Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №42/2004


Будни директора

«Жизнь в школе должна быть подчинена ребенку»

В этом убеждена молодой директор столичной школы-новостройки

Школа-новостройка № 2014 расположилась на самой южной окраине Москвы, в районе Бутово. Ее окружают новые, еще не до конца заселенные жилые дома; из зелени – только газонная трава да чахлые саженцы деревьев. Просторное школьное здание гордо возвышается, светя оранжевыми стеклами зимнего сада. Прошло всего два месяца, как дети и учителя начали осваивать его. О том, с какими сложностями приходится сталкиваться директору школы-новостройки, какие проблемы решать, рассказывает ее директор – Елена Владимировна ЛИТВЯК. А поскольку руководитель она молодой, то смотрит на временные сложности с оптимизмом.

– Елена Владимировна, должность директора школы – ваша мечта или случайный поворот судьбы?

– Ни то, ни другое. Думаю, директором случайно не становятся, но и давней мечтой это тоже не было. Когда я оканчивала педагогический институт, мечтала быть не просто учителем, но завучем. А вот когда уже была завучем, появилось желание и уверенность попробовать себя в качестве директора.

Теперь руковожу школой. И вот уже всего за несколько месяцев удалось и закончить строительство здания, и укомплектовать школу необходимым оборудованием, и подобрать кадры, и оформить ряд документов.

– Что осложняет работу молодого директора?

– Оформление документации. Этот бумажный путь сложен, требует определенного алгоритма действий. Бывает так, что даже если знаешь, какие необходимо подготовить документы, но не понимаешь, куда нужно обратиться, чтобы их правильно оформить. Подготовка устава, походы в разные инстанции – это отнимает много времени и сил.

– Общаетесь ли вы с другими молодыми руководителями? У них те же проблемы или есть отличие?

– Да, я общаюсь со многими директорами-новичками, мы с ними обсуждаем насущные дела. Познакомились на курсах для завучей, а теперь учимся на курсах для директоров, которые у нас в округе организованы. Их ведет Любовь Асмолова, ей мы очень благодарны за поддержку.

С документацией директора школ-новостроек испытывают те же проблемы, их решение требует определенного навыка. А вот у директоров школ, назначенных не в новостройки, а в уже работающие школы, другие заботы. В основном они связаны с проблемами взаимодействия внутри педагогического коллектива.

Публикация статьи произведена при поддержке строительной компании «Модуль Древ». Если вы задумываетесь о строительстве загородного дома из бруса, то компания «Модуль Древ» может оказать полный спектр услуг и работ: от подбора участка под строительство и разработки дизайн-проекта до изготовления и строительства деревянного дома под ключ. Кроме того, компания имеет собственное производство бруса камерной сушки и клееного бруса.

– Есть ли трудности с кадрами в новой школе? И что для вас важно в первую очередь при подборе учителей?

– С кадрами все благополучно. В школе в основном молодой коллектив. Считаю, что учитель должен «болеть» своим делом, желать работать. Убеждена также, что прежде всего он должен интересоваться не финансовой стороной вопроса, а содержанием работы. Когда я вижу на собеседовании, что у человека в глазах огонек, желание работать, я его возьму, хотя, возможно, это и не очень опытный работник. Опыта наберется потом – мы научим работать. И еще для меня важен возраст педагога: мне кажется, пожилые учителя не так быстро могут адаптироваться к новым условиям школы-новостройки.

wpe27.jpg (22002 bytes)
Посадка Аллеи первых учеников (Елена Литвяк – крайняя справа)

– У вас есть заместители. В чем вы можете опереться на них? Есть ли среди них ваши соперники?

– У меня сейчас три заместителя. Вначале нужен был человек, который мог бы взять на себя бремя административно-хозяйственной части. Согласилась моя хорошая подруга, которая имеет среднетехническое строительное образование, работала мастером в строительном училище, сейчас учится в вузе. Можно сказать, она кинулась со мной «в омут» за маленькую зарплату, когда мне предложили школу-новостройку. Приложив огромные усилия, мы смогли закончить строительство и отделку школы в срок, к первому сентября. За помощь и преданность я ей очень благодарна.

Завуч начальной школы – грамотный специалист с хорошим стажем, – перешла из другой школы, так как сменила место жительства. Она «закрывает» большой фронт деятельности, связанный с работой в начальном звене, замечательный исполнитель и организатор. Я ей полностью доверяю данное направление.

Острая проблема была с назначением заместителя по учебно-воспитательной работе в средней школе. К этому завучу были предъявлены серьезные требования. Я сама прошла школу завучей, поэтому хорошо представляю, какими качествами он должен обладать. Это должен быть человек ответственный, соглашающийся с ненормированным рабочим днем, быстро схватывающий и перерабатывающий информацию, ищущий способы решения задач на шаг впереди директора. Так было в той школе, где я работала завучем. Там трудилась такая творческая команда завучей, что дело всегда спорилось.

И при выборе основного завуча – первого помощника директора – я руководствовалась прежде всего этими критериями. Еще раз повторю, что для меня важен возрастной фактор, так как более активны и задорны все же молодые люди. Не каждый учитель почтенного возраста сможет работать с современной молодежью. В то же время я понимаю, что перечисленные качества соответствуют личности незаурядной, которая через некоторое время, возможно, захочет попробовать себя в роли директора. Я не буду препятствовать карьерному росту, если человек действительно склонен к управленческой самостоятельной деятельности. Но надеюсь, что хотя бы лет пять молодой учитель будет набираться опыта и будет для меня активным помощником в становлении школы.

– Какие ваши личные качества помогают быть руководителем?

– Энергия и оптимизм. Даже если возникают проблемы в личной жизни, негативные эмоции стараюсь не переносить на работу: коллеги должны видеть меня оптимисткой. Ведь от настроения директора зависит настроение коллектива. А я хочу чувствовать в каждом работнике, как и у себя, «батарейку энерджайзер».

– А какие качества вам мешают в руководстве коллективом?

– Мешает некоторая категоричность. Частично я преодолела это качество, когда работала завучем. Помогла мне в этом директор той школы, где я трудилась прежде и где стала завучем в 23 года. Молодость же почти всегда отличается категоричностью. Вспоминаю серьезные оплошности, которые допускала от прямолинейности, непримиримости. Сейчас стала более лояльной, но в какие-то моменты все равно бываю категоричной. С другой стороны, категоричность в форме принципиальности у директора, может быть, и уместна.

– Ваша школа будет отличаться от других?

– Пока у нас обычная общеобразовательная школа. Хочется сделать ее такой, чтобы дети с удовольствием к нам шли и учились. Район, в котором располагается школа, тоже новостройка. Дома вокруг школы только начинают заселяться, поэтому детский коллектив не сформирован до конца. Посмотрим, каким он будет, когда соберется полностью, и тогда будем решать, в какую сторону вести развитие школы.

Что касается контингента детей, то на данный момент он меня устраивает. Есть классы (пока очень небольшие, по 10–15 человек), где даже нет троечников. В целом же школа рассчитана на 600 учащихся, но учится у нас пока всего 120 человек – все пришли из других школ. Со следующего года, при полном наборе, будем ориентироваться на профильное образование, создавать лицейские классы, оформлять договора с различными вузами. Уже сейчас ведем подготовительную работу по сотрудничеству с рядом институтов: МАМИ, психолого-педагогическим университетом, университетом международного права.

– Как вам кажется, в чем основная причина того, что дети переходят из одной школы в другую?

– Родители меняют школу для своих детей, когда их что-то в школе не устраивает: либо нехватка учителей, либо скучная школьная жизнь, отсутствие системы дополнительного образования, кружков по интересам. У многих родителей сейчас есть определенные надежды на нашу школу. Это и отрадно, но и очень ответственно. Ведь у детей и родителей есть опыт сравнения, и они хотят получить лучший результат.

Считаю, что ребят необходимо заинтересовать школьной жизнью с самого начала. И очень хочу сохранить тех учеников, которые сейчас пришли к нам. Жизнь в школе должна строиться в зависимости от детских интересов, должна быть подчинена им. А это значит, что необходимо формировать с самого начала традиции школы. Например, у нас начиная с 17 сентября в школе в течение нескольких дней проходил туристический слет. Это было выездное мероприятие. Все школьники и учителя выезжали на природу, участвовали в занимательных соревнованиях и путешествиях. Ребята остались очень довольны и сказали, что в прежних школах такого не было никогда. Думаю, этот слет станет для нас традиционным.

Еще мы провели конкурс икебаны, которую дети создавали из того природного материала, что собрали на турслете. Была организована великолепная выставка. Участвовали все параллели с 1 по 10 класс. Затем был День учителя с необыкновенным концертом, сделанным силами учащихся. А недавно мы награждали особо отличившихся во всех этих мероприятиях. Из совсем последних событий – посадка «аллеи первых учеников» во дворе школы. В этой акции принимали участие и родители. Планируем со временем ввести школьное самоуправление.

В общем, с уверенностью уже сегодня можно сказать, что дети любят свою школу-новостройку. У нас создан совместными усилиями герб школы, идет работа над гимном. Будем вводить школьную форму с эмблемой – нашим гербом. На сентябрьских родительских собраниях мы услышали добрые слова о начале нашей работы, и это очень поддерживает педагогический коллектив.

– Несмотря на то что школе только три месяца, у вас уже произошло столько событий… А предлагают ли родители какие-либо интересные идеи для развития школы?

– Пока нет. Но представить свои идеи предложено попечительскому совету родителей, первое собрание которого состоялось недавно. Если они будут интересны и выполнимы, мы с радостью их будем воплощать. В любом случае мы собираемся работать в тесном контакте с родителями, чтобы состоялся треугольник «родитель–ребенок–учитель». Конечно, это непросто: родители – самая сложная категория для общения. Но во всех внеклассных мероприятиях, которые я перечислила, родители у нас принимали активное участие. А ведь именно в таких акциях и происходит сплочение школы и семьи.

– Елена Владимировна, какой вы себя представляете через пять лет?

– Школа наша будет в самом расцвете сил. Заместители к тому времени наберутся опыта, какую-то часть моих нынешних обязанностей полностью возьмут на себя. Но более свободной я, наверное, и тогда не стану, так как всегда будут возникать новые идеи, новые проблемы.

– Чего бы вы хотели для себя в будущем?

– Хороших учеников, реализации всех профессиональных замыслов и побольше времени для личной жизни.

Беседовала  Ирина КОНОВАЛОВА

Рейтинг@Mail.ru