Корифеи всех стран,
соединяйтесь!
Совсем недавно, в №45/2004, мы
говорили об образовательном брэнде, о том, как
теоретически возможно его создание, какими
должны быть при этом идеология и стратегия
развития образовательного учреждения.
Сегодня на примере конкретного
учебного заведения – екатеринбургской гимназии
«Корифей» – мы показываем, какие конкретные шаги
нужно делать в этом направлении. Надеемся, что
эти советы помогут вашей школе стать мобильнее,
надежнее, а также интереснее и привлекательнее
для педагогов, учащихся и родителей.
Гораздо легче изложить теорию
педагогического брэндинга, чем описать реальную
практику, т.е. историю продвижения собственной
школы, которой в октябре 2004 г. стукнуло всего-то
(или уже?) 13 лет – и потому историей она еще не
стала. Живет и дышит вместе с нами, своими
создателями и непосредственными участниками…
Мы – это одна
семья: бабушка, родители и их сын, которому в 1991
году было всего 4, а теперь целых 17. И, конечно, все
дело было затеяно ради него: в традиционный
детсад-казарму отдавать не хотелось, а
образование начинать нужно было. Вот так и начали
– с организации Центра гуманитарного развития
«Филипок».
Процитирую наш последний буклет,
страничку «Первые корифеи»:
«Майя Петровна Никулина, известный
уральский литератор и краевед, член Союза
писателей РФ (ныне учитель языкознания и истории
родного края), предложила идею «школы для
дошкольников», в которой родители – узкий круг
друзей-единомышленников – обучали бы
собственных детей.
Мария Владимировна Калужская,
кандидат политических наук (ныне научный
руководитель гимназии), взялась за разработку
концепции школы и организацию образовательного
процесса;
Алексей Алимович Бабетов (ныне
директор гимназии, Почетный работник общего
образования РФ) занялся правовыми и финансовыми
вопросами создания нового учебного заведения».
|
Мария Калужская и Алексей Бабетов
уверены в том, что успех – это не синяя птица, а
результат эффективной стратегии |
|
Многие альтернативные – так
их называли 13 лет назад – российские школы имеют
похожую историю, т.е. вырастают из семейной
инициативы. Но далеко не все ставят себе
конкретную задачу (продвижение брэнда), которая
вытекает из ясной и четкой цели – стать маркой
регионального (и российского) образования. Не
единственной и неповторимой (это уже пахнет
манией величия), а сильной, известной,
востребованной. И – по законам брэндинга –
тиражируемой в масштабах региона и страны.
Разумеется, когда все начиналось,
учебники по менеджменту мы не штудировали, но
многие шаги сделали интуитивно верно и
сформулировали несколько главных принципов,
которыми руководствуемся и теперь:
определить свои сильные позиции и
быть лучшими в них;
создавать школу не столько как
учебное заведение, сколько как образовательную
корпорацию;
делать школу «всем миром», т.е.
включать в проект родителей, учителей, учеников;
постоянно учиться, перенимать и
адаптировать все ценное и полезное;
быть открытыми для всех, постоянно
делиться успехами и достижениями.
Многие наши
идеи тогда воспринимались в штыки. Когда в 1991 г.
мы вышли на уральский педагогический бомонд с
«Концепцией дошкольного гуманитарного
образования», нам сказали, что такого феномена
вообще не существует – есть только дошкольное
воспитание и содержание детей в детских садах.
Что ж, капля и камень точит. «Филипок» делал свое
дело, от дошкольников, желающих
«образовываться», отбоя не было, а педагоги
писали статьи в научные издания, давали
мастер-классы, выступали с докладами… Сегодня
все дошкольные учреждения имеют в своих
названиях термин «образовательное», реализуют
разные образовательные программы, а скоро
займутся (если верить федеральному министерству)
и «предшкольной подготовкой». Не без основания
считаем, что в фундаменте этого концептуального
переворота лежит и кирпичик «made in Филипок».
Еще один пример – модель
школы-корпорации. Весной 1999 г. мы с Алексеем
привезли ее на «Эврику» в качестве
инновационного проекта. На первом же обсуждении
руководитель группы, уважаемый нами Э.Д.Днепров
раскритиковал идею в пух и прах. «Вы что же,
бизнес-структуру создаете, а не школу для детей?»
Сейчас, по прошествии пяти с лишним лет, я готова
достойно ответить Эдуарду Дмитриевичу: в том и
слабость российской школы, что ее руководители о
бизнесе и не помышляли никогда! Произносили
абстрактно-гуманитарные фразы о всестороннем
развитии личности, внимании к каждому ребенку и
субъект-субъектном подходе… А школа как система
разрушалась и в новое – разорванное и
социально-депрессивное – образовательное
пространство вышла не с реальным капиталом, а с
протянутой рукой. Сохраняя при этом поистине
мармеладовскую гордость – вот такие мы,
педагоги, гуманные и бескорыстные!..
Я прекрасно сознаю, что
предыдущим заявлением задеваю лучшие чувства
десятков тысяч учителей. Когда в различных
педагогических аудиториях мы делимся опытом
реализации PR-программ, рассказываем о брэндинге
и фандрайзинге применительно к школе, у 75%
слушателей реакция самая скептическая (вплоть до
откровенного протеста): не смешите людей! Школа и
брэнд – что между ними общего?.. Брэнд – это
кока-кола, панасоник, куклы Барби и пиво
«Клинское». А отечественная школа – это вам не
«Парамаунт Пикчерс», она не живет, а выживает из
последних сил, учителям еще прошлые отпускные не
выдали. Что это за брэнд такой?..
Но все-таки многих – руководителей
школ, учителей, родителей – удается переубедить,
вовлечь в новую, интересную жизнь, когда нужно
уже не выживать, а развиваться, идти вперед,
придумывать и зажигать коллег…
Наша программа повышения квалификации
«Управление школой: коммуникативные технологии»
призвана встряхнуть, увлечь перспективой и
показать, КАК двигаться поступательно, КАК
перейти с позиции унылого просителя на позицию
выгодного партнера. КАК создать
школу-корпорацию, где взрослые и дети – одна
команда, потому что интерес у всех общий и
никаких камней за пазухой нет.
Сегодня о корпоративных принципах
формирования образовательных систем говорят
везде – и внедряют их в продвинутых регионах. Мы
в свое время двигались поэтапно:
сначала собрали крепкое родительское
ядро, которое четко сформулировало свой запрос к
образовательной программе;
еще много лет кропотливо создавался
педагогический «костяк» (наряду с высоким
профессионализмом главным критерием отбора была
способность работать в команде);
потом педагоги-лидеры (показавшие
себя таковыми в новом коллективе) вошли в команду
менеджеров среднего звена и взяли на себя много
ключевых функций – и полномочий;
затем наши старшие ученики, доросшие
до 13–15 лет, стали активно включаться в
общешкольные проекты;
и, наконец, началось формирование
органов самоуправления, клубов по интересам,
проектных групп, советов и фондов, пресс-центров
и редакций – не только в пределах школы, но и в
микрорайоне, районе, городе. Имя «Корифей» зажило
самостоятельной жизнью.
Имя собственное для школы очень важно
– не безличный порядковый номер, а название,
имеющее потенциал брэнда.
Как мы выбрали себе имя? Сразу
выдвинули несколько предварительных требований:
имя должно отражать миссию школы, т.е.
быть символическим («корифей» – лидер, мастер,
знаток);
в то же время оно должно быть понятным
каждому ребенку, т.е. не заумным;
имя должно легко
персонифицироваться, т.е. переноситься на
каждого (школа называется «Корифей» – значит,
все ученики и учителя – корифеи или стремятся
стать таковыми);
если у школы несколько имен-названий,
то нужно подбирать фонетически, интонационно и
семантически созвучные (от «Филипка» до
«Корифея» – это живая эстафета).
И наконец – и это уже настоящий
PR-критерий! – имя школы может успешно
переноситься на добрых друзей, партнеров,
настоящих мастеров и лидеров; при этом мы делимся
своим успехом и приобщаемся к чужим достижениям1.
В общем, корифеи всех стран, соединяйтесь!
Если имя выбрано удачно, оно заживет
самостоятельной жизнью. Конечно, если ежедневно
подкреплять его доброй славой и полезными
начинаниями. И еще – в буквальном смысле –
расцвечивать, одевать, олицетворять и описывать.
Это азбука брэндинга, но в большинстве школ она
еще не пройдена. А ведь именно здесь есть
творческие силы, задор, фантазия и море юношеской
энергии. Проведите конкурс на самый симпатичный
символ своей школы, вместе выберите фирменные
цвета и раскрасьте в них свои фойе, коридоры,
таблички на дверях, бэджи, документы с
информацией и т.д. Пошлите соседним школам
поздравления с праздником на «фирменных» (пока
еще самодельных) бланках. Покрасьте вашими
цветами ограды в соседнем сквере, повесьте
флажки и вымпелы в школьном дворе. Дети с
удовольствием включатся в эту деятельность, а
потом и взрослые начнут добавлять в общую
палитру что-то свое.
Цвета «Корифея»
– фиолетовый и оранжевый, в самых различных
сочетаниях. Почему? Потому что фей/я – слог
фиолетовый, а ори – оранжевый; вместе они классно
смотрятся. Убедитесь сами, взглянув на наши
значки, флажки, галстуки, футболки, буклеты,
календари и прочую фирменную продукцию. И на
школьную форму, которая, кстати, разработана
ученицей тогда еще 8-го, а ныне 10-го класса Катей
Косиковой – победительницей общешкольного
конкурса «Будь в форме!». Корифеев видно сразу –
на олимпиадах и концертах, на спортивных
соревнованиях и музейных экскурсиях. Даже на
каникулы мы берем с собой корифейские майки и
бейсболки: они яркие, прикольные и выгодно
отличаются от остального ширпотреба.
Привожу выдержку из своего обращения к
школьникам, которое было опубликовано зимой 2002 г.
на школьном сайте и в настенных листовках.
«Форма объединяет, делает нас почти
что братьями и сестрами. Кажется, нет ничего
ненавистнее военной формы, но люди, служившие
вместе в армии, часто дружат всю жизнь. В том
числе и потому, что два года носили одинаковые
сапоги и гимнастерки. Помните заветные слова
Маугли: «Мы с тобой одной крови – ты и я»? Еще
несколько лет – и вы тоже будете с нежностью
смотреть на школьные фотографии: да, были
когда-то и мы корифеями!.. Другое дело, что форма
не должна быть неудобной, убогой, старообразной.
У нас в «Корифее» и форма будет корифейской,
чтобы другие завидовали и учились. Вот какие
здесь модельеры, вот какая молодежь
продвинутая!.. Давайте постараемся и покажем себе
и другим, как выглядит НАСТОЯЩАЯ ФОРМА!»
А еще у хорошей школы обязательно есть
легенда – краткая мифологизированная история,
которая постепенно отшлифовывается,
«канонизируется» и записывается на скрижалях.
Весь цивилизованный мир знает Генри Форда или
Билла Гейтса – основателей крупных корпораций;
на примере их жизненного старта и достижений мы
растим собственные амбиции. Точно так же и в
школьном сообществе все должны знать имена
основателей (и/или самых заметных руководителей)
и представлять их «траекторию взлета». Нужно
постоянно повторять имена лучших выпускников,
учителей-ветеранов, уважаемых и успешных
родителей. Мы, россияне, часто стесняемся
рассказывать о своих подвигах и свершениях;
безличное «мы» умаляет личную планку – и чему же
потом удивляться, когда ученики вырастают
безынициативными исполнителями? Давайте
погружать их в мир школьных «богов и героев»,
когда обыденность отступает перед размахом
сделанных и грядущих дел. И каждый представитель
школьного коллектива может смело и громко
сказать: «Это МОЯ школа!»
Легенда складывается во множестве
форм – документальных и художественных.
Постепенно ее усваивают чиновники и политики,
учителя соседних школ и бабушки из окрестных
кварталов. И каждый гимназист может наизусть
повторить несколько куплетов:
Силен и молод Корифей,
Довольно у него друзей.
Свою он умножает славу
И, дай-то Бог, свою державу,
Свой край сумеет поддержать:
Мужает молодая рать,
Готовая душой и телом,
Горячим словом, верным делом –
Не ради денег и чинов, –
Пойти на будущего зов.
А для малышей-филипков – своя сказка:
«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве
девять долгих лет назад получилась-появилась
школа для малых детушек. Назвали ее «Филипок» –
чтоб ласково было и ребяткам нравилось.
Появилась она в красивом тереме белокаменном,
потом переехала в деревянный резной теремок,
потом – в резную избенку, потом – в старую
баньку. По всему городу-пригороду гонял ее
девятиглавый змей Балбес Стоеросович. Не любил
Стоеросович учиться, детушек малых пуще смерти
ненавидел и школы одну за другой на корню
изводил…
…А в «Филипке» девушки-учителки были
белолицые да чернобровые, пели да плясали –
залюбуешься-рассиропишься… Детушки малые прямо
табуном за ними бегали – из терема в теремок, из
теремка в избенку, из избенки в баньку – и ни разу
не отстали, не запнулись, не вздрогнули.
Смышленые были да бойкие, родителям утешенье». И
дальше повествует сказка о подвигах доброго
молодца – богатыря Алеши Бабетовича, который
школу на Синих Камнях построил…
Понятно, что легенда обязывает.
Приходится растить школьные традиции, особые –
корпоративные – праздники и ритуалы. Например,
День гимназии – это не просто списочное
мероприятие, а целая декада игр, конкурсов,
проектов с масштабным финалом: церемонией
Посвящения в гимназисты (под гимназическим
флагом, с произнесением Клятвы Корифея,
передачей эстафеты от выпускного класса
начальному и подарками со школьной символикой) и
ярким, динамичным шоу. Качество и размах школьных
праздников отражают уровень и реальный статус
школы, а подготовка праздничных программ
превращается в отдельную образовательную
технологию. Наш девиз – «Только эксклюзив!». Мы
никогда не используем чужие сценарии; все наши
спектакли – мозаика корифейской жизни, которую
тем не менее активно использует «все
прогрессивное человечество». Перед каждой
значительной календарной датой сайт гимназии
«Корифей» www.koriphey.ru притягивает до тысячи
посетителей в день: люди берут наши сценарии и
тексты поздравлений, опубликованные в рубрике
«Праздники». Мы получаем благодарные отзывы из
Германии и Японии, из Австралии и США и, конечно,
из «акватории стран СНГ»: от школьных учителей,
программистов, банкиров, рекламных агентов и
домохозяек. Получается, что «Корифей» – это еще и
брэнд хорошего праздника.
Я уже говорила, что любое шоу – это
результат большой работы. Все наши мероприятия
подчиняются общей логике, продвигают наши цели и
ценности и разворачиваются как PR-проекты. Вся
гимназия «Корифей» – это генеральный проект,
включающий множество локальных и долгосрочных,
детских, взрослых и совместных проектов. Своим
активным позиционированием мы постепенно
усиливаем влияние на общественное мнение,
воздействуем на образовательный рынок, реально
меняя расстановку сил и позволяя школе (не только
нашей – любой!) играть более независимую роль,
задавать правила игры и самостоятельно –
наравне с другими субъектами – формировать
социальный заказ. Если результатом хорошей
рекламной кампании торговой фирмы считается
возросший уровень продаж, то результатом
грамотной PR-кампании школы можно признать
выросший рейтинг, укрепившийся статус,
расширившуюся сферу влияния. Это моральный
капитал, но он стоит дороже сиюминутной прибыли;
главные дивиденды, которые мы получаем от своих
проектов и акций, – это признаки здоровых
перемен в общественном мнении, смена приоритетов
в органах власти различных уровней, оживление
межшкольного и межведомственного общения (по
крайней мере у себя в Екатеринбурге мы его
фиксируем).
Если же воспользоваться сравнением с
электоральными процессами, то главным признаком
успешности школьной PR-стратегии будет… выбор.
Родительский, учительский, ученический выбор в
пользу данного учебного заведения. Сегодня,
когда каждый может выбирать (по крайней мере в
пределах своих финансовых возможностей), а
конкуренция школ становится все очевиднее,
лидерские позиции обеспечиваются уже не
раздутыми учебными планами и договорами с
вузами, а грамотной и органичной стратегией
развития учебного заведения.
Если следовать правилам брэндинга
планомерно и целенаправленно, то результат
получится адекватным: единичные акции составят
смысловое поле и приобретут статус событий,
общеинтересных культурных феноменов. Стартовый
для организации принцип участия (в общих
проектах, программах, событиях) постепенно
вырастет до масштабов влияния. Это означает, что
школа не просто самоопределилась – она
самореализовалась; сложился уклад школьной
жизни, укрепились традиции, проросли
инициативы… Остается самая главная задача – не
пускать процесс на самотек, сохранять свое
ценностное ядро и развивать «фишки», утверждать
принципы взаимоотношений, видеть цели общей
деятельности.
Когда зоны влияния разных школ
расширяются и усиливают друг друга, тогда и
происходит эффект качественного сдвига в
общественном мнении: в итоге повышаются «акции»
образования в муниципальных и государственных
программах, в законодательных актах, в бюджетной
политике. Поверьте, наш социальный оптимизм – не
маска и не мыльный пузырь. МЫ ДЕЛАЕМ ЭТО – И ВЫ
МОЖЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Выходите из школьных стен, вовлекайте
ваших педагогов, учеников и родителей в
интересные, социально значимые проекты. Школа в
сегодняшнем глобальном мире не может вариться в
собственном соку «от звонка до звонка». Наша
гимназия кипит и бурлит с утра до позднего
вечера, потому что наши дети и наши учителя
заняты действительно большими делами: созданием
советов районного и городского самоуправления,
организацией сети детских редакций и выпуском
газет для микрорайонов Екатеринбурга,
проведением всероссийских детских
медиаконкурсов, развитием форм деятельности НКО
Клуба «Корифей» и Фонда поддержки гимназии…
Всего не перечислишь. Один проект порождает
другой, появляются новые партнеры и новые
предложения.
Один из самых свежих проектов –
«Мобильная школа». Мы боремся со школьным
застоем и призываем коллективы других
образовательных учреждений взаимодействовать в
режиме «выездов-погружений», когда команда
екатеринбургских учителей и учеников
отправляется, например, в Тобольск и вовсю
участвует в жизни сибирских школ. Да еще и свою
программу привозит: уроки, методические
семинары, игры, ток-шоу и т.д., и т.п. В итоге
формируется мобильная система повышения
квалификации (так сказать, «в боевых условиях»),
устанавливаются дружеские связи, изучаются
история и география родной страны. И – это уже
стратегическая цель – готовится почва для
продвижения брэнда.
Сейчас разрабатывается план создания
партнерской сети «КОРИФЕИ», которая объединит
школы, поддерживающие высокие образовательные
стандарты. Вот несколько исходных критериев:
инновационность; сетевая модель управления;
ориентация на международные образовательные
стандарты; развитие проектно-исследовательских
и дистанционных форм образования; высокая
корпоративная культура. Если вас заинтересовали
наши проекты, пишите в гостевую книгу сайта или
на электронный адрес post@koriphey.ru
.
Внедряя современные формы
менеджмента, мы расширяем горизонт возможностей
и зону ответственности каждого члена школьного
сообщества, строим индивидуальное и общее
будущее, стимулируем взаимный человеческий
интерес. В идеале «формула успеха» школы
складывается из «формул успеха» каждого из ее
представителей, включая учеников и их родителей,
т.е. отдельные семейные сценарии. И, разумеется,
наоборот: успешность школы служит залогом
личного продвижения, профессионального роста,
духовного развития, психологического комфорта.
Да, раскрученный брэнд – это символ
успеха и марка «фабрики звезд». Но одного сияния
недостаточно. Брэнд будет эффективно
распространяться только тогда, когда
разработана и кропотливо прописана технология
его производства и тиражирования, четко
сформулированы базовые принципы и требования,
заданы параметры мониторинга и т.д. Эти задачи
стоят перед гимназией «Корифей» сегодня. И моя
статья – одна из форм самоописания в жанре
ненавязчивой публицистической аналитики. В
завершение – три главных совета от начинающего
«гуру»:
1) старайтесь строить свою школу как
уникальный мир – со своими законами и
традициями;
2) вместе создавайте образ будущего и
двигайтесь к цели;
3) помните, что успех – это все-таки не
синяя птица, а результат эффективной стратегии.
1 Приветствуем вас,
корифеи уральского образования! Здесь собрались
корифеи в своих сферах деятельности. Нам,
корифеям, море по колено! – и.т.д., и т.п. Кто
возразит против подобных обобщений? И откажется
от нагрудного знака «Настоящий корифей»?..
Мария Калужская,
замдиректора по науке МОУ гимназии № 210
«Корифей», г. Екатеринбург
|