Управление образовательными
инновациями: от идеологии до брэнда
Двадцатилетний период реформ и
реконструкций в сфере российского образования
перевел многие образовательные учреждения в
режим развития и постоянного поиска актуальных
задач и оптимальных решений, т.е. в пространство инноваций.
В теории менеджмента под инновацией
(нововведением) понимается «результат
творческой деятельности, направленный на
разработку, создание и распространение новых
продуктов и технологий, внедрение новых
организационных форм». Данное определение
вполне применимо к образовательным инновациям,
которые также предполагают комплексный эффект: в
области содержания (продукта), технологий и
организационных моделей.
При этом следует учитывать, что всякое
(особенно комплексное) нововведение ведет к
нарушению устойчивости организации, к
пересмотру многих принципов, правил,
управленческих цепочек и т.д. Поэтому
инновационные изменения должны базироваться на
следующих основных принципах:
– упрощения организации
(сокращения иерархических ступенек,
бюрократических структур и процедур, четкости
инструкций и прозрачности целей);
– автономии отдельных звеньев
(делегирования полномочий, передачи
ответственности и расширении свободы действия в
структурных подразделениях и творческих
группах);
– управления через культуру
(объединения автономных самоуправляющихся
общностей вокруг корпоративных целей и
ценностей).
Поэтому управление инновациями в
сфере образования требует применения
специальных методов активизации изменений и
может быть названо «культурным» (или
символическим) менеджментом, опирающимся на
внедрение мобилизующих ценностных установок,
ориентаций, потребностей и создание креативных
групп, или центров продвижения.
Любая система – и
школа здесь не исключение – только тогда успешно
развивается и адекватно реагирует на запросы
среды (или даже формирует эту среду), когда она
динамична, имеет четкую стратегию развития,
ставя перед собой последовательные цели и
успешно решая промежуточные задачи. В нынешней
ситуации, когда престиж учителя сильно подорван,
оценка обществом его труда низка, а социальный
заказ предельно утилитарен, идеологический
ресурс – это реальный стержень, стабилизирующий
систему и вдохновляющий педагогов на
неформальные усилия.
Стратегия учебного заведения
определяется видением – образом
желаемого будущего + перспективной
целью, задающей параметры «большого общего
результата» и подчиняющей остальные задачи и
организующей деятельность всего коллектива.
Соответственно стратегия определяет и идеологию
школы.
Идеология школы – это ее
миссия, ценности, приоритеты развития и элементы
корпоративной культуры (неписаные законы,
традиции, ритуалы, имиджевые элементы и т.п.).
Идеология производна от стратегии: нельзя
абстрактно придумать некую идеологию школы, а
потом пытаться ее внедрить в сознание школьного
коллектива и другой общественности. В этом
случае реальная политика разойдется с имиджем,
который будет выглядеть внешним, искусственным
– мертвой пропагандой и приторной саморекламой.
Люди судят о любом субъекте, человеке или
институте по его действиям, поэтому идеология
должна не расходиться с ними, а опережать их,
подготавливать, интерпретировать и т.п.
Миссия школы – социально
значимая цель ее существования, организующая всю
деятельность и лежащая в основе образовательной
программы. Для внешнего окружения миссия
выглядит как «уникальное предложение»,
специфическое позиционирование школы, как ее
выгодное отличие от других школ. Миссия
отражается в девизе (гимне, клятве, слогане)
образовательного учреждения и в своей краткой
формулировке должна быть известна каждому
человеку, имеющему хоть какое-то отношение к
школе. В идеале представление о собственном лице
(образе, имидже) школы должно
сформироваться у всех аудиторий, от которых
зависит ее существование.
«Раскрученный», или широко и
положительно известный, имидж постепенно
становится брэндом. Теоретические
исследования и практический опыт подсказывают,
что успешная школа должна выходить на уровень
брэнда (оригинальной «марки», знака качества
образовательных предложений), нацеливаясь на
формирование и стабильное расширение круга
сторонников. Реальная состоятельность брэнда
определяется готовностью учиться только в
данном учреждении, пусть даже по очень высокой
цене (при наличии на рынке многих аналогичных
образовательных предложений). Яркие примеры
всемирно известных брэндов – Оксфорд, Итон,
Гарвард и т.д.; начинают оформляться первые
образовательные брэнды и в России: адаптивная
школа Ямбурга, школа Тубельского, Ломоносовская
школа в Москве, Университет Наяновой в Самаре,
физико-математический лицей в Челябинске,
Белорецкая компьютерная школа и др.
Создать брэнд можно в любой сфере,
причем брэндом являются не только предлагаемые
услуги, но и сама организация как таковая.
Стратегия формирования брэнда основывается на
четырех основных приемах:
Позиционирование, или
представление о месте, которое занимает брэнд в
общественном сознании (и конкретно – в
восприятии целевых аудиторий).
Фокусирование, когда мы
заставляем человека заметить главную ценность и
преимущество своего продукта перед другими.
Обещание (или «железная»
гарантия), которое публично дает производитель
услуги.
Результат, которым
обязательно должно стать продвижение
организации, ее очевидный успех (количественный
рост, качественные преобразования, повышение
статуса и т.д.).
Брэндовая политика в
образовании – явление только нарождающееся и
неоднозначное. Главное здесь – сохранить
социокультурные приоритеты, не поступиться
миссией и педагогическими принципами ради
маркетинговых игр и получения результата
(финансовых вливаний, политической «крыши»,
статусов и бонусов) как такового. Конечно,
сильный брэнд страхует учреждение от внешних
форсмажорных обстоятельств и внутренних
кризисов, поддерживая постоянную популярность,
привлекая внимание и «отфильтровывая»
негативную информацию. Это своего рода иммунитет
против спадов и временных неудач, но создается он
длительной и кропотливой работой (включающей и
профилактические «прививки» жесткой
конкуренции, антирекламы и просто массового
недоверия к новым формам самопредставления).
Для нас очевидно, что социальное
позиционирование ОУ нужно нацеливать не просто
на привлечение новых учащихся или борьбу за
престиж. Гораздо более эффективно встраивать
продвижение школы в более широкий и общезначимый
инновационный контекст развития
образовательной системы города и области, чтобы
затем формировать его. Стартовый для
организации принцип участия (в общих проектах,
программах, событиях) постепенно вырастет до
масштабов влияния на общую «повестку дня», на
позиции социальных институтов и общественных
организаций. Уровень влияния означает, что школа
не просто самоопределилась – она
самореализовалась; что брэнд работает – и уже не
только за счет собственных усилий, а подчиняясь
законам инерции позитивного фона.
Итак, сначала идеология и стратегия
развития постепенно создают брэнд, а затем он
становится «паровозом», бодро везущим весь
школьный состав вперед – по долинам и по
взгорьям. Сильный образовательный брэнд уже сам
по себе является гарантией качества: «фирма
веников не вяжет», поэтому смело сюда приводите
своих детей. Здесь действует еще один
универсальный закон: «восторг заразителен», т.е.
в успешном коллективе вырастают успешные люди;
имя школы (фирмы) становится символом надежности,
мобильности, креативности либо элитарности – в
зависимости от заявленных приоритетов.
Вывод прост: новой российской школе
просто необходимо усвоить и творчески освоить
законы современного менеджмента и, пользуясь
метафорой К.Кобьёла, демонстрировать педагогику
«в стиле экшн».
Публикация статьи произведена при поддержке компании «АйКью Кард». Посетив сайт компании, расположенный по адресу http://www.iqcard.ru/articles/zayavka_na_kreditnuyu_kartu, Вы можете всего за пару минут подать онлайн заявку на кредитную карту. Для этого Вам не нужно предъявлять десятки справок и документов – достаточно иметь при себе паспорт. Выберите свою IQCard и Вы в полной мере насладитесь преимуществами и уникальными призами и акциями, предоставляемыми компанией.
Мария КАЛУЖСКАЯ,
замдиректора по науке МОУ гимназии № 210
«Корифей», г. Екатеринбург
|