Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2005

Школа и общество

«Бесправие никого не устраивало»

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 5 Советского района города Красноярска – старейшая в районе и городе. Школа со своими традициями и принципами. Один из них – принцип гуманизации – способствует не только получению теоретических знаний ребенком, но и социализации: учит его жить в этом меняющемся мире, быть настоящим хозяином.
А для этого очень важны принципы демократии.

В 1988 году на общем собрании трудового коллектива был избран директор школы. Начали выстраивать управление по принципу государственно-общественного характера. Были созданы: совет ученического коллектива, совет председателей родительских комитетов, благотворительный фонд, совет отцов, позже попечительский совет. Родители и привлеченные становились единомышленниками и соучастниками образовательного процесса.

Но все подобные органы такого воздействия на школу, не имея четко прописанных юридических прав, носят только совещательный характер. Родитель, спонсор или просто желающий участвовать в жизни школы, вкладывающие свои деньги в развитие школы, только тогда будут по-настоящему заинтересованы, когда будут иметь какие-то права.

Такое положение нас перестало устраивать. Нужно было найти способ, с помощью которого общество обретет определенные законом права и возможности воздействовать на школьную систему, которую оно содержит материально. Одним словом, мы должны прийти к положению, когда управление школой будет действительно, а не формально носить государственно-общественный характер. В этом смысле идея создания управляющих советов нам оказалась очень близка. Мы начали работу по созданию УС после приказа ГУО г. Красноярска о включении в экс­периментальную деятельность по внедрению УС.

Первый сделанный шаг – приказ директора школы о начале работы по эксперименту, который утвердил план действий до конца 2004 года и график до мая 2005-го.

Далее создали «Положение о рабочей группе по созданию УС» и утвердили состав группы.

Потом я, директор, училась на районном семинаре. После этого на общешкольном собрании провела информационную лекцию с педагогическим и родительским коллективом. Информацию о роли УС мы разместили и в школьной компьютерной газете.

Следующим шагом стала процедура выборов. На педагогическом совете, на конференциях родителей школ всех трех ступеней обучения и на конференции учащихся было выбрано по нескольку кандидатур. Списки кандидатов вывесили на доске информации и в течение недели принимали отводы, жалобы и т. д.

…К одному из заключительных этапов создания управляющего совета – непосредственно к выборам – мы подошли с важным результатом: избиратели не остались в роли наблюдателей, а проявляли высокую активность, выдвигая множество предложений о работе УС. Настроение царило приподнятое…

Ольга АКАЧУТИНА,
директор

Далее редакция публикует несколько первых документов, положивших начало УС в этой красноярской школе. Надо признаться, что План действий и Положение об Управляющем Совете муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 5 г. Красноярска всецело отвечают нашей цели – снабжать читателей конкретными рекомендациями. Именно благодаря их наглядности, четкости в датах и распределении полномочий мы выбрали общеобразовательную школу № 5 из целого ряда других красноярских учебных заведений, где управляющие советы тоже делают первые шаги.












Рейтинг@Mail.ru