М.: Школьная Пресса, 2004
Сталкиваясь в практической работе с той или иной проблемой, руководитель образовательного учреждения нередко задается вопросом: «Что бы по этой теме почитать?» Если заходит речь о проблемах воспитательной работы в школе, то вопрос приходится уточнять: как выбрать действительно информативный и полезный источник из всего многообразия работ по этой популярной теме? В отечественной педагогической литературе вопросам воспитания всегда уделялось много внимания, а в последние годы особенно. Правда, по преимуществу это работы публицистической направленности, провозглашающие замечательные цели, но очень скупые в указании средств их достижения. Читать такие книги интересно «для души», но не очень полезно «для дела». К тому же субъективные авторские позиции (а любая авторская позиция неизбежно субъективна) смущают своим разноголосием и противоречивостью. Хотелось бы чего-то более целостного, четкого, конкретного…
Новое пособие издательства «Школьная Пресса» в значительной мере удовлетворяет запрос. По структуре это сборник разнообразных статей и материалов по проблемам воспитания школьников. Открывает его стенограмма доклада замминистра образования РФ Е.Е. Чепурных, прочитанного на Всероссийском родительском собрании в 2000 году и задающего тон всем последующим материалам. Первый, самый крупный раздел книги составляют материалы по воспитательной работе Министерства образования России. Это преимущественно методические рекомендации по организации соответствующих видов работы с детьми и родителями, координации воспитательных усилий родителей и педагогов и пр. Читателю, уставшему от митингового пафоса педагогической публицистики, эти материалы наверняка прольют бальзам на израненную душу – их содержание весьма определенно, конкретно, недвусмысленно, как это и положено директивам министерства. Теперь нет нужды разыскивать соответствующие материалы – они собраны составителями сборника под одной обложкой. Правда, датированы они рубежом веков, что в нашу динамичную эпоху производит впечатление некоторой издательской нерасторопности. Но, наверное, более свежих директив не поступало? По крайней мере книга 2004 года издания таковых не содержит.
Но методические рекомендации, сколь угодно конкретные, тоже все-таки относятся скорее к сфере указания целей. А как насчет средств? Что и как следует делать?
В лучших педагогических традициях эта тема раскрывается с помощью ярких примеров, собранных в разделе «Из опыта работы школ». Перефразируя старый афоризм, можно сказать: «Если вы не нашли в этом сборнике упоминания о вашей школе, скорее принимайтесь за работу». Тем более что и инструменты для нее тут же предоставлены – образцы планов работы и диагностических опросников, схемы анализа воспитательных мероприятий… Иными словами, впору повторить за непопулярным ныне классиком: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»
Рецензию подготовил Сергей СТЕПАНОВ