Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №41/2004


Сотрудничество

Экскурсия во власть

Законодатели рассчитывают на опыт школьных управленцев

Директора московских школ недоумевали: мы – и в Совете Федерации! Удивляться было чему: приглашения пообщаться с властью такого уровня приходят не каждый день. Да и система отбора управленцев для посещения верхней палаты парламента осталась для них загадкой.
Но радушные парламентарии уже с первых минут встречи взялись убеждать гостей, что педагогические работники бывают в стенах Совета Федерации регулярно.

Учителей – в законодатели!

Нечасто директорам удается напрямую задать вопрос власти. На встрече с членами Совета ФедерацииВ отличие от депутатов Госдумы, законодательная деятельность и личная жизнь которых выносится на широкое обсуждение, Совету Федерации быть как на ладони непривычно. Однако во избежание упреков в недосказанности здесь реализуется более десятка информационных проектов, предполагающих освещение работы и популяризацию парламентаризма. Это экскурсии, неформальные встречи, конкурсы, фотовыставки, интернет-конференции и другие мероприятия для учителей, школьников и студентов. «День открытых дверей», на который пригласили директоров, – как раз из их числа.

На встречи с педагогической общественностью приходят руководители комитетов Совета Федерации, имеющих непосредственное отношение к образованию и к тому, как живут работники этой отрасли. Педагоги таким образом из первых рук узнают, на что можно рассчитывать, а в чем их надежды преждевременны. От них не скрывают трудностей рождения законов в целом и в период стремительного реформирования образования в частности. В свою очередь законодатели используют возможность сделать правила, по которым придется жить стране, оптимальными на основе большого опыта учителей и руководителей школ.

Хотя и членам Совета не чужда практика: к примеру, председатель Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, выступивший перед директорами, прошел в вузе путь от лаборанта до ректора, от аспиранта до профессора. Но таких законодателей – знающих не понаслышке о том, что ждет от власти школа, – в российском парламенте не много. Вину за это Шудегов неожиданно для собравшихся возложил… на самих собравшихся:

– Когда работники образования собираются и слушают друг друга, то думают так: «Мы говорим очевидные вещи. Нас все должны поддерживать и поддерживают». Ничего подобного! В Совете Федерации из работников образования нас всего двое. В Думе образование поддерживают только три человека – все коммунисты. Кто выбирает депутатов? Вы. Голосуете за сиюминутные выгоды, обещанные кандидатом: отремонтирует крышу, даст компьютерный класс. А где ваши представители от системы образования? Вы их не направляете. И нам здесь трудно доказывать свои позиции. Посмотрите на Вооруженные силы. От них в нашей структуре 15 генералов. Они – сила! Это не два человека. Давайте направлять больше учителей в органы законодательной власти!

Присутствующие зашумели…

Разумеется, эмоциональный всплеск был председателю прощен: не сдержался – наболевшее замучило. Встреча была продолжена в режиме «вопрос–ответ».

Вопросы Виктору Шудегову свелись к нескольким темам.

О зарплате.

– С 1 января 2005 года предусмотрено повышение заработной платы на 20 процентов для федеральных учреждений, – напомнил он. – Также мы предложили, чтобы с 1-го сентября произошло еще одно повышение – на 30 процентов. То есть всего на 50 процентов. Но профсоюзы требуют двукратного повышения. А это нереально.

О безопасности школ.

– Сейчас прошел первое чтение бюджет. Наш комитет внес в Госдуму поправки, прежде всего касающиеся школьной безопасности. Это 8 миллиардов рублей на «тревожные кнопки», видеонаблюдение, противопожарную сигнализацию для каждой школы. Пока не знаем, будут поправки учтены или нет. Когда они обсуждались, у нас был руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. Он поддержал нас. Сказал, что будет выходить со встречным предложением.

О системе дополнительного образования.

– Судьба закона о дополнительном образовании такова: он был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации, но отклонен президентом. Недавно состоялась коллегия Министерства образования и науки, где рассматривался вопрос об этой системе. Предлагается пойти по легкому пути: не делать специального закона, а внести поправки в Закон «Об образовании» в части, касающейся льгот для работников дополнительного образования (выход на пенсию за выслугу лет и т. д). У меня супруга работает в этой системе. Получает 2300 рублей. Поэтому проблемы я знаю изнутри.

…Коллегу сменили у микрофона члены Совета Федерации из других комитетов и комиссий.

О бесплатном медицинском обслуживании педагогов.

Виктор Шудегов и Валентина Демина внимательно выслушали все мнения гостей– Статью Конституции о бесплатном медицинском обслуживании никто не отменял, – заметила первый зампредседателя Комитета по социальной политике Валентина Демина. – Другое дело, что в каждом регионе к этому относятся по-разному. Везде есть территориальные программы здравоохранения, где четко прописано, что относится к платному и бесплатному медобслуживанию. Но все зависит не только от закона, а еще от руководителя региона и руководства больницы, этот закон выполняющих…

О профилактике школьной наркомании.

До сведения пришедших директоров довели данные мониторинга, который провела Федеральная служба безопасности. Количество лиц на территории России, употребляющих наркотики (не состоящих на учете, а употребляющих), составляет 16 млн. человек! Каждый второй школьник имел богатый опыт употребления наркотиков. По прогнозам, если бы в нашей стране не были приняты экстренные меры, к 2005 году пострадавших от наркотиков насчитывалось бы 45 млн. человек.

Мониторинг всех дискотек Москвы позволил выяснить, что в состоянии наркотического опьянения там находилось 97% школьников.

В Калининграде есть пятиэтажный десятиподъездный дом. В нем умерли от наркотиков все дети от 8 до 17 лет.

Что делает Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту, чтобы помочь решению этой проблемы? Она приняла участие в создании технологии противодействия наркотизации России с общим названием «Открытый урок против наркотиков». Во многих школах, во многих городах проводятся антинаркотические мероприятия. Их цель – не только информировать о пагубности употребления наркотиков, но и формировать резко отрицательную реакцию на употребление.

В любой город приедут и безвозмездно проведут такие мероприятия. Никто ни с кого денег не берет, как делают в других организациях.

О кардинальных шагах.

После занятий в школе рабочий день педагогов продолжился в Совете Федерации– Все отрасли пожинают плоды школы – готовят себе специалистов из ее выпускников! – высказала свое мнение Валентина Петренко, председатель Комитета по социальной политике. – Но никто в школу не вкладывает. Средства направляют куда угодно, но только не на развитие тех, кого они получат завтра. Почему не построить работу так, чтобы не одно Минобразования и науки было ответственным за школу, а все министерства и ведомства. Пусть и они закладывают в бюджет деньги для подготовки будущих кадров.

«Так рождается закон...»

Директора и учителя выслушали в тот день о себе много высокопарных слов: «держат собой всю государственность в целом», «огромный труд отдают детям», «учат детей в нелегких условиях»… Но члены Совета Федерации просили и к своему труду должного уважения и внимания. Был, например, летом принят закон, который в народе назвали монетизацией льгот. Активно обсуждались «плюсы» и «минусы» замены натуральных льгот на денежные. А ведь речь шла о поправках к 200 федеральным законам! Незамеченными, неозвученными остались очень серьезные изменения, – сетуют сенаторы.

В Совете Федерации надеются, что экскурсии и другие мероприятия исправят ситуацию и знания граждан о деятельности парламента станут потребностью.

Две наиболее популярные формы работы со старшеклассниками и учителями – экскурсия и тематическая встреча с членами конкретного комитета «Так рождается закон…». Второй вариант, вследствие занятости сенаторов, организовать сложнее, чем ознакомительное посещение, но если у детей есть задумка какого-то проекта, в составлении которого могут помочь члены Совета Федерации, встреча пройдет обязательно. Все – бесплатно.

Директор школы № 1935 Марина Бурыгина на экскурсии в знакомом по телерепортажам зале заседаний Совета ФедерацииШкольной администрации следует составить заявку по данному образцу и согласовать с пресс-службой Совета Федерации даты и время проведения экскурсии по телефонам: 203–7217 и 203–9843.

Устраивает Совет Федерации и конкурсы ученических работ по проблемам парламентаризма. Для этого в учебных программах школы должны затрагиваться тема значения парламента в жизни страны, его история.

Но даже тем детям, кто не готов посоревноваться со сверстниками, желательно знать, что с протечкой крыши обращаются в жилищную контору, по поводу беспорядка – в органы исполнительной власти, а отношениями, которые регулируются очень плохо или не регулируются вовсе, занимаются законодатели.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Образец заявки

Начальнику Управления пресс-службы Аппарата Совета Федерации М.Ю. Куржиямскому

103426, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, 26

Уважаемый Михаил Юрьевич!

Администрация (указывается полное наименование организации) просит организовать тематическую встречу, экскурсию (для тематической встречи желательно указать наименования комитетов, комиссий Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, где планируется встреча) для работников/учащихся (указывается категория экскурсантов).

Просим по возможности провести тематическую встречу, экскурсию в … (указываются приемлемые дата и время проведения).

Список работников/учащихся

№ п/п ФИО (полностью) Паспортные данные (серия и номер паспорта, когда и кем выдан)
     

Группу сопровождает… (указываются должность, ФИО, паспортные данные, контактный  телефон).

Директор школы подпись

 

печать

 

Рейтинг@Mail.ru