Преодолеть инертность
В Приморском крае пытаются
активизировать деятельность по выстраиванию
взаимодействия школы и общества
Год назад Азиатско-Тихоокеанская
школа (АТШ) во Владивостоке начала реализацию
проекта «Внедрение модели общественно активной
школы в Приморском крае». Его воплощению в жизнь
также способствует финансовая поддержка фонда
«Евразия» и компании «Вестерн Юнион». А еще
партнерами школы в этом направлении стали
Приморский институт переподготовки и повышения
квалификации работников образования (ПИППКРО) и
группа «Конструирование будущего» из
Санкт-Петербурга. Подробности о проекте и о
деятельности школ рассказывает преподаватель
истории АТШ, руководитель программы
«Управленческая подготовка» Юлия БУРИЛИНА.
– Юлия, сформулируйте, пожалуйста,
основную идею проекта.
– Основная его задача – развитие
сообщества, привлечение родителей и жителей
района, в котором она находится, к решению
социальных и других проблем, стоящих перед
школой и сообществом. Цель – школа превращается
в некий «гражданский центр» микрорайона и
получает реальную помощь и содействие от
местного сообщества, коммерческих структур,
власти. Между ними устанавливается диалог и
взаимовыгодное сотрудничество. Образование
становится важным делом для всех, школа и жители
микрорайона обретают чувство принадлежности
друг другу. В то же время вокруг школ начинается
процесс самоорганизации и развития местных
сообществ, способных самостоятельно решать не
только задачи образования, но и другие проблемы с
помощью привлечения местных ресурсов.
Кроме образовательных, проект решает и
ряд других задач: адаптация не только школьников,
но и педагогов к быстроменяющейся жизни,
построение на местах структур местного
самоуправления в виде попечительских советов в
школах, превращение школы из закрытой системы в
открытую. Все это позволяет не только улучшить
качество образования, но и повысить престиж
профессии учителя.
– Согласно какому принципу вы
приглашали школы для участия в проекте?
– Изначально для участия в программе
были выбраны те образовательные учреждения,
которые делают нечто большее, чем просто
осуществляют учебный процесс. Это могла быть
какая-то деятельность, связанная со школьным
самоуправлением, проведением научных
конференций и т.п.
На сегодняшний день активно в проекте
участвуют школа № 7 поселка Артемовский,
Хореографическая гимназия, Муниципальная
гимназия и средняя школа № 35 города Артема,
владивостокская школа № 22, гимназия № 29
Уссурийска, школа № 1 Арсеньева, гимназия «Исток»
и школа № 17 «Родник» из Дальнегорска, школа № 16
поселка Тайга, а также две школы из Находки –
«Лидер-2» и школа № 7 «Эдельвейс».
– Каким образом вы работаете со
школами?
– Одним из мероприятий, проведенных
для школ в рамках проекта, был, например,
семинар-тренинг «Школа и общество», который
состоялся у нас полгода назад. В нем приняли
участие педагоги 14 школ из Владивостока и
Приморского края. Эта встреча позволила школам,
которые уже вели подобную деятельность,
посмотреть на нее под другим углом, осмыслить
какие-то вещи и начать действовать уже в больших
масштабах, рассмотреть новые возможности для
привлечения местного сообщества к реализации
различных совместных проектов.
В качестве задания на семинаре
руководителям школ было предложено продолжить
общественно активную деятельность с учетом
полученных на семинаре знаний и советов. И, надо
признать, у некоторых из наших школ это
получилось прекрасно. Например, у директора
Хореографической гимназии Артема была давняя
мечта выступить со своими воспитанниками за
рубежом. Этим летом мечта осуществилась:
хореографический ансамбль попал в международный
детский лагерь в Северной Корее. Переговоры с
лагерем помимо директора школы вел начальник
комитета по международному сотрудничеству
администрации Артема, а профинансировать
поездку той части школьников, чьи родители не
могли оплатить билеты, помогли предприниматели,
знакомые с деятельностью школы и поддерживающие
ее.
Этот и другие примеры лишний раз
доказывают, что искусство ведения переговоров,
планирование своей деятельности, постановка
задачи и конструктивный диалог с властью,
предпринимательскими структурами и родителями
являются сегодня теми ключевыми умениями,
которыми в современном мире должен мастерски
владеть руководитель образовательного
учреждения.
– Чем занимается ваша школа в
рамках данного проекта?
– За последний год силами наших
учеников мы провели серию деловых игр в школах
Владивостока. Все они были направлены на
профессиональное самоопределение учащихся и
развитие организаторских способностей. Кроме
того, ребята проводили и акцию «Милосердие» –
собирали одежду и игрушки для детей из Детского
дома.
– Известно, что привлечь в нашей
стране взрослых людей к школьной жизни непросто.
Ведь, например, в скандинавских странах школы
становились клубами, объединяющими людей,
постепенно. Такая культура складывается
десятилетиями, а не в один год. Что вы делали для
того, чтобы люди повернулись к школе лицом?
– Школы использовали разные
«зацепки». Скажем, если школьники реализовали
проект по благоустройству школьной территории,
где любят гулять и жители близлежащего
микрорайона, то дети проводили среди них опросы,
приглашали к участию в своем проекте. В
результате кто-то помогал деньгами, кто-то
стройматериалами, а кто-то непосредственно
вместе со школьниками и педагогами
благоустраивал территорию.
Стоит отметить, что чаще и активнее
всего на предложения о сотрудничестве реагируют
родители, чьи дети обучаются в данной школе.
Однако на конференции, которая прошла во
Владивостоке перед началом этого учебного года,
мы продуктивно обсудили механизмы привлечения
власти и бизнеса к работе школы. Во встрече,
кстати, принимали участие сами представители
этих структур. Как выяснилось в ходе диалога,
большинство школ зачастую просто не понимает, в
чем может состоять интерес различных фирм к их
учебному заведению помимо благотворительности.
А между тем бизнесмены, как правило,
заинтересованы в том, чтобы научить чему-либо
школьников на своем личном примере. Они могут
рассказать ребятам и о вузе, который окончили, и о
том, какие навыки необходимо иметь для той или
иной деятельности, и помочь организовать и
провести какую-либо акцию в школе, выступить в
роли консультанта или даже кредитора...
– По истечении года работы в
рамках проекта можете ли вы назвать свое главное
достижение?
– За счет проведения небольших выездных
семинаров и консультаций для педагогов на местах
удалось активизировать деятельность по
выстраиванию взаимодействия школы и местного
сообщества, а также активизировать контакты с
другими школами. Мы считаем это одним из
важнейших результатов, поскольку
государственные школы и педагоги отличаются
своей инертностью. И мы рады, что в большинстве
случаев нам удалось ее преодолеть и
активизировать деятельность на местах.
|