Психолог и директор: от
стихийного сотрудничества к планомерной работе
Попытки создания универсального,
всеобщего функционала школьного психолога
предпринимались уже не раз и на самых разных
уровнях: государственном, региональном,
городском и даже районном (внутри города). Все эти
попытки так или иначе заканчивались ничем.
Любая универсальная схема работы,
диктующая содержание деятельности психолога в
образовательном учреждении, поставит его в
ситуацию «над», «рядом», «около», но никак не
«внутри» конкретной системы школьных отношений.
Если же мы хотим, чтобы практическая психология
стала частью образовательной системы школы, а
школьный психолог – действительно психологом
образования (а не внешним экспертом или пришлым
консультантом), его функционал должен каждый раз
подбираться, создаваться для данной
образовательной системы. Это предполагает
наличие специальных процедур согласования
функционала с администрацией школы как на этапе
устройства на работу, так и в процессе самой
деятельности.
Общая схема
Служба практической психологии в
школе начинается с директора. В последнее время
это утверждение стало очень распространенным, но
несколько модифицировалось в своем
содержательном толковании. Много говорят о том,
как важно психологу установить контакт с
директором. Конечно, человеческие отношения,
особенно в нашей культуре, а тем более в женском
коллективе, – это очень важно.
И все же профессиональная
деятельность начинается не с них, а с построения
нормально функционирующей системы деловых
связей. В частности, деловые отношения психолога
с директором имеют как минимум три уровня, каждый
из которых нуждается в специальной проработке и
постоянной поддержке (коррекции).
Вот как может выглядеть система
деловых отношений психолога и директора (см.
схему 1).
Первый уровень
Это «начало начал» работы психолога в
школе (сколько бы лет вы ни проработали, если этот
уровень отношений так и не построен, к нему
хорошо бы вернуться).
На этом уровне осуществляется
первичное обсуждение ожиданий школы от работы
психолога и согласование этих ожиданий с
возможностями самого психолога.
Итак, директор должен четко и ясно
заявить своему потенциальному сотруднику, какую
роль он отводит психологической работе в своей
школе, какие направления работы психолога
приоритетны в настоящий момент и в перспективе (в
свете концепции развития школы, проводимой в ней
экспериментальной или проектировочной работы и
т.д.).
Психолог соотносит содержание
административного заказа со своими
представлениями, возможностями,
профессиональными интересами.
В результате такого согласования
рождается примерный перечень основных
направлений деятельности психолога. Конечно же,
данная деятельность ориентирована прежде всего
на удовлетворение психологических запросов
школы, но грамотный директор всегда найдет
возможность удовлетворить и личные интересы
специалиста, понимая, что это повышает общую
заинтересованность человека в работе на данную
организацию. Попутно может родиться и план
повышения квалификации психолога, если
оказывается, что некоторые важные
психологические запросы он сегодня осуществлять
не готов.
Первый уровень – это профессиональный
договор психолога и директора об основных
направлениях деятельности психолога в школе. На
основе договора прописывается функционал
психолога и составляется план работы на год и
некоторую перспективу.
Второй уровень
Осуществляется на основании
функционала и плана работы психолога
(психологической службы). В процессе
согласования и утверждения плана обсуждаются
действия как самого психолога, так и
администрации по управленческой поддержке
работы психолога.
Любой практик знает, как важна
поддержка психологической работы на этапе
утверждения сроков и времени проведения
плановой диагностики, психолого-педагогического
консилиума, организации консультаций с
педагогами-предметниками и родителями,
коррекционно-развивающих занятий. Если такая
поддержка (в форме распоряжений, приказов,
личного участия директора) не осуществляется, то
психологическая работа реализуется на уровне
личных договоренностей между психологом и
директором. А это ставит психолога в какое-то
неадекватное его статусу униженное положение в
педагогическом коллективе.
Итак, второй уровень – согласование
планов деятельности психолога и администрации
по реализации основных направлений
психологической работы в школе.
Третий уровень
Это сотрудничество в ситуациях,
требующих, помимо собственно психологических
действий, тех или иных административных решений.
Например, ребенок, находящийся в состоянии
актуального стресса, нуждается во временном
снижении учебной нагрузки, щадящем режиме. Такое
решение не может быть принято без согласования с
директором. Возникший в классе серьезный
конфликт нуждается в серьезной психологической
проработке, для чего желательно снять детей с
нескольких уроков и провести
конфликтологическую сессию. Для этого также
нужно согласие администрации.
У психолога должно быть четкое
представление о том, какие ситуации он может
прорабатывать сам, в сотрудничестве с
педагогами, родителями, а в какие он должен
обязательно включать администрацию. Кроме того,
должен быть налажен какой-то механизм
оперативной связи директора и психолога в
экстренных ситуациях. Как правило, тактические
формы сотрудничества возникают постепенно, по
мере возникновения тех или иных оперативных
ситуаций. Важно, чтобы сотрудничество психолога
и администратора не складывалось стихийно и
бессознательно, а время от времени становилось
предметом анализа самого психолога, психолога и
администратора вместе.
Согласование ожиданий
Как же на практике может быть налажено
сотрудничество на разных уровнях школьного
психолога и администратора? Возможно, читателям
помогут технологии, разработанные нами для
деловой игры, проведенной с директорами
(завучами) и психологами ряда государственных
школ Нижнего Новгорода. Игра называлась
«Взаимодействие психолога и администратора
школы в процессе построения школьной
психологической службы» и имела своей целью
передать в руки директорам и психологам
инструментарий для организации их
стратегического и тактического сотрудничества.
На первом этапе деловой игры работали
две самостоятельные группы: администраторов
(директоров и завучей) и психологов. Каждая
группа заполняла следующую таблицу (см. табл. 1).
Таблица 1
Приоритетные
направления деятельности психолога в школе |
Необходимая
административная поддержка данных направлений |
|
|
Понятно, что заполнялась эта
таблица представителями каждой из двух групп
по-своему, с учетом собственных профессиональных
ожиданий и представлений.
Затем группы озвучивали результаты
своей работы и обменивались таблицами. Работая с
«чужой» таблицей, участники должны были
тщательно проработать требования, предъявляемые
к их собственной деятельности, и либо
согласиться с ними, либо нет.
Так, администраторы изучали
содержание столбца «Необходимая
административная поддержка», заполненного
психологами, и соотносили его со своей реальной
практикой.
Психологи же анализировали ожидания,
сформулированные директорами и завучами.
Результаты работы групп озвучивались, и
заполнялась общая таблица.
В качестве примера приведем одну из ее
строк (см. табл. 2).
Таблица 2
Приоритетные
направления деятельности психолога в школе |
Необходимая
административная поддержка данных направлений |
Комплексная групповая
диагностика учащихся при поступлении в школу
(первый и любой последующий класс), при переходе в
среднее и старшее звено школы |
1.
Материально-техническое обеспечение
диагностических мероприятий (бланки, ключи,
аналитические таблицы)
2. Организационное обеспечение диагностических
мероприятий (приказ о проведении в определенные
дни и часы)
3. Обеспечение возможности для выступлений
психолога на педагогическом совете,
методических объединениях, родительских
собраниях |
На следующем этапе работа
осуществлялась в парах
«психолог—администратор». Пользуясь общей
таблицей, каждая пара разрабатывала вариант
собственных согласованных действий в рамках
актуальных для школы направлений
психологической работы.
Составленная таблица — основа для
договора психолога и директора, так как она
содержит описание взаимных профессиональных
обязательств одной и другой стороны.
Поговорим конкретно
Следующий шаг позволил
конкретизировать данную работу.
Участники семинара разбились на
несколько групп в соответствии с обозначенными в
общей таблице направлениями деятельности
школьного психолога. В нашем случае было
выделено четыре направления:
– психодиагностика;
– коррекционно-развивающая работа с
детьми, испытывающими трудности в обучении и
общении;
– консультирование педагогов и
родителей по проблемам обучения и воспитания
детей и подростков;
– психологическое просвещение
педагогов и родителей.
Каждая группа получила специальный
бланк для проведения аналитической работы (см.
табл. 3).
Таблица 3
Направление деятельности
психолога
Заказчик |
Задачи |
Вид деятельности |
Основные следствия |
|
|
|
|
Заполнение данной таблицы начиналось
с графы «Вид деятельности». Участники каждой
группы выделяли в рамках своего направления
конкретные виды работы. Например, в
диагностическом направлении: плановую
диагностику в «кризисные» периоды обучения;
диагностику по запросу, связанному с
психологической проблемой ученика или
ученической группы; профориентационную
диагностику; диагностику, проводимую по
результатам реализации образовательной или
коррекционно-развивающей программы и т.д.
Далее по каждому виду работы
заполнялись остальные графы таблицы.
«Заказчик» – перечислялись все лица,
которые могут выступить авторами запроса на
данный вид работы.
«Задачи» – данная графа, как
представляется, не нуждается в объяснениях.
«Основные следствия» – очень важная
графа. В ней фиксировались все те направления и
виды деятельности, которые являются
обязательным продолжением или итогом реализации
данного вида работ. Так, следствиями проведения
плановой диагностики могут быть: выступление на
педсовете; подготовка письменных педагогических
рекомендаций для завуча или председателей
методических объединений учителей; выступления
на плановых родительских собраниях; организация
коррекционно-развивающих групп и т.д.
Заполненная группой таблица послужила
основой для проведения еще одной аналитической
работы. Участники отмечали в таблице те моменты и
«точки» работы психолога, которые нуждаются в
административной поддержке и принятии
управленческих решений.
В результате родился документ, на
основе которого могут быть составлены
согласованные планы работы психолога и
администратора. Участникам было предложено в
качестве домашнего задания проработать по
данной схеме все направления деятельности
психолога, актуальные для их школы. Интересно,
что эффективность работы с данной таблицей
отметили прежде всего администраторы. Многие
говорили, что им стало ясно, чем же конкретно
может заниматься психолог в школе, как может быть
организована его работа и какие управленческие
решения необходимо принимать для ее поддержки.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|