В этом номере у нас вновь
тематические страницы. Мы посвящаем их
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Как
всегда, мы знакомим вас с практическим опытом и
нормативным документом по данной проблеме. И
надеемся, что это хоть чуть-чуть облегчит
школьной администрации разработку собственной
стратегии по обеспечению безопасного пребывания
учеников и педагогов в стенах школы.
Школа-крепость
В Свердловской области за
безопасность борются бдительность и демократия
Строгая пропускная система скоро
станет таким же непременным атрибутом школы, как
звонок на урок. Казалось, несогласных с
ужесточением мер не найти и обсуждения могли бы
коснуться исключительно форм пропускного
режима.
Но директора ряда школ неожиданно завели спор с
министром образования Свердловской области,
издавшим приказ об обязательном введении
«удостоверений учащихся», на тему «быть или не
быть»: школа – учит, а защита граждан –
прерогатива ГУВД.
В Минобразования расценили позицию об отказе от
повышенного внимания к безопасности как
заблуждение. И тем не менее, чтобы развеять
последние сомнения школьных директоров, собрали
их в Екатеринбурге на семинар-практикум «Право
на безопасность и правовая безопасность
современного школьника».
План действий
Надо отдать должное руководству
Свердловской области: первые приказы о
проведении антитеррористических мероприятий
появились здесь задолго до бесланских событий.
Разумеется, в начале сентября министр
образования Валерий Нестеров был вынужден
подписать еще один документ – «Об усилении мер
безопасности в образовательных учреждениях».
Через месяц руководители структурных
подразделений министерства получили указание
проверить его выполнение и поехали по школам.
Все директора, собравшиеся на
семинаре, по очереди принимали эту комиссию в
своих школах. Мы решили опубликовать фрагмент
акта контроля, составляемого министерской
комиссией: администрации любой российской школы
он послужит примерным планом действий (см. табл.).
«Удостоверение учащегося»
У каждого школьника Свердловской
области скоро появится собственное
«удостоверение учащегося». В большинстве
случаев оно представляет собой картонный
прямоугольник с фотографией учащегося, его
личными данными и контактным телефоном
родителей. В остальных школах в качестве
удостоверения выдаются пластиковые карточки.
Участники семинара согласились с тем, что
«удостоверение учащегося» пригодится и в
чрезвычайной ситуации, и в повседневной жизни.
Разговор об удостоверениях стал одним
из целого списка вопросов по механизму ввода
пропускного режима в школах Урала.
В семинаре приняли участие
заместитель министра образования Раиса Фирсова,
Уполномоченный по правам человека Свердловской
области Татьяна Мерзлякова, замначальника
управления образования Екатеринбурга Надежда
Мангилева, замдекана юридического факультета
Гуманитарного института Дамир Ягофаров, доцент
Уральского юридического института МВД РФ Нина
Косова, управленцы, руководители, педагоги,
учащиеся гимназии.
От воспитания – к безопасности
Трудно было бы подобрать более удачное
место для семинара с такой тематикой. Гимназия №
108 города Екатеринбурга далеко за пределами
города известна своим нестандартным подходом к
безопасности образовательного учреждения.
Безусловно, в наличии стандартный
набор мер, находящихся под контролем
администрации: здесь введена охрана и
ответственное дежурство педагогов и родителей;
изданы все необходимые приказы, внесены
необходимые дополнения в содержание предмета
ОБЖ; должное внимание уделяют вопросам
безопасности в гимназии все педагоги и
хозяйственные работники, систематически
проводятся тренировки детей и сотрудников по
эвакуации; запланировано проведение Дней
здоровья – слетов с проведением на них ролевых
игр в спасатели, на которых будем отрабатывать в
игровой обстановке, без излишнего запугивания
детей, навыки поведения в экстремальных
ситуациях.
Но осуществление в гимназии
гражданского образования, создания
демократического уклада школьной жизни как
механизма воспитания у гимназистов, родителей,
да и самих педагогов толерантности, навыков
независимости мышления, критического осмысления
и выработки суждений, основанных на
общечеловеческих ценностях, уважении интересов
всех субъектов – это, по мнению уральцев, не
менее важно для обеспечения безопасности не
только в стенах образовательных учреждений, но и
в стране.
На семинаре директор гимназии,
кандидат педагогических наук Наталья Шубина
выступила с докладом, который так и назывался –
«Демократический уклад как основа безопасной
образовательной системы». Как это реально
работает в стенах образовательного учреждения,
Наталья Александровна рассказала коллегам:
– Сегодня большинство педагогов,
руководителей школ, работников сферы управления
образованием признает, что задачи модернизации
российского образования могут быть успешно
решены, если в каждой школе будут
последовательно обеспечиваться демократические
нормы принятия решений и принципы организации
деятельности. Только тогда станет возможным
обновление всех процессов в школе. Ведь
формальными или авторитарными методами
образование обновлять невозможно. Планируя свою
работу, мы осознавали, что мало провозгласить
потребность демократического преобразования
школьного обучения и внеклассной работы.
Недостаточно просто назвать школу
демократической. Новые нормы сотрудничества
надо каждодневно обеспечивать, культивировать,
сознательно и целенаправленно строить всем
коллективом. Только тогда можно создать
демократический уклад школьной жизни –
важнейший показатель уровня ее развития. И надо
знать, как это делается, что при этом происходит с
детьми и взрослыми, как изменяются
образовательные процессы.
Чтобы способствовать появлению в
гимназии все большего числа работников и
обучающихся, организованных на основе
демократических принципов самоопределения,
соуправления и самоорганизации; чтобы
поддерживать процессы становления и упрочения
сети демократических школ – маленьких
гражданских сообществ, включенных в
отечественное гражданское общество, мы
определили следующие задачи:
обеспечить условия коллективу
гимназистов и учителей строить свою жизнь на
основе обеспечения прав детей и взрослых в
образовании;
показать широкие возможности
взращивания демократических норм в
детско-взрослом сообществе;
подготовить детей к современной
жизни, а значит, в будущем сделать их более
счастливыми.
Чтобы это осуществить, надо в процессе
образования воздействовать не только на разум,
но и на чувства. Гражданская позиция, основанная
на чувствах, глубже, нежели на одной логике,
потому что логика подчас убивает чувства.
Учитель должен прежде всего нести нравственные
начала. Это было всегда традицией русской школы.
И с этой точки зрения мы поняли, что необходимо
разнообразить методы работы с педагогами. Уже
второй год в гимназии работает методический
семинар «Школа самоопределения», руководителями
которой является УрО РАО, с которым мы
взаимодействуем на правах ассоциированного
члена гимназии в УрО РАО.
Идею построения в гимназии
демократического уклада мы взяли у директора
московской «Школы самоопределения» Александра
Тубельского. Изучив опыт его работы, мы
постарались построить весь образовательный
процесс с учетом демократических норм, когда
ученики участвуют в формировании критериев
оценки работ (все педагоги гимназии поддержали
эту норму); в этом году поставлена задача
разработать график построения образовательного
процесса, когда гимназисты в 10–11 классах сами
смогут выбирать курсы или предметы и составлять
свои индивидуальные образовательные планы.
Сделать это сложно, но мы понимаем, что без этого
не сможем обеспечить в будущем введение
профильного обучения.
«Демократический уклад в школе
начинается с демократически мыслящего
директора, который понимает, что в его школе с
самого начала должна быть предоставлена свобода
выбора, – так говорит Тубельской. –Ограничивать
эту свободу могут только школьные
демократические законы».
С их разработки вместе с детьми мы и
начали. Прежде всего была принята «Конституция
гимназии № 108», затем «Закон о защите чести и
достоинства»; мы утвердили «Закон о школьном
парламенте»; ребята сочинили гимн гимназии,
вместе с педагогами разработали правила
поведения в гимназии, положение о конфликтной
комиссии, разрешающей споры и конфликты между
субъектами образования, и многие другие
документы, по которым мы накапливаем опыт
правового взаимодействия и которые становятся
основой школьной жизни. Мы знаем, что они не
совсем совершенны, но это первый опыт.
Опыт правового поведения приобретают
не только ребята, но и учителя. Это актуально для
нашей гимназии, потому что у большинства ребят,
педагогов, родителей, да и других взрослых раньше
такого опыта не было. Учителям труднее привыкать
к демократическому способу общения с учениками,
соблюдать демократические процедуры, не
препятствовать созданию демократической
атмосферы как на уроках, так и во всей школьной
жизни. Некоторые из них еще сомневаются: не
станет ли ученик демократическим деспотом,
диктующим свою волю учителям и директору?
Но главное, что волнует нас: что ждет
выпускника гимназии за ее порогом? Пригодится ли
ему опыт правовых взаимоотношений, полученный в
школе, во взрослой жизни? Надеемся, что
выпускники гимназии не позволят манипулировать
собой, будут ответственны за все свои действия, в
своих промахах и ошибках будут винить только
себя, а не родителей, учителей, правительство
страны, государство в целом. Они будут сами
искать выход из ситуаций, в которые попадают.
Как же мы видим миссию гимназии в
обществе?
В отношении учеников:
Гимназия способствует образованию
людей, заботящихся о личном и общем благе,
сохранении и развитии ценностей российской
культуры, создает условия для овладения
следующими универсальными способностями:
способность к исследованию;
способность к эффективной
коммуникации и организации взаимодействия;
способность и умение принять решение;
способность осуществлять принятое
решение;
способность постоянно осваивать
новые типы деятельности.
В отношении педагогов гимназии:
Педагоги гимназии ориентируются на
историю становления гимназии как института,
реализуя принцип преемственности в
осуществлении изменений. Они рассматривают себя
как авторов происходящих в гимназии изменений,
являются носителями миссии гимназии. Педагоги –
участники процесса управления гимназией, то есть
они участвуют в определении ценностей, целей,
разделяют ответственность за их реализацию. Мои
коллеги стремятся быть нравственными,
понимающими, образованными и успешными
взрослыми с позитивным мировосприятием,
реализующими здоровый образ жизни, являющимися
высокопрофессиональными специалистами.
В отношении родителей:
Педагоги гимназии ориентируются на
родителей, разделяющих базовые ценности
гимназии, стремящихся обеспечить своему ребенку
получение высшего образования, открытых для
получения педагогического опыта. Учителя
гимназии способствуют становлению партнерских
отношений с родителями в деле образования детей.
Педагоги гимназии открыто принимают потребности
родительского сообщества относительно
образовательной перспективы детей.
В отношении профессионального
сообщества:
Педагоги гимназии рассматривают
себя как профессиональных деятелей, выступающих
в качестве разработчиков и реализаторов новых
образовательных проектов, в том числе по
вопросам права и безопасности.
Педагоги гимназии открыты для
обсуждения общественных запросов к образованию
со стороны властей, бизнеса, политических и
культурных деятелей, открыты и готовы для
кооперации с педагогическими и другими
профессиональными сообществами.
На современном этапе Россия находится
в процессе становления правового государства и
гражданского общества. Важной движущей силой на
этом пути может быть осознание гражданами их
роли в этом процессе и ответственности за свою
судьбу, условия своей жизни.
Именно нравственно-правовая
осведомленность и высокий уровень гражданской
культуры в решении повседневных вопросов
способны возродить Россию как правовое
государство. Мы полагаем, что задачу овладения
учащимися основ нравственно-правовой культуры
можно реально осуществить благодаря обновлению
системы образования. Поскольку гражданская
культура предстваляет собой синтез сознания и
поведения, кульминационным моментом развития ее
является воплощение в жизнь общечеловеческих
принципов справедливости, гуманности,
терпимости, свободы и достоинства человека.
Анализ современных подходов к структуре
нравственно-правовой культуры позволил нам
выделить как доминантные следующие компоненты
гражданской культуры как показатель
гражданственности выпускников гимназии:
Знания. Включает знания учащихся в
области прав и нравственных норм, а также знание
законов и своих обязанностей.
Ценностно-ориентационный компонент.
Включает в себя ценностные установки и регуляцию
своего поведения в соответствии со своими
правами и законами в жизни общества и
руководство такими ценностями демократического
общества, как достоинство человека,
индивидуальность, терпимость, гуманность,
свобода.
Критическое мышление. Учащиеся
используют соответствующие навыки критического
мышления и умственные навыки для анализа, оценки
и синтеза данных, делают информированные выводы,
основываясь на данных.
Коммуникативная культура. Умение
представлять свои идеи в такой манере, которая
говорит о том, что учащийся обладает глубокими
знаниями о предмете и способностью мыслить
логически.
Социальные умения и навыки. Учащийся
знает и выполняет все свои права и обязанности.
Проявляет инициативу и лидерские качества в
защите прав окружающих его людей. Участвует в
общественной жизни школы, школьном
самоуправлении и самоуправлении по месту
жительства.
Во время итоговой аттестации в прошлом
учебном году мы провели экспресс-исследование с
целью выявления данных компонентов у
гимназистов как результата образования в
гимназии. В исследовании принимало участие 100
выпускников 9–11 классов.
В результате исследования было
выявлено, что показатели результатов по
компонентам «Знания», «Коммуникативная
культура» и «Критическое мышление» во много раз
превышали результаты остальных показателей. При
этом показатель «Знания» был высоким у 57%,
достаточный уровень развития данного компонента
показали все 100% выпускников. Высокое и
достаточное развитие по показателям
«Коммуникативная культура» и «Критическое
мышление» показали более 65% выпускников.
Компоненты «Ценностные ориентации» и «Умения и
навыки социальной активности»
продемонстрировали на высоком уровне лишь 43%
выпускников. При дополнительном исследовании
условий были выявлены такие факты, как низкий
уровень этико-правовой культуры семьи, а также
созданы недостаточные возможности в школьной
жизни для практического применения
демократических навыков учащимися. Эти проблемы
требуют дальнейшей работы коллектива, и мы ее
продолжаем.
Мы поняли, что результаты могут
появиться лишь при условии достижения единства в
понимании миссии гимназии и сущности
демократического уклада в ней, а это возможно
только при высоком уровне развития
профессиональной компетентности педагогов. Это
и стало основной задачей администрации в
организации работы с коллективом по овладению
технологией формирования демократического
уклада через педагогические советы, различного
рода совещания, семинары, работу кафедр и пр. Пока
еще содержание учебных занятий, отбор учебного
материала определяются в основном учителем, но
уже начался процесс, когда это делается вместе с
детьми в процессе коллективного обсуждения
целей, смысла и хода предстоящей работы, и это нас
радует.
У нас не существует балльной системы
оценивания в первом классе, в конце учебного
периода составляется
качественно-содержательная характеристика, в
которой отмечается продвижение ребенка в
освоении и выращивании способов работы, даются
рекомендации, как повысить эффективность; при
этом успех связывается не с нормами оценок или с
успехами товарищей, а с достижениями самого
ребенка. Наверное, как и всем, это далось нелегко.
В основной школе мы поставили задачу
обеспечить «пробу сил» подростка в различных
видах познавательной, трудовой,
художественно-творческой,
общественно-организаторской,
физкультурно-спортивной деятельности. Кроме
обязательных предметов, выделяется время для
уроков по выбору, а также для занятий в
лабораториях вузов или в окружающей среде над
самостоятельно выбранными темами и проектами.
Учебный год завершается творческими
отчетами, на которых проводится защита
самостоятельной работы, готовящейся в течение
года. Такая защита проводится открыто, в
присутствии приглашенных самим учеником
родителей и товарищей. Она является
демонстрацией и показателем индивидуального
продвижения. Такие отчеты мы проводим в
праздничной атмосфере по классам или параллелям.
Один день в неделю в гимназии
посвящается социальной практике: ребята
индивидуально или по группам с помощью родителей
и выпускников школы ищут объекты для своей
деятельности как в школе (работа в трудовых
мастерских или в библиотеке, помощь учителям
начальных классов, различные микрофирмы и т.п.),
так и в окружающей среде (стажировка в
лабораториях вузов, забота о пенсионерах и
инвалидах, благоустройство города и т.д.).
Таким образом, в течение нескольких
лет подросток может попробовать себя в разных
видах деятельности и, главное, получить опыт
общения и взаимодействия со взрослыми людьми,
освоить на доступном уровне социальную,
культурную, производственную среду родного
города, понять ее проблемы.
Особенностью учебных занятий (как
предметных, так и межпредметных и
метапредметных) является их версионный характер,
когда содержание курса или темы представляется в
виде нескольких равноправных гипотез, различных
способов работы как предлагаемых учителем и
учениками, так и существующих в культуре. При
этом не является обязательным прийти к
единственно правильному ответу или решению.
Подобная незавершенность содержания побуждает
детей к самостоятельному поиску ответов,
способствует становлению индивидуальной и
неповторимой картины идеального и материального
мира.
В старшей школе (10 и 11 классы), за
исключением нескольких обязательных предметов,
обучение ведется по индивидуальным учебным
планам, которые составляет сам ученик. Основная
форма учебного процесса – мастерская, которой
руководит учитель или приглашенный специалист. В
них преимущественно осуществляется передача
способов научной, трудовой,
художественно-творческой и др. деятельности от
мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы
базисного учебного плана вводятся так
называемые «интенсивы», где за короткое время
можно освоить государственный минимум.
Обучение в последнем, 11 классе состоит
в систематизации знаний для подготовки в вуз или
(для желающих) в получении начальной
профессиональной подготовки.
Большое внимание в гимназии уделяется
организации уклада школьной жизни.
Учителями, учениками и родителями
разрабатываются и принимаются, постоянно
изменяются и дополняются нормы и правила
школьной жизни, действуют избранные
демократическим путем органы школьного
коллектива.
В школе ученику обеспечивается
возможность выбора не только учебного предмета,
курса или факультатива, но выбора темы, темпа
усвоения, варианта поведения, формы и способа
действия.
Создаются строго не регулируемые и не
регламентируемые образовательные пространства:
игровое, трудовое, художественно-творческое;
свободного общения и т.п., в которых нет жестких,
кем-то заранее извне установленных правил, где
субъектом создания норм и правил является сам
ученик вместе со взрослыми и товарищами.
Обеспечивается открытость
принимаемых решений, возможность каждого члена
коллектива влиять на характер решений,
касающихся всей школьной общины при самых
разнообразных структурах самого коллектива и
органов его управления, самоуправления,
соуправления.
За последние годы логика развития
гимназии убедила нас в необходимости
исследования важнейшего компонента личностно
ориентированного содержания образования,
который мы называем гуманистическим,
демократическим, толерантным укладом школьной
жизни.
В связи с возможностью поиска
различных подходов к проблеме содержания
хотелось бы обратить внимание практиков и
теоретиков образования на один аспект в школьном
образовании, который имеет значение для споров о
содержании образования, оценки эффективности
работы школы, а отсюда к проблеме их аттестации,
аккредитации, оценки уровня квалификации
педагогов, т.е. затрагивает многие процессы
школьного образования.
Речь идет об укладе школьной жизни,
стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных
нормах и правилах организации.
На наш взгляд, очень важно каждому
субъекту образования в гимназии одинаково
понимать:
структуру реальной власти в гимназии
(тоталитарную или иерархическую,
демократическую или либеральную);
язык класса или школы (разумеется, не
по формальному признаку, а по реально
действующей семантике, тону, стилю и объему
лексики);
сложившуюся практику отвечать
учителю то, что он ждет, а не то, что думает ученик;
умение действовать в ситуации
контрольной работы или экзамена (не культурные
формы поведения в ситуации испытания, а
сложившиеся правила списывания, подглядывания,
угадывания и т.п.);
реальное распределение учебного
времени (не по учебному плану или расписанию, а
фактически используемое время – у одних оно
занимает реально 12 часов в день, а у других не
наберется и получаса).
Это помогает ответить на ряд важных
вопросов. Обозначу хотя бы некоторые из них.
Почему при слабой степени трансляции
какого-либо содержания, малом объеме
предъявляемого материала, бедности форм и
методов объяснения и закрепления, слабой
оснащенности учителя и т.п. во многих школах в
сознании учеников сохраняются ценности
образования, сохраняется терпимость в
отношениях учителей и детей, гуманность их
взаимоотношений даже тогда, когда любому
наблюдателю очевидна дидактическая слабость
педагогов?
Почему в других школах при наличии в
учебном плане дополнительных диковинных
предметов, изощренности методики, наличии курсов
по выбору и т. п. сохраняется напряженная
атмосфера агрессии и соперничества, формального
отношения к овладению знаниями? Эта атмосфера
зачастую приписывается каким-то другим
обстоятельствам, но не способам организации и
взаимодействия в данной школе.
Мы в своей гимназии видим ответ на эти
вопросы в том, что демократический уклад в школах
формируется по-разному, а он, на наш взгляд, не
может быть охарактеризован как господство
единственно правильного мнения, как опыт
необходимости отвечать на вопросы, которые
ученик не задавал, как однолинейность,
одномерность самого содержания.
Дух образовательного учреждения,
стиль отношений передается детям, закрепляется в
их опыте и способах действия, а потому является
компонентом содержания образования,
компонентом, не зафиксированным в программах,
специально не планируемым и не контролируемым.
Мы очень хотим, чтобы уклад жизни нашей
гимназии давал возможность спорить, высказывать
гипотезы, опровергать или подтверждать их, не в
меньшей степени приводить к соответствующим
эффектам.
Именно этот стиль жизни влияет на
качество образования, где истинной темой (то, что
является скрытым содержанием) стало обучение
стилю жизни и работы интеллигентного человека.
В нашей гимназии создаются
разнообразные, жестко не регламентированные
образовательные пространства (игровые,
художественного творчества, правовое,
пространство социальной практики), инициируются
педагогами встречи конкретного ученика с этими
пространствами, создаются различные ситуации
проживания в этих пространствах, в том числе
ситуации неожиданные, в которых нужно найти свой
способ поведения и отношения.
В гимназии мы пропагандируем
открытость принимаемых решений, возможность
каждого члена коллектива влиять на характер
решений, касающихся всей школьной жизни, самых
разнообразных структур самого коллектива и
органов его управления, самоуправления,
соуправления.
При этом, строя гимназию как
действующую модель открытого гражданского
общества, мы понимаем, что:
эта модель должна быть не на бумаге,
не в деловых играх, а в реальной жизни, что
позволяет каждому стать инициатором любого дела
для всех или какой-либо группы. Единственным
ограничением при этом является свобода других
людей при собственном действии, не запрещенном
законодательством страны и законодательством
школы;
выборность органов коллектива,
которая возможна на определенном этапе его
развития, также относится к вариативной части
уклада, как компонент содержания образования;
введение социально-трудовой практики
как самостоятельной образовательной области,
обеспечивающей не только освоение окружающей
социальной среды, но и создающей особый стиль
отношений в коллективе. Разновозрастные учебные
группы, клубы, кружки, школьные научные,
коммерческие общества – все это можно также
отнести к вариативной части, создающей
свободный, гуманный, толерантный уклад жизни.
Мы поняли, что требования к тому, как
должна быть устроена школа, что в ней должно быть
безусловно, а чего никогда не должно быть, не
могут быть разработаны ведомством –
министерством образования или муниципальными
органами управления. Они, на наш взгляд, не могут
быть разработаны даже администрацией
образовательного учреждения и педагогами. Это
дело широкой родительской, культурной
общественности, несомненно, вместе с детьми и
учителями. Сам прецедент этого обсуждения, сами
моменты дискуссии будут не в меньшей степени
обладать образовательными эффектами, чем
требования к обязательному уровню подготовки
школьников.
Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
|