Красиво жить не запретишь
Школы ищут дорогу к совершенству
Никто уже не помнит, почему этот
иностранный гость оказался в Нижнем Новгороде.
Зато все хорошо знают, что именно здесь ему
пришла в голову идея, положившая начало
международному движению «Красивая школа».
С 1996 года, когда состоялась та знаковая поездка,
движение не переставая расширялось – и
географически, и по содержанию. В каком виде оно
представлено ныне и чем привлекает в свои ряды
все новые и новые школы, нам рассказала директор
Нижегородской педагогической гимназии, член
координационного совета международного
движения «Красивая школа» Валентина ГРЕЧУХИНА.
– Интересно, что из увиденного в
вашем городе натолкнуло господина Фукса на мысль
о новом движении?
– Эгинхард Фукс, возглавлявший
«Европейский форум за свободу в образовании»,
приехал с визитом в Россию. Какие-то дела нашлись
у него в Нижнем Новгороде. Его пригласили в одну
из школ, где он увидел, как учителя стремятся
создать красоту в кабинетах, рационально
организовать рабочее место, сделать школу
комфортной в бытовом плане.
Дома, в Германии, он основал движение
«Красивая школа», объединившее школы, где
условия пребывания ребенка считались не менее
значимыми, чем качественное преподавание
предметов. Более того, директора и педагоги этих
учебных заведений убеждены, что образовательное
пространство так же сильно влияет на воспитание,
как и занятия.
– В каких странах благодаря
«Красивой школе» разделяют этот подход?
– Мысль о модернизация внешних
условий быстро распространилась по миру и
сделала движение международным. К Германии
присоединились Турция, Грузия, Россия, Южная
Африка, Украина, Таджикистан и другие страны.
– Понятие «красивая школа» –
метафора или действительно имеется в виду только
внешняя красота?
– На первых порах понятие красоты
никак не затрагивало содержание образования в
этих школах. Объявленный в рамках движения
конкурс касался исключительно тех шагов, которые
делали школы по благоустройству территории и
внутреннего пространства. Изменения
отслеживались ежегодно.
Но не могло не случиться, чтобы в таких
школах учителя не захотели бы профессионального
обновления. И теперь «Красивая школа» – это еще и
масса учебных проектов. Например, в России можно
выделить следующие направления: проектирование
содержания предметов в «Красивой школе»,
педагогические технологии создания
образовательной среды, партнерство учителей и
учащихся, архитектоника образовательной среды (с
чего движение начиналось), форма педагогического
и социального партнерства, соотношение традиций
и новаций, профильное обучение в «Красивой
школе», организационная культура
образовательного менеджмента, воспитательная
система, мониторинг успеваемости.
– Вы сейчас выделили Россию.
Значит, у каждой страны движение имеет
особенности?
– Да. Но везде организаторам хочется
привлечь как можно больше людей.
– Что представляет собой
российская ветвь движения?
– К сожалению, в нашей стране до
недавнего времени «Красивая школа» не была
должным образом юридически оформлена. Но в
прошлом году мы обрели законные рамки:
зарегистрировались как некоммерческое
партнерство с координационным центром в Нижнем
Новгороде. Учредителями выступили Нижегородский
государственный педагогический университет,
Нижегородская городская педагогическая
гимназия, лицей «Центр одаренных детей» и
частная школа «Аура» города Кирова.
Наибольшее распространение движение
получило в Башкортостане, где Башкирский
государственный педагогический университет
пришел школам на помощь в создании самых разных
по содержанию проектов. Там проводились
конференции и наши конкурсы. Школы Башкортостана
добились больших успехов в работе над
содержанием образования, в поисках новых
подходов в воспитании. Последние два года
конкурс «Красивая школа» проводился в Нижнем
Новгороде. Число участников не убавляется, а даже
прибавляется. В этом году было 150 представителей
из самых разных регионов России. Могло бы быть и
больше, но не все смогли найти деньги на дорогу.
Многие представили свои проекты на конкурс. Мы
зарегистрировали 106 проектов по всевозможным
номинациям.
Основные критерии – соответствие
социальному заказу, новизна, полнота
доказательной базы и результативность.
– Оценивают красоту российских
школ россияне?
– Жюри всегда было международным. Это
непременно Германия в лице Эгинхарда Фукса.
Остальные члены жюри меняются. В недавнем
конкурсе, например, выставлял оценки гость из
ЮАР.
– Можно ли выделить
школу-эталон?
– Наверное, эталона нет, ведь все школы
очень разные. Я могу выделить учебные заведения,
которые уже давно входят в движение.
Это интересная школа во Владимирской
области в селе Бутурлино, Дом пионеров
Альшеевского района Башкортостана, гимназия № 3
Уфы, Нижегородская городская педагогическая
гимназия и другие. В этом году в число
победителей конкурса вошли как школы –
участники движения со стажем, так и те, кто
впервые принимал участие в конкурсе: это школы №
156 и № 160 Нижнего Новгорода, гимназия № 177
Санкт-Петербурга; второй год себя прекрасно
рекомендуют школа № 18 Йошкар-Олы, детский дом
удмуртского города Глазова, частная кировская
школа «Аура», Дворец творчества юных им. Чкалова
в Нижнем Новгороде и другие.
Достижением я считаю, что у нас
рождаются сетевые проекты. Такой проект
представила школа № 20 города Мурома и
Нижегородская городская педагогическая
гимназия. Мы стремимся к работе в сети. Цель таких
сетевых проектов – помочь друг другу в
педагогическом сообществе в поиске новых путей,
технологий, подходов. Тогда новизна становится
достоянием.
– Школу на конкурс выдвигает
директор?
– Проект могут выставить и школа, и
учитель, то есть выдвижение идет как совместно,
так и самостоятельно. От школы, которую я
возглавляю, было восемь учительских авторских
проектов. Раньше мы участвовали от лица целой
школы. Но теперь мне как директору интересно
активизировать деятельность педагогов.
– В рамках конкурса проходят
другие мероприятия?
– Лучше сказать, что конкурс проходит
в рамках конференции, в ходе работы которой идет
обсуждение актуальных проблем образования,
проводятся мастерские. Конференция закрывается
выставкой, где школы представляют свои проекты,
материалы, визитки – рассказывают о себе. Это
колоссальный материал, потому что с рассказом о
своих разработках выступают сельские и
городские общеобразовательные школы, детские
дома, дома творчества юных, интернаты, детские
сады, гимназии, лицеи – как видите, типы
образовательных учреждений самые различные.
– Что ожидает победителей?
– В этот раз мы выявили 30 победителей
конкурса. По 10 – на каждое место. Кроме этого,
около 40 проектов получили поощрительные призы. И
все участники – дипломы.
Призы – бытовая техника. Мы не можем
похвастаться очень дорогими подарками:
«Красивая школа» пока активно не финансируется.
Через наше партнерство к каждому конкурсу
приходится создавать фонд, средства из которого
направляются на награждение участников.
– Как присоединиться к
«Красивой школе»?
– Мы рассылаем информацию по
управлениям образования, люди узнают от
действующих участников. Тем, кто
заинтересовался, нужно обратиться в оргкомитет,
заплатить совсем небольшой взнос – один МРОТ – и
стать участником движения. Как член
координационного совета дам свои
координаты. Тел.: (8312) 26–52–21
и адрес электронной почты: grechuhinavv@mail.ru
.
– Участники обязательно
выступают на конкурсе?
– Сначала можно просто приехать
посмотреть. Людям необходимо общение. Они хотят
видеть, как движется школа.
– А как движется ваша школа,
Валентина Витальевна?
– Нашей гимназии 15 лет. Это
федеральная экспериментальная площадка (ФЭП),
ассоциированная школа ЮНЕСКО. Коллектив сильный:
педагоги, имеющие звание «Заслуженный учитель»,
учителя высшей категории.
Проектная деятельность – основа нашей
работы. Мы серьезно работаем над проектом
«Воспитание мультикультурной позиции
гимназистов» как ФЭП, у нас есть проект «Гимназия
в международном образовательном пространстве»,
проект «Здоровье», «В мире прекрасного»,
действует центр гражданского образования.
И, конечно, мы принимаем участие в
конкурсе «Красивая школа», потому что это
совпадает со многими нашими представлениями о
красивой школе. Мы тоже хотим сделать школу
добрым домом для ребенка, создать пространство,
которое удерживало бы ученика от вандализма,
воспитывало бы его в духе красоты.
Победителями становились дважды.
– Тогда вы как никто другой
компетентны ответить на такой вопрос: насколько
солидным должно быть финансовое обеспечение,
чтобы школа стала красивой?
– Мы ищем самые разные пути к этой
красоте, потому что больших средств не имеем.
Школа – настоящий сад! Вырастить
цветы, ухаживать за ними не требует больших
финансовых вложений.
Наши помощники – родители, создающие
уникальные панно, стенды, уголки в классах.
И, конечно, финансово нам помогает
попечительский совет.
– Инициативу учителей вы тоже
поддерживаете материально?
– Не скрою, я нахожу способы
благодарить учителей. Это непросто. Но помогают
родители, органы власти, шефы. Организуем
совместные поездки.
Наши учителя, взявшие на себя
ответственность возглавить проекты, работают за
мизерную зарплату. Эти люди хотят почувствовать
свою профессиональную состоятельность, а в
«Красивой школе» для этого есть все условия.
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
|