Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2005

Ваши права

Не будьте легкой добычей…

Продолжаем разговор о проверках. Теперь речь пойдет о том, что директора хронически недофинансируемых муниципальных школ зачастую становятся легкой добычей для различного рода административно-надзорных инстанций, которые обладают полномочиями по привлечению должностных лиц к адми­нистративной ответственности.
Чаще всего штрафы накладываются за нарушение законодательства о труде и охране труда по ст. 5. 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в РФ, по ст. 20. 4 КоАП РФ за наруше­ние требований пожарной безопасности, а также по статье 6. 7 КоАП – за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. Подавляющее большинство директоров безропотно мирятся и с этими издержками управления школой…

А зря. Ведь судебная и иная пра воприменительная практика свидетельствует о том, что законно привлечь руководителя образовательного учреждения к административной ответственности не так уж просто.

Рассмотрим типичные нарушения, допускаемые органами надзора, а также способы самозащиты своих прав.

Известно, что, для того чтобы защититься, необходимо как минимум владеть информацией, знать законодательство и иметь хорошо подвешенный язык. Помочь с последним мы, к сожалению, не можем (советуем для начала потренироваться в ораторском искусстве на коллегах: к вашим услугам педсоветы, конференции, семинары). А вот информацию предоставить – пожалуйста. В помощь директору мы публикуем выдержки из федерального закона, определяющие гарантию прав школ при проведении различных надзорных мероприятий.

Чаще всего органы контроля нарушают законные требования о периодичности проведения контроля, а также требование проводить контрольные мероприятия лишь на основании письменного распоряжения, которое выносится руководителем районного контрольного органа. Указанные распоряжения, являющиеся основанием для проведения проверки, обязательно предъявляются перед ее началом, в том числе для того, чтобы внести данные о нем в обязательный для ведения в школе журнал учета мероприятий по контролю на основании п. 5 ст. 9 нижеприведенного Федерального закона.

Статья 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет обязательный порядок проведения меро­приятий по контролю. Мероприятия по контролю могут проводиться лишь на основании письменных распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю в обязательном порядке указываются:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • дата начала и окончания меро­приятия по контролю.

Перед началом проверки распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, директору одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не чаще чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность школы при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

  • возникновения угрозы здоровью и жизни детей;
  • обращения граждан с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями школы, связанные с невыполнением ею обязательных требований, а также получением иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Анонимные обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Статья 8 рассматриваемого закона устанавливает ограничения при проведении мероприятий по контролю.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать предоставления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

В соответствии со статьей 9 закона по результатам законченной проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
  • наименование проверяемой школы; фамилия, имя, отчество, должность представителя школы, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю;
  • дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
  • сведения о результатах меро­приятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю школы, или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Школы обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю.

В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об админи­стративных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

текст

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Рейтинг@Mail.ru