СПб.: КАРО, 2004
О педагогических технологиях в последние годы написано немало. Правда, почти в каждой работе на эту тему встречается не похожее на другое понимание педагогической технологии. По мнению А.К. Колеченко, это «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями». А вы что подумали? На самом деле любая школа этим испокон веку и занимается, не отдавая себе в том отчета. Правда, способами преимущественно дедовскими, традиционными. Автор новой энциклопедии свел под одну обложку все известные ему новации в этой сфере – от «атаки мыслей» (более известной как «мозговой штурм») до так называемой Шольц-методики. Получается в самом деле если не энциклопедия, то весьма интересный свод педагогических приемов, использование которых, несомненно, обогатит методический арсенал любой школы.
Неискушенного читателя может подкупить широта эрудиции автора, о которой можно судить по многочисленным ссылкам на труды и идеи отечественных и зарубежных авторов – от Макаренко и Юнга до «психологов гуманистической психологии» (порой закрадывается сомнение: а был ли у рукописи редактор?). К сожалению, большинство этих ссылок дается без указания источников, приводимый в конце книги список литературы не покрывает и малой их части. Создается впечатление, что широта эрудиции автора сочетается с огорчительной ее поверхностностью, знакомством с большинством идей по вторичным, реферативным источникам. Иначе чем объяснить спорадическое обращение то к суждениям сомнительного мистика Гурджиева, то к малоизвестной работе профессора Ляудис (эту фамилию автор склоняет, не удосужившись уточнить, что принадлежит она женщине), то к вырванным из контекста цитатам Выготского. В целом такой подход производит впечатление не столько энциклопедичности, сколько эклектичности – «с миру по нитке – миру энциклопедия».
Огорчает и та небрежность, с которой подошли издатели к оформлению книги. Шесть опечаток в одном только уже упоминавшемся списке литературы из 16 пунктов – это ж надо было умудриться!
Впрочем, такие «заусенцы» вряд ли заметит кто-нибудь, кроме придирчивого рецензента. Можно не сомневаться, что большинству читателей книга понравится. В конце концов, первые двести страниц, посвященные обоснованию автором своей позиции, можно лишь бегло пролистать (как, вероятно, большинство и поступит). Если б издатели решились выпустить книгу в сокращенном варианте, под более скромным названием, без претензий на научность, – цены б ей не было. Впрочем, и в нынешнем варианте не стоит ее недооценивать. Самая полезная для практика глава – третья. В ней автор уже без всяких натужных ссылок и цитат (в них он, ей-богу, не силен) приступает непосредственно к теме – что и как делать. Просто, доходчиво, конкретно. Тут уже ни Юнг, ни Гурджиев ни при чем. Да и зачем они педагогу? Ему урок вести! А для этого «Энциклопедия педагогических технологий» действительно станет хорошим подспорьем.
Рецензию подготовил Сергей СТЕПАНОВ
Публикация статьи произведена при поддержке сайта, посвященного российской версии всемирно известного колумбийского сериала «Дурнушка Бэтти» (в оригинале «Yo Soy Betty La Fea»). Россия, как и США, Германия, Израиль и многие другие страны, сняла собственную версию сериала, которая в нашем прокате называется «Не родись красивой». На сайте можно прочитать о персонажах и актерах сериала и бесплатно посмотреть онлайн все серии «Не родись красивой».