Школьный адмирал
…Я задавала вопросы, а Иван
Петрович изумлялся: «Откуда вы это про меня
знаете?» Он не подозревал, что стал для многих
«лицом» Калининградской области. На крошечное
упоминание о нем в нашей газете (в связи с
нашумевшей победой педагога из его школы в
последнем конкурсе «Учитель года») редакционная
электронная почта запестрела словами:
«потрясающий человек», «замечательный
директор», «гуманист»…
Иван ТЮЛЯНДИН – директор средней
общеобразовательной школы в поселке Крылово.
Отсюда до Польши ближе, чем до Калининграда:
считаные метры от автобусной остановки – и уже
граница. Так что трудится Иван Петрович на
рубежах нашей Родины. Но с тем, что школа его
периферийная, соглашается лишь отчасти.
Географически – да, в остальном же –
профессиональных взлетов и проблем у директора и
здесь в избытке.
Сегодня это наш герой. Директор, грезящий о море...
Моряк, вырастивший школу…
«Мы пытаемся, чтобы дети получили в школе
все, что им нужно»
– Когда я учился в школе, то отовсюду
звучали песни о том, как романтична работа
геологов и моряков.
Я искренне верил в это. И даже сейчас могу
сказать, что если и согласился бы в своей жизни
что-нибудь изменить, то только морю отдал бы
предпочтение. А к моменту окончания школы у меня
вообще не было сомнений в выборе пути – море меня
пересилило.
Поехал в Кронштадт. Учился в
мореходной школе специалистов рядового
плавсостава. Служил три года на корабле.
И там увлекся спортом, который полюбил
еще в школе – спасибо моим учителям физкультуры.
Сам занимался и других вовлекал. После флота
спорт для меня не закончился – играл в футбол,
волейбол. Вдруг ко мне обратились из школы, где я
учился. Говорят, приходи, работать некому.
Уговорили… Позже поступил в Государственный
педагогический институт имени Герцена в
Санкт-Петербурге, получил профессию «учитель
физкультуры» и с 1971 года до сих пор преподаю
физкультуру. Результаты у моих учеников хорошие:
ребята и на областные олимпиады ездят, и на
всероссийские.
А директором я уже двадцать шестой год.
Сначала назначили меня в восьмилетку. После
пришел в нынешнюю школу, где уже двадцать три
года отработал. Досталось старое здание. И тюрьма
в нем когда-то была, и вокзал. Но в 1988 году – денег
нет, везде развал! – мы настойчиво взялись за
строительство. Общими усилиями были построены
типовая школа и учительский
восемнадцатиквартирный дом со всеми удобствами.
Больше половины учеников нашей школы
– из других поселков. Диаметр окрестных
территорий, откуда нам везут детей, – до двадцати
пяти километров. А на отдых приезжают даже из
Германии. В 90-м году, когда у нас завязывались с
Германией первые контакты по обмену школьниками,
немцы, чего-то опасаясь, приезжали и посещали
каждую семью, где будут жить их дети. Но уже после
первой поездки все стало на свои места – больше
не проверяли. Странно, наши дети не плачут, когда
из Германии уезжают, а вот немецкие, нас покидая,
рыдают…
Школа для поселка – это культурный
центр. По-другому не скажешь. Родители целый день
на работе в Детском доме для детей-инвалидов или
заняты в фермерском хозяйстве. Они знают, что и
учеба и развлечения у детей сосредоточены в
одном месте: детская спортивная школа и
музыкальная – прямо в нашей школе. Мы пытаемся,
чтобы дети получили здесь все, что им нужно.
Вплоть до мелочей: например, их никто не торопит
после уроков в автобус, чтобы ехать домой. Всегда
исходим из того, что хотя бы минут
40–50 им могут понадобиться – с учителем
встретиться, поучаствовать в классном или
школьном мероприятии…
Еще у нас есть своя земля порядка
шести га, техника. Сами обрабатываем землю,
закупаем семена. Овощи и для питания в школе идут,
и на реализацию остается. На вырученные деньги
школа живет в течение всего учебного года:
организация праздников, питание детей на
соревнованиях, закупка литературы для
библиотеки. Одно время, ввиду того что программа
по литературе быстро менялась, не могли угнаться
за новыми учебниками, но потом справились.
И когда мне задают вопрос: чего вашей
школе не хватает, чем помочь? – я даже как-то
сразу и не могу ответить. Если только автобус…
«Сельские педагоги – всегда «в
телевизоре»
– Я директор сельской школы. По этому
поводу у меня есть такое образное выражение: и
учитель, и директор на селе постоянно «в
телевизоре». Что бы ты ни делал, каждый тебя
видит. Поэтому всегда надо себя держать в форме.
У нас 189 детей, то есть школа
управляемая – это немаловажно. Мне кажется,
когда число учеников переходит за 500 человек,
образовательное учреждение становится
неуправлямым. И в этом плане я не завидую
городским директорам…
В школу прихожу в половине восьмого
утра. «Директорский» рабочий день заканчиваю в
пять. А с половины шестого два часа веду занятия в
спортивной секции. Повседневные обязанности –
самые разные. Ежедневно находятся пять-шесть
детей, с чьими проблемами нужно поработать
персонально. Также занимаюсь вопросами
транспорта, поиском запчастей, решаю затруднения
учителей с аварийным у них дома отоплением…
У меня два заместителя – люди, на
которых я могу опереться и со спокойной душой
оставить школу. Это завуч по
учебно-воспитательной работе Зоя Владимировна
Тамодина. Профессионал с большой буквы. У нее
стаж завуча с 70-х годов, заслуженный учитель
России. И другой мой помощник – заместитель по
воспитательной работе Алла Анатольевна Харько.
Задача завуча –
следить за всем, что нового происходит в
педагогике, внедрять это, идти хотя бы чуть-чуть
впереди директора, потому что у заместителя
времени на ознакомление с новинками побольше.
Я горжусь своим педагогическим
коллективом. Не для хвастовства, а просто чтобы
был понятен уровень профессиональной подготовки
учителей, скажу, что три-четыре методических
районных объединения возглавляют наши учителя. А
Евгения Игоревича Славгородского теперь знает
вся Россия – он стал «Учителем года–2004».
Евгений не местный житель. Приехал из
Калининграда. Мне было удивительно, что человек
пришел сам.
Я его спросил: «Вы как нашли нас?» И выясняется,
что в управлении образования области
сохранилась заявка, которую я давал на учителя
литературы. Время прошло, «литератор» у меня уже
был, а заявка сработала. Но я поговорил с гостем,
узнал его планы об учебе в аспирантуре,
расспросил о семейной жизни. И молодой учитель
остался в нашей школе. Мы ему предоставили
квартиру в учительском доме. Все ему там
помогают. Он, мягко говоря, «приемный сын». Но
сейчас уже «оперился». В нем изначально было
много положительного, но чему-то приходилось и
учить его.
Впрочем, не только Евгений Игоревич
прошел через конкурс «Учитель года». Учитель
литературы вошла в пятерку победителей в
области. Прекрасный учитель! Жене помогала
готовиться, ездила с ним в Москву.
Я заметил, что талантливые учителя от
природы скромны. Порой у них немножко не хватает
уверенности, и администрация школы обязана
бороться с этим. Директор знает свой коллектив и
должен порекомендовать хорошему педагогу
посоревноваться в конкурсе, в котором тот и не
подумал бы принять участие. В нашей школе было
три «выстрела» – и ни одного холостого: все
попали в победители области.
«Эксперимент оправдал себя больше чем на
100%»
– Как и в любой другой школе, у нас
проходят эксперименты. И собственные, и
федерального значения.
Мы участвует в ЕГЭ. Область
практически сразу вошла в эксперимент. Наши
выпускники удачно поступают. В этом году четыре
человека – в московские вузы, одна девочка
уехала учиться в Санкт-Петербург. Из 18 школьников
– 11 поступили. Девять из них – по результатам
ЕГЭ. И, конечно, некоторые ребята будут учиться в
средних специальных учебных заведениях.
Был у нас и свой эксперимент. Правда,
сейчас он прерван, но финиш был хороший. Одна из
шведских благотворительных организаций
предложила нам создать класс, в котором под
руководством школьных педагогов учились бы
дети-инвалиды из местного Детского дома. Однако,
ввиду того что у меня нет лицензии на обучение
таких детей, мы пошли другим путем: взяли их пять
человек в первый класс к нашим детишкам. Они с
утра приходили, а после уроков воспитатель
уводил рябят: ведь у них режим. В группе
продленного дня мы их не оставляли: во-первых, и
задачи такой не ставилось, и, во-вторых, я просто
боялся – дети больные, вдруг что-то случится, а я
не знаю, что делать. Заканчивались уроки, они с
удовольствием обедали у нас.
То, чего мы боялись – несложившихся
взаимоотношений, не случилось. Конечно, у больных
ребят уровень развития немножко другой. Тем не
менее отношение школьников к этим детям было
очень бережное. Ни одного эксцесса!
Меня радовало, что и дети не
чувствовали себя гостями: могли зайти ко мне в
кабинет и сказать: «Здравствуйте, Иван Петрович,
мы пришли в школу».
Задачи обучить детей-инвалидов не
стояло. Мы задавались целью адаптировать их к
жизни, с которой они столкнутся. Однако обучение
все-таки шло. Дети, присутствуя в классе, задания
могли не выполнять, но они стали болезненно
реагировать на то, что их не вызывают к доске. К
концу учебного года из пятерых четверо научились
читать, писать и производить математические
расчеты, пусть с ошибками, в пределах двадцати.
Не умолчу о возникшей проблеме. В
интернате у этих ребят испортились отношения со
сверстниками. Эта пятерочка уже поняла, что они
занимают особое положение. А окружающие увидели:
пять человек где-то с удовольствием, интересом
бывают, куда другие попасть не могут.
Шведы опять настаивали на создании
целого класса для больных детей. Я по той же
причине – отсутствию лицензии – сказал «нет». Но
взамен предлагаю: этим пятерым детишкам идти и
дальше с классом, а в первый класс давайте
включим человека четыре. Эксперимент находится в
подвешенном состоянии. А отучившиеся в школе
ребята из Детского дома сейчас при встрече на
улице подходят, здороваются и говорят, что хотят
ходить в школу.
Общение дает толчок к развитию.
Никакой специальный класс не даст этого!
Дети-инвалиды вырастут и останутся с нами, будут
жить рядом или где-то в другом месте. Мы должны не
изолировать их, а уже в детстве показывать, чем
живет этот мир.
Я считаю, что эксперимент на сто
процентов оправдал себя. Даже больше: ведь в
обучении мы ушли дальше запланированного.
«У вас очень строго»
– Как директор я всякий бываю. Но
репутация у меня директора строгого. Приглашаю,
например, детей с родителями из других поселков.
Говорю: «Приезжайте учиться, получите знания и
все прочее». Отвечают: «Да, у вас прекрасные
результаты по предметам, в спорте, в
воспитательной работе, и мы хотели бы этого, а
боимся – у вас очень строго».
Я «строгость» понимаю так:
ребенок не должен болтаться. Если ученик не
пришел сегодня в школу, завтра мы к нему едем. Как
и во всякой школе, есть дети, за которых нужно
бороться.
Мы никогда не переходили на
пятидневку. И на очередной экскурсии по школе для
приезжих из соседних поселков ребят на вопрос:
«Скажите, пожалуйста, у вас пятидневка?» ответил:
«Шестидневка». Они сразу: «У-у! А мы учимся пять
дней». То есть у детей сложился стереотип: пять
дней – учеба, два – выходных. А мои дети как-то
привыкли: начальная школа учится пять дней, а с
5-го по 11-й класс – шесть. Это же увеличение
возможностей для села!
В городе ребенку репетитора наймут, поищут
какое-то дополнительное образование. У нас этого
нет. Чем дольше ребенок в школе, тем больше он
получает.
И ученики не жалуются. Они вообще бойцы. Мы
создали – в хорошем смысле – культ Крыловской
школы, и дети готовы биться за ее честь оценками в
дневниках, успехами на стадионе, достижениями в
творчестве…
Я бывший флотский человек и потому
люблю порядок. На флоте распущенность
недопустима – ты в ответе за жизнь десятков
людей. Может быть, это и воспитало меня. А теперь
– и моих учеников. Я никогда не думал прививать
им флотские привычки и не учил их принципу
корабельного устава, по которому перед
командиром встают по стойке «смирно». Но иду по
школе – сидящие дети обязательно встанут. Не
перестаю удивляться: откуда они это взяли?
И я никогда не оставляю их без
приветствия – хочу, чтобы ребята каждую минуту
чувствовали: моего внимания хватит любому из них.
Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
|