Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №40/2004


Тема номера

Иногда охватывает пессимизм. Проходящие мимо подростки смотрят сквозь тебя, на стене соседнего дома навсегда поселилось ярко намалеванное мерзкое слово, детскую площадку облюбовали владельцы собак… Почему в комнате, где живет подросток, им взлелеяна каждая вещь, а через несколько метров – в лифте – он же с наслаждением сжигает кнопки? Серость на улицах и серость в головах…
Чудо ли только может помочь перестать делить проблемы на личные и общественные? Чудо. Имя ему – общественно активные школы (ОАШ).
Сегодня тематические страницы «Управление школой» посвящает этому явлению. Главное, на чем мы сосредоточились, – опыт, который каждый директор может перенести в свою школу: общественно активные школы не приносят пользы до тех пор, пока остаются на бумаге…

Катализатор обновления сознания

В чем залог успеха модели общественно активной школы?

Для директора школы привлекательна идея партнерских отношений: он не просит, а предлагает сотрудничество.

Движение ОАШ успешно и потому, что оно не насаждается «сверху», как реформа, а идет снизу.

Общественно активная школа обеспечивает участие ребенка в жизни большого общества и успешную социализацию.

Еще одна ценность модели – в ее адаптивности. И маленькая сельская школа, и учебное заведение мегаполиса могут найти собственный вариант развития.

Идея ОАШ не является для России заимствованной. Ее исторические корни – в земском движении ХIХ века. К 1914 году в России насчитывалось 146 тысяч земских школ, которые целиком были ориентированы на местные нужды и местные финансы.

Современные ОАШ тоже не единичны. Красноярская региональная общественная организация Центр «Сотрудничество на местном уровне» – лидер общественно ориентированного образования в России – отслеживает динамику роста ОАШ по годам и расширения по территориям:

  • 1997–1998 гг. – 12 школ (Красноярский край и Республика Хакасия),

  • 1998–1999 гг. – 20 школ (Томская, Новосибирская, Иркутская области),

  • 1999–2000 гг. – 36 школ (Республика Алтай, Омская и Кемеровская области),

  • 2000–2001 гг. – 80 школ (Тюменская, Амурская области, Екатеринбург, Пермь, Воронеж, Самара, Пенза, Таганрог, Архангельск) + Казахстан и Армения,

  • 2001–2003 гг. – 210 школ (Волгоград, Татарстан, Иваново, Московская область, Сочи, Сахалин) + Украина и Таджикистан.

Во всех этих школах директора и их команды теперь умеют создавать партнерство школы и местного сообщества, привлекать внебюджетные средства (фандрайзинг), проводить PR-кампании в школе и в сообществе, вести мониторинг, проводить конкурс социальных проектов и т. д.

Нередко путают два понятия – «общественно ориентированное образование» и «общественно активная школа». Они не синонимичны. Общественно ориентированное образование – это философская концепция образования, система развития сообщества. ОАШ – такие школы, которые принимают данную концепцию, то есть являются своеобразным инструментом.

Вот по каким признакам в мире выделяются общественно активные школы:

1. Доступность людских и материальных ресурсов школы круглые сутки, круглый год.

2. Материальные ресурсы (здания и прилегающие территории) подстраиваются под многозадачный режим работы, предполагающий их использование людьми разных возрастов.

3. При создании учебной программы и планировании других видов деятельности учитываются результаты непрерывно идущего изучения основных потребностей сообщества.

4. С должным вниманием в ОАШ подходят к созданию как основной учебной программы, так и к программам послеобеденных занятий, мероприятий субботнего вечера и летнего периода.

5. В ОАШ стремятся к интеграции образовательных, социальных, спортивно-оздоровительных программ, программ культурного отдыха и медицинской помощи для детей, подростков и взрослых.

6. При проведении этих программ школа старается максимально задействовать все имеющиеся у нее материальные и людские ресурсы.

7. Школа проявляет инициативу сама, а также руководит на начальном этапе осуществления конструктивных проектов, инициированных сообществом.

8. На всех этапах работы школа показывает пример демократического мышления и образа действия.

9. Педагоги творчески подходят к разработке учебных программ и меньше полагаются на стандартные схемы, применяемые в педагогической практике.

10. Директор пробуждает в педколлективе стремление быть полезными в реальных, происходящих в сообществе процессах, выходя за рамки своих прямых должностных обязанностей.

11. Школа выявляет и выращивает в сообществе новых лидеров.

12. ОАШ старается привлекать к планированию большинства программ всех, кто в них заинтересован и на кого направлено действие этих программ.

13. Школа стремится внести разнообразие во все стадии дневной учебной программы путем привлечения ресурсов сообщества.

14. ОАШ стремится к воспитанию у жителей местного сообщества чувства единства, солидарности, уверенности в том, что сообща они в состоянии справиться практически со всеми проблемами, встающими перед их сообществом.

15. Общественно активная школа выступает инициатором программ, полезных людям различных возрастов, социальных групп и вероисповеданий.

16. Школа берет на себя ответственность за координацию деятельности всех организаций и учреждений, имеющихся в сообществе.

По материалам КРМОО
Центр «Сотрудничество»
подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru