Иногда охватывает пессимизм.
Проходящие мимо подростки смотрят сквозь тебя,
на стене соседнего дома навсегда поселилось ярко
намалеванное мерзкое слово, детскую площадку
облюбовали владельцы собак… Почему в комнате,
где живет подросток, им взлелеяна каждая вещь, а
через несколько метров – в лифте – он же с
наслаждением сжигает кнопки? Серость на улицах и
серость в головах…
Чудо ли только может помочь перестать делить
проблемы на личные и общественные? Чудо. Имя ему
– общественно активные школы (ОАШ).
Сегодня тематические страницы «Управление
школой» посвящает этому явлению. Главное, на чем
мы сосредоточились, – опыт, который каждый
директор может перенести в свою школу:
общественно активные школы не приносят пользы до
тех пор, пока остаются на бумаге…
Катализатор обновления сознания
В чем залог успеха модели общественно
активной школы?
Для директора школы привлекательна
идея партнерских отношений: он не просит, а
предлагает сотрудничество.
Движение ОАШ успешно и потому, что оно
не насаждается «сверху», как реформа, а идет
снизу.
Общественно активная школа
обеспечивает участие ребенка в жизни большого
общества и успешную социализацию.
Еще одна ценность модели – в ее
адаптивности. И маленькая сельская школа, и
учебное заведение мегаполиса могут найти
собственный вариант развития.
Идея ОАШ не является для России
заимствованной. Ее исторические корни – в
земском движении ХIХ века. К 1914 году в России
насчитывалось 146 тысяч земских школ, которые
целиком были ориентированы на местные нужды и
местные финансы.
Современные ОАШ тоже не единичны.
Красноярская региональная общественная
организация Центр «Сотрудничество на местном
уровне» – лидер общественно ориентированного
образования в России – отслеживает динамику
роста ОАШ по годам и расширения по территориям:
1997–1998 гг. – 12 школ (Красноярский край
и Республика Хакасия),
1998–1999 гг. – 20 школ (Томская,
Новосибирская, Иркутская области),
1999–2000 гг. – 36 школ (Республика Алтай,
Омская и Кемеровская области),
2000–2001 гг. – 80 школ (Тюменская,
Амурская области, Екатеринбург, Пермь, Воронеж,
Самара, Пенза, Таганрог, Архангельск) + Казахстан
и Армения,
2001–2003 гг. – 210 школ (Волгоград,
Татарстан, Иваново, Московская область, Сочи,
Сахалин) + Украина и Таджикистан.
Во всех этих школах директора и их
команды теперь умеют создавать партнерство
школы и местного сообщества, привлекать
внебюджетные средства (фандрайзинг), проводить
PR-кампании в школе и в сообществе, вести
мониторинг, проводить конкурс социальных
проектов и т. д.
Нередко путают два понятия –
«общественно ориентированное образование» и
«общественно активная школа». Они не
синонимичны. Общественно ориентированное
образование – это философская концепция
образования, система развития сообщества. ОАШ –
такие школы, которые принимают данную концепцию,
то есть являются своеобразным инструментом.
Вот по каким признакам в мире
выделяются общественно активные школы:
1. Доступность людских и материальных
ресурсов школы круглые сутки, круглый год.
2. Материальные ресурсы (здания и
прилегающие территории) подстраиваются под
многозадачный режим работы, предполагающий их
использование людьми разных возрастов.
3. При создании учебной программы и
планировании других видов деятельности
учитываются результаты непрерывно идущего
изучения основных потребностей сообщества.
4. С должным вниманием в ОАШ подходят к
созданию как основной учебной программы, так и к
программам послеобеденных занятий, мероприятий
субботнего вечера и летнего периода.
5. В ОАШ стремятся к интеграции
образовательных, социальных,
спортивно-оздоровительных программ, программ
культурного отдыха и медицинской помощи для
детей, подростков и взрослых.
6. При проведении этих программ школа
старается максимально задействовать все
имеющиеся у нее материальные и людские ресурсы.
7. Школа проявляет инициативу сама, а
также руководит на начальном этапе
осуществления конструктивных проектов,
инициированных сообществом.
8. На всех этапах работы школа
показывает пример демократического мышления и
образа действия.
9. Педагоги творчески подходят к
разработке учебных программ и меньше полагаются
на стандартные схемы, применяемые в
педагогической практике.
10. Директор пробуждает в педколлективе
стремление быть полезными в реальных,
происходящих в сообществе процессах, выходя за
рамки своих прямых должностных обязанностей.
11. Школа выявляет и выращивает в
сообществе новых лидеров.
12. ОАШ старается привлекать к
планированию большинства программ всех, кто в
них заинтересован и на кого направлено действие
этих программ.
13. Школа стремится внести разнообразие
во все стадии дневной учебной программы путем
привлечения ресурсов сообщества.
14. ОАШ стремится к воспитанию у жителей
местного сообщества чувства единства,
солидарности, уверенности в том, что сообща они в
состоянии справиться практически со всеми
проблемами, встающими перед их сообществом.
15. Общественно активная школа
выступает инициатором программ, полезных людям
различных возрастов, социальных групп и
вероисповеданий.
16. Школа берет на себя ответственность
за координацию деятельности всех организаций и
учреждений, имеющихся в сообществе.
По материалам КРМОО
Центр «Сотрудничество»
подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
|