Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2005

Ваши права

Проверка «по понятиям»

Что стоит помнить администрации школы об основных принципах
и правилах инспектирования ее образовательного учреждения

Завтра будет районная контрольная работа… В эту пятницу в школу придет комиссия… Через день с проверкой придут из управления образования… Знакомые фразы и знакомое, таящееся где-то внутри чувство раздражения, недоумения и протеста. Какая проверка? Зачем? Кто решил?

Существуют ли официальные документы или инструкции, регулирующие правила проведения комплексной проверки сформированности общеучебных умений и навыков в рамках внутришкольного контроля? Правомочны ли эта проверка и ее результаты, если педагоги не были предупреждены заранее, а с приказом были ознакомлены после начала проверки? Есть ли определенная допустимая периодичность таких комплексных проверок и требования к их продолжительности, количеству посещаемых уроков? Должны ли проверяющие заранее ознакомить учителя с критериями проверки? Существуют ли права проверяемого и можно ли с ними ознакомиться? Правомочна ли комплексная проверка в начальной школе, если учитель класса на больничном? Какие оргвыводы может сделать по результатам проверки администрация школы? Могут ли кого-либо уволить в случае, если посчитают работу некачественной?

К сожалению, поставленные проблемы могут найти свое отражение только и исключительно в локальных актах конкретной образовательной школы и в трудовых договорах с педагогическими работниками конкретной школы. Ведь на сегодняшний день не существует важнейших нормативных правовых актов федерального уровня, в которых могли бы существовать хоть какие то «объективизированные» на общероссийском уровне критерии оценки деятельности школы и конкретного учителя, а также требований к ученикам и их учителям. Школы, учителя и обучаемые, таким образом, проверяются и аттестуются исключительно «по понятиям», а не по закону.

Тем не менее, исходя из здравого смысла и тех же образовательных обычаев или, другими словами, общепринятых в образовании «понятий», мы могли бы дать некоторые рекомендации педагогам и администрациям школ по вопросам внутришкольного контроля.

Взаимоотношения между учителем и школой как работодателем регулируются, помимо Трудового кодекса РФ, исключительно трудовыми договорами со школой, должностными и иными инструкциями, конкретными Правилами внутреннего трудового распорядка, то есть двусторонними соглашениями между учителем и администрацией по поводу условий продажи рабочей силы педагога, а также контроля за качеством данной рабочей силы и условиями осуществления данного контроля. В соответствии с ч.4 ст. 57 ТК РФ, условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

То есть каждый педагог должен быть ознакомлен с любыми изменениями содержания заключенного с ним трудового договора, в том числе с существенными условиями труда, указанными в ч.2 ст.57 Трудового кодекса РФ.

Существенными условиями труда являются:

  • конкретная трудовая функция работника;
  • права и обязанности работника и работодателя;
  • характеристики условий труда.

На наш взгляд, указанные существенные условия труда охватывают такое понятие, как способы осуществления контроля администрации за деятельностью работника, то есть ее права по контролю, а следовательно, права работодателя. Кроме того, указанные существенные условия труда (например, «обязанности работника») охватывают и возникновение дополнительных обязанностей со стороны учителя в период проведения внутришкольного контроля. Ведь в соответствии со ст.60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работ, не обусловленных трудовым договором.

Ответ на один из заданных вопросов содержится в ст. 73 ТК РФ, которая гласит, что по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, допускается изменение существенных условий договора по инициативе работодателя, о чем работник должен быть письменно предупрежден не позднее чем за 2 месяца.

В локальном акте школы, регулирующем процедуры внутришкольного контроля, могут быть отражены такие вопросы процедуры проверки исполнения учителями своих трудовых обязанностей, как:

  • повод для проведения такого рода проверок;
  • процедуры и формы их осуществления, возможность заочных проверок;
  • периодичность и продолжительность проверок;
  • права и обязанности проверяющих и инспектируемых, их гарантии;
  • критерии, по которым проводится оценка деятельности.

В настоящее время на федеральном уровне существует лишь примерная инструкция по инспектированию в системе образования, носящая исключительно рекомендательный характер: рекомендации об инспектировании в системе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 1998 г. № 33). В них изложены основные принципы и правила инспектирования. В соответствии с пунктом 35 указанных рекомендаций руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений образовательного учреждения вправе осуществлять инспекционный контроль деятельности структурных подразделений образовательного учреждения и должностных лиц по вопросам:

  • использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по их назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;
  • организации методического обеспечения образовательного процесса;
  • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;
  • соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
  • соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;
  • промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом РФ «Об образовании».

До инспектируемого должны быть доведены заранее план-график проверки, согласованы сроки ее проведения. Продолжительность самой длительной – фронтальной – проверки не может превышать двух недель.

В пункте 31 рекомендаций указано, что экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся только в необходимых случаях в соответствии с установленными нормами и правилами.

Здесь нет никакой речи о дополнительной проверке уровня знаний или контрольных работах. Указанное анкетирование не должно быть перегрузкой для учеников. Оно может проводиться только в свободное время и с их личного согласия. Права обучаемых в ходе проверки деятельности педагогов не могут быть ущемлены.

В соответствии с п.37 рекомендаций результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или в иной форме, установленной организацией, руководителем, осуществляющим инспектирование, которые должны содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К ним могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в материалах инспектирования факты и подтверждающие правильность выводов. При этом проверяемый вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам.

По итогам инспектирования в зависимости от формы, целей и задач проверки и с учетом реального положения дел:

  • могут проводиться заседания коллегий, педагогических или ученых советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
  • издаваться приказы и распоряжения руководителей, в том числе о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Хотелось бы напомнить учителям об их праве, предусмотренном п.4 ст.55 Закона РФ «Об образовании», при исполнении профессиональных обязанностей на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний воспитанников.

И в заключение хочется подытожить, что ни в одном из знакомых мне трудовых договоров или локальных актах я не встречал пункта о том, что в результате надлежащего выполнения той или иной, в том числе педагогической, функции ученики обязаны приобрести те или иные умения или навыки того или иного качества. Любой закон или договор может заставить не быть плохим, но не может заставить быть хорошим. Поэтому любые претензии проверяющих любого уровня по поводу того, что конкретный учитель не смог заставить учеников приобрести определенные ЗУНы, не выдержит никакой судебной критики в случае обращения в суд по поводу обжалования причин увольнения на этом основании. Даже Закон РФ «Об образовании» устанавливает в качестве критерия (условия) положительной аттестации образовательных учреждений такой, как положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет (п.20 ст.33). То есть меньше половины двоечников – уже положительный результат деятельности школы с точки зрения законодателя.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Рейтинг@Mail.ru