Разговор о правильном управлении
В течение пяти лет в
образовательных учреждениях России работает
бесплатная программа «Разговор о правильном
питании». Институт возрастной физиологии
Российской академии образования, разработавший
ее, и швейцарская компания «Нестле»,
спонсирующая программу, изначально рассчитывали
на формирование культуры питания у детей (и они
этого добились: обучено более 1 млн. дошкольников
и школьников из 27 регионов). Но «Разговор о
правильном питании» работает через школу и семью
– добавьте еще 2 млн. взрослых.
Мы уже рассказывали, в чем суть этой модульной
образовательной программы («УШ», № 24/2004). А каких
усилий требует она от школьной администрации?
«Разговор…» используется в
образовательных учреждениях различного типа:
общеобразовательных школах (33%), лицеях и
гимназиях (22%), детских садах (20%), интернатах и
детских домах (15%), вспомогательных и
коррекционных школах (10%). В каждом из них
директор с заместителями строят воспитательный
процесс так, чтобы с первых школьных лет научить
ребят думать о здоровье; интегрируя программу в
базовые школьные курсы «Окружающий мир»,
«Естествознание», «Природоведение», «ОБЖ»,
используют ее в группах продленного дня.
Например, в школе № 2 г. Добрянки
учащимися 3-го класса был подготовлен
электронный справочник на тему правильного
питания. То есть произошла интеграция с
информатикой. А у педагогов средней школы № 2
г. Еманжелинска наиболее эффективным
методом обучения считаются дидактические и
сюжетно-ролевые игры во внеклассной работе…
Дети получают красочные рабочие
тетради, учителя – методические пособия.
…На московскую школу № 1039
организаторы программы не нахвалятся: здесь
«Разговор…» идет без перерыва с 1998 года, а
творческий запал учителей вырос с годами
настолько, что теме правильного питания
подчинены даже уроки ритмики, которые ведут все
без исключения учителя начальных классов. Где,
как не здесь, нам было задавать вопросы школьной
администрации?
Мы встретились с директором
Натальей Королевой и ее заместителем по
учебно-воспитательной работе в начальной школе
Натальей Медведевой.
– Инициатива внедрить программу
исходила от администрации или от учителей?
Н. К.: – В 1998 году я пришла работать
сюда. И сразу же услышала от своего заместителя
об этой программе. Идея использовать ее в нашей
работе получила и мою поддержку, и поддержку
управления образования.
Н. М.: – Весь первый год был годом
поиска: какое место и время в расписании отвести
на изучение курса, какие использовать формы и
методы, а главное – каким должен быть результат.
– Учителя без возражений
согласились перестроить свои предметы под новую
тематику?
Н. К.: – Мы их убеждали, ведь уроки вести
они обязаны, а инновационную деятельность – нет.
Институт возрастной физиологии провел
консультации, обучил. И сейчас все учителя с 1-го
по 4-й класс владеют программой. Недавно
присоединились 5-е классы. Мы надеемся, что
постепенно программа охватит школу целиком,
потому что живем в школе единым коллективом.
Н. М.: – Активность детей, их
заинтересованность заставляют учителей
постоянно находиться в творческом поиске. Мы
создаем учебно-методическую базу и наглядные
пособия, проводим анкетирование родителей,
открытые уроки, используем нетрадиционные формы
занятий, в том числе очные и заочные экскурсии в
магазин, аптеку, поликлинику. Регулярно
организуем праздники.
– На родителей тоже пришлось
воздействовать силой убеждения?
Н. К.: – Родители тоже
принимают участие в этой грандиозной работе. Но,
могу признать, сначала было трудно
сориентировать их на эту программу. А без их
помощи ничего нельзя сделать, по крайней мере в
полном объеме.
По нашему законодательству, мы не
можем обязывать. Можем – просить. Были
родительские собрания с просветительской
функцией, проводили праздники в усеченном
варианте. Родители смотрели, и вдруг я услышала
от них: «Мы не хотим, чтобы на наших детях были
костюмы из бумаги. Будем шить!.. Почему дети
делают только овощные салаты? Пусть готовят и
фруктовые!»
Меняется и культура питания в семье,
хотя мы не ставили перед собой такую цель. У нас
не было сверхзадачи поменять все до основания,
но, как видно, можем влиять через детей на
родителей.
– Программа действительно
обходится вам бесплатно?
Н. К.: – Бесплатно мы могли сделать
только теоретическую часть – есть учебники и
методические пособия. Но чтобы это было красочно
и дети могли на практике делать все то, чему мы их
учим, нужны деньги – на костюмы, продукты и т. д. В
этом нам очень и очень помогают родители. Такая
программа возможна к осуществлению только в
тесном сотрудничестве с ними. Между прочим, они
настаивают на том, чтобы «Разговор о правильном
питании», охватывающий учеников начальной школы,
был как-то продолжен и в старших классах.
– Ваша школа знаменита уроками
ритмики, на которых применяется «Разговор о
правильном питании». Какие еще предметы несут на
себе ту же смысловую нагрузку?
Н. М.: – Администрация школы и учителя
пришли к выводу, что за счет часов школьного
компонента следует ввести урок «Здоровье».
Составили программу, календарно-тематическое
планирование по разделам: самопознание,
гигиенические правила и предупреждение
заболеваний, питание и здоровье, основы
безопасности и профилактика травматизма,
культура потребления медицинских услуг,
предупреждение употребления психоактивных
веществ.
Такое же содержание курса учителя
интегрируют по отдельным, «сквозным» темам в
физкультуру, «Окружающий мир» и ОБЖ.
Н. К.: – Наш педагогический коллектив
считает, что помимо знаний, умений и навыков,
которые мы призваны дать по государственному
стандарту, важно передать учащимся, так скажем,
общечеловеческие навыки – научить тому, что
пригодится каждому человеку в повседневной
жизни.
На уроке «Здоровье» дети получают
знания о пищевой ценности продуктов, о
полезности или вреде употребления, узнают
основные медико-биологические данные о
витаминах, минеральных веществах, их влиянии на
организм, в том числе на растущий. Конечно, те
знания, которые даются, адаптированы под
определенный возраст. И мы не ставим целью что-то
ученикам навязать. Они с большим удовольствием
получают новую информацию.
Параллельно идет обучение
санитарно-гигиеническим навыкам и навыкам
трудовым: школьники учатся резать салаты,
красиво оформлять их, заваривать чай.
И, в конце концов, это эстетическое
развитие: по окончании каждого курса мы проводим
обобщающие праздники. Это красивые, яркие,
зрелищные мероприятия, за которыми скрыта
многодневная, кропотливая работа.
Н. М.: Какими бы полезными и интересными
ни были занятия, детям нужен праздник –
выразительный, запоминающийся. В сказках
«Теремок» и «Муха-цокотуха», переделанных на
современный лад, ученики изображают овощи и
фрукты, рассказывающие о правильном питании
через стихи, песни, танцы. Праздники
информативны, занимательны и зрелищны.
Мы знаем, что сценарии лучших
праздников и конспекты уникальных уроков,
проводящихся российскими учителями в своих
учебных заведениях, организаторы опубликовали в
отдельном сборнике.
– На «Разговор о
правильном питании» как-то реагирует ваша
школьная столовая?
Н. К.: – Дети, получая знания о
правильном питании, начинают высказывать свои
пожелания, что бы они хотели видеть. Меню
разрабатывается в школьно-базовой столовой. Но к
нашим рекомендациям там прислушиваются. И, если
это не противоречит нормам, меню корректируют
согласно вкусам детей и педагогов.
– И напоследок провокационный
вопрос. Ваши ученики от чипсов откажутся
добровольно?
Н. К.: – Если и не откажутся, то будут
есть их, осознавая, что делают безответственный
шаг в отношении своего здоровья.
Инна АЛЕЙНИКОВА
|