Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №40/2004


Тема номера

Метры и килограммы взаимопонимания

Начиналось все в 1966 году с песен у костра, линеек, заседаний актива и других привычных для того времени мероприятий. Но внешне похожий на тысячи пионерских лагерей Советского Союза воронежский лагерь «Искра» не разделил их судьбу. От «Искры» тоже могли остаться только воспоминания, но, видимо, запал оказался настолько существенным, что и у сегодняшних юных воронежцев память о детстве будет связана с этим названием: лагерь перерос в Воронежскую региональную общественную организацию «Искра», которая занимается правовым просвещением, развивает организаторские способности, учит основам журналистики, популяризирует экологическую культуру – всего сразу и не перечислишь...

Центр «Общественно активная школа» (ОАШ) – одно из направлений деятельности «Искры».

Центр ОАШ был создан в октябре 2000 года в рамках реализации проекта «Общественно активная школа. Воронежская модель» при поддержке фонда «Евразия». Каждый новый проект Центра расширяет круг школ, руководители которых верят, что, вооружившись современными социальными технологиями и опытом, можно успешно решать проблемы и собственного развития, и той территории, где находятся ОАШ.

Проект, стартовавший в этом году, называется «Школа – местному сообществу». С его помощью в городах Юга России воронежцы пытаются превратить школу в гражданский центр микрорайона, в центр социального партнерства учителей, учащихся, родителей, а также местных жителей, властей и организаций – коммерческих и некоммерческих.

У организаторов было несколько критериев отбора школ Воронежа, Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда и Ульяновска для участия в проекте. Наиболее пристальное внимание они обращали на осознанное отношение руководства школы к важности работы по решению социальных проблем местного сообщества. Оценивалась готовность создать необходимые условия для реализации проекта в своем учреждении.

Для начала представители школ приняли участие в обучающих семинарах, после чего приступили к практической части. Мы не будем останавливаться на всех практических этапах, а приведем достаточно наглядную таблицу. В ней в краткой форме представлены социальные проекты школ, получивших финансирование в конкурсе микрогрантов.

Пусть вас не смущают глаголы в будущем времени. Это были планы. И, к счастью, большинство из них осуществилось. Главное даже не в метрах покрашенных заборов и не в килограммах песка, завезенного в песочницы. Всего за два месяца местные жители поняли, что добрые дела – не архаизм, а черта современной жизни. Кроме того, хотя бы в одном районе горожане теперь ощущают себя единым целым. Для этого пришлось постараться школе. Но результаты такой нагрузки на нее трудно переоценить.

Таблица

Город Школа Название проекта Содержание проекта

В

О

Р

О

Н

Е

Ж

Школа № 51 «Улица нашего детства» Благоустройство территории по ул. Загородняя (200 метров между ул. Машиностроителей и ул. Торпедо): устранение 20 сухостойных деревьев, побелка и окапывание не менее 65 деревьев, посадка молодых саженцев – не менее 20 деревьев, разбивка 2-х цветочных клумб, сооружение детской игровой площадки – 4 скамейки, 2 столика, 2 песочницы, 6 метров отремонтированной металлической ограды, художественная роспись 10 метров кирпичного забора в стиле граффити.
Гимназия № 2 «Красота спасет мир» Роспись стены во внутреннем дворе гимназии – праздник для гимназистов, радость для жителей микрорайона. Рабочий план осуществления проекта: проведение конкурса эскизов среди школьников и родителей, составление композиции рисунка (под руководством учителя ИЗО и черчения), подготовка стены для панно (штукатурка, грунтовка), подготовка лесов для работы, работа над разрисовкой стены внутреннего двора (перевод рисунка с помощью шпалеры, работа над рисунком).
Лицей № «Спорт – наше будущее» Ремонт и благоустройство спортивной площадки, проведение праздника микрорайона «Праздник улицы Лизюкова». План осуществления проекта: создание добровольческих команд из числа школьников, учителей, родителей и жителей микрорайона, выполнение работ по ремонту площадки, организация и проведение «Праздника улицы Лизюкова».
Гимназия № 9 «Спортивному городку – вторую жизнь» Спортивный городок – одно из центральных мест активного отдыха жителей микрорайона. Проект решает проблему восстановления спортивного городка. Рабочий план осуществления проекта: информационная кампания в микрорайоне для привлечения добровольцев; презентация проекта на родительских собраниях для привлечения родителей; подготовка и проведение акции по уборке спортивного городка, завоз чернозема, песка, расчистка и выравнивание футбольного поля, покраска снарядов, разметка площадок; проведение спортивного праздника «Гимназическая Олимпиада», посвященного завершению работ по благоустройству спортивного городка: спортивные состязания; концерт для родителей и жителей микрорайона, размещение итогов в СМИ.

С

А

М

А

Р

А

Школа № 90 «Мой микрорайон – мой дом, и я создаю уют в нем!» Ликвидация несанкционированных свалок бытового мусора в микрорайоне школы № 90. Задачи проекта: создать инициативную группу из числа учащихся, родителей, учителей и жителей микрорайона; провести информационную компанию среди местных жителей и учащихся школы; ликвидировать несанкционированные свалки; благоустроить территории бывших свалок (создание альпийских горок и клумб).
Школа № 21 «Детская спортивная площадка» Микрорайон удален от культурных центров района и города; детские площадки, кинотеатр «Знамя», подростковый клуб, комната школьника, каток, кафе разрушены. Задачи проекта: создать инициативную группу из учащихся, родителей, педагогов, местных жителей по реализации проекта; привлечь партнеров и благотворителей; оборудовать спортивную площадку и места для отдыха детей и взрослых; обеспечить информационное сопровождение реализации проекта.
Школа № 166 Спортплощадка «Виктория» Цель проекта: создать условия для проведения спортивных мероприятий, активного досуга в микрорайоне посредством оборудования спортплощадки; создание базы данных потенциальных партнеров; проведение PR-кампании в микрорайоне (письма-обращения к родителям, жителям, частным предпринимателям, выпускникам); создание макета спортплощадки; выравнивание поверхности поля, привоз земли, песка, оборудование прыжковой ямы, установка оборудования; организация спортивного праздника.
Экономический лицей «Белая ромашка»

Сегодня в детском туберкулезном отделении больницы им. Семашко лечатся 90 детей. В отделении не оборудована комната отдыха. Мы решили оформить комнату отдыха детскими картинами, фотоэтюдами с видами г. Самары, изготовить на уроках технологии электронные игрушки, а также сшить детские комплекты постельного белья.

Кроме этого, планируется акция по сбору частных пожертвований, на которые мы предполагаем купить в комнату отдыха телевизор и собрать видеотеку с детскими мультфильмами, фильмами и учебными программами.

Р

О

С

Т

О

В

-НА-

Д

О

Н

У

Школа № 57 «В здоровом теле – здоровый дух» «В здоровом теле – здоровый дух» – проект благоустройства футбольного, баскетбольного поля, волейбольной площадки, полосы препятствий, теннисного корта. Мероприятия: школьный конкурс социальных проектов среди 10 – 11 классов, презентация проекта-победителя на заседании Попечительского совета, родительских и классных собраниях, на Совете школы; благотворительная акция для финансовой поддержки проекта: дискотека, концерт, ярмарка. Написание пресс-релизов для СМИ, торжественное открытие спортплощадки, размещение материалов на сайте школы, спецвыпуск газеты «Стрела».
Школа № 52 «Оазис здоровья–1» Приведение в порядок спортивной площадки, организация турниров по футболу для детей и подростков микрорайона, проведение толерантного футбола. Мероприятия: составление обращений, привлечение добровольцев, презентация проекта на заседании Попечительского совета, родительского комитета для привлечения партнеров. План проекта: формирование отряда добровольцев, закупка необходимых материалов, составление графика работ, проведение строительных, покрасочных и других видов работ, информирование СМИ, торжественное открытие спортплощадки, размещение информации на сайте школы. Анализ деятельности и результатов, выпуск газеты «Третий глаз».
Лицей № 33 «Музей – исторический центр микрорайона» Создание в микрорайоне общественного музея. Рабочий план осуществления проекта: информационная кампания в микрорайоне; сбор материалов для музея с привлечением добровольцев – учащихся, родителей; систематизация и оформление материалов, оформление экспонатов; торжественное открытие музея с приглашением ветеранов, СМИ.

У

Л

Ь

Я

Н

О

В

С

К

Школа № 15 «Дворик» Создание на территории школьного двора школьного «огорода» для организации занятости детей в период летних каникул. План проекта: информационная кампания в микрорайоне для привлечения добровольцев и партнеров, вскапывание почвы, посадка культур.
Школа № 5 «Надежда» Косметический ремонт и оснащение спортивного уголка для детей с особыми потребностями. Привлечение добровольцев и партнеров. Торжественное открытие спортивного уголка.
Школа № 37 «Школа – центр микрорайона» Создание музея микрорайона и информационного центра. В проекте примут участие 75 учащихся и студентов, около 140 родителей, около 100 жителей микрорайона. Будет отремонтировано около 50 кв. м помещений. Будут созданы стенды с наглядной агитацией по здоровому образу жизни и информацией о традициях и жизни микрорайона. Будет проведен большой праздник открытия музея и информационного центра.
Школа № 24 «Мой любимый уголок» Проект «Мой любимый уголок» направлен на создание площадки для детей и подростков «Веселая радуга». В ходе проекта на 300 кв. м территорий пустыря, примыкающего к детскому саду, будет создана площадка, ограниченная зелеными насаждениями и скамейками. Внутри площадки будут расположены цветочные клумбы, песочница, спортивные снаряды, столик для игр. Эта площадка будет названа «Веселая радуга». Завершит проект большой праздник для детей микрорайона.
Школа № 24 «Живи, Доброта!» В рамках Весенней Недели Добра – проведение «Дня добровольцев». Помощь ветеранам на дому, посещение их в центре дневного пребывания. Концерт «День земли», экологическая акция. «День тепла» (сбор вещей для детей из Детского дома). «День подарков просто так» (цветы, горшки, семена – школе, а также медикаменты, спортинвентарь). «День добрых сердец» (выход в Дом ребенка, детские сады). «День семьи».

Рейтинг@Mail.ru