы предполагаем разработать новые программы в масштабах школы, интегративные курсы. Историю связать с литературой, ввести этикет, соединить это с психологией…
– Этикет?..
– Мы считаем, что введение этикета в школе позволит детям бороться со страхами и негативными состояниями. Наблюдение выявило: дети просто не знают, как вести себя, чтобы не войти в чужое поле. Надеемся, в школе возникнет некое пространство защиты ребенка от негативных влияний со стороны. То есть ребенок будет знать, где ему остановиться в контакте с другим ребенком, как погасить конфликт.
Уроки по этикету у нас уже организованы. Также сейчас в программе полным ходом идут психологические тренинги. Важно, что все эти занятия не носят формального характера. Это всегда дискуссия, неформальное общение, которое сближает учителей с учениками.
Кроме того, для учителей проходят семинары, где они сразу после уроков могут задать вопросы специалистам.
– Что говорит теоретическая часть вашего эксперимента о возрасте школьника: когда можно серьезно говорить с ним о его интересах, потребностях, – ведь в начальную школу, как ни крути, они все равно попадут по выбору родителей?
– Идеально было бы проводить такую работу с пятого класса.
Учителя начальной школы склонны утверждать, что в третьих–четвертых классах дети уже в состоянии определить, к чему они больше тяготеют, – гуманитарная ли направленность присутствует у ребенка или естественно-научная. Снятие нагрузки позволит ребенку раскрыть силы, чтобы более тонко искать себя.
– Марина Владимировна, в вашей школе эксперименты идут не параллельно с педагогической практикой, а напрямую затрагивают ее. Это очень усложняет жизнь учителя?
– В нашем коллективе учителя прекрасно понимают, что лишь таким образом можно дать ученикам полноценное образование. А школьное руководство в свою очередь осознает, в какой сильной поддержке нуждается современный учитель. И уверено, что помогать ему должна наука.
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
Приложение
|