Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/2004


Технологии

Будущее школы – это компетентные педагоги

Одной из серьезных задач, стоящих перед школьной администрацией, остается создание условий для роста профессионального мастерства педагогов. А для этого в свою очередь необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении, поскольку мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах.

Методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом.

Методическая служба в образовательных учреждениях дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций. Она постоянно стимулирует развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

В общеобразовательных учреждениях цели и задачи методической службы тесно связаны с системой внутришкольного управления. Чтобы успешно решать задачи методической работы в школе, следует определить функциональные обязанности членов педагогического коллектива.

Для этой цели в свою очередь необходимо:

  • изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов МО РФ и регионов;

  • активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;

  • изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы педколлектива данной школы и использование их в других коллективах;

  • создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;

  • диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;

  • стимулирование инициативы и творчества членов педколлектива и активизация его деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе;

  • использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;

  • выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе педколлектива;

  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств членов педколлектива, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.

Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы также относятся:

  • совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);

  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;

  • развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);

  • развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);

  • развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;

  • развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общение со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны т.д.);

  • развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

  • развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические линии должны развиваться параллельно.

Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти свое место в социуме учитель не научит этому учеников.

Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.

Поэтому, несмотря на то что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.

В каждой современной школе есть специальные службы, ответственные за управление методической работой: это заместитель по НМР, научно-методический совет школы, совет руководителей кафедр, зав. МО, руководители творческих групп.

И сегодня, хотим мы того или нет, работа заместителя по научно-методической работе перерастает в новую для школы управленческую профессию.

Я все больше убеждаюсь, что учительскому коллективу, как и детскому коллективу, нужен ведущий. И в нашей школе этим ведущим стала методическая служба, которая организует и контролирует работу учителей практически по всем направлениям педагогической деятельности.

Управленческие технологии

В книге М.М. Левина «Технологии профессионального педагогического образования» подробно представлены технологии профессиональной подготовки педагога, разные формы, методы, пути совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Наиболее эффективными для нас в школе являются:

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);

  • семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

  • диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум) и т.д.;

  • «деловые игры», ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы;

  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

  • обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла;

  • обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;

  • обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;

  • педагогические советы и др.

Осуществлять основные функции методической службы помогает нам технология комплексного исследования деятельности учителя.

Эта технология подробно описала академиком В.М.Лизинским.

А на практике у нас получается так. Вся информация об учителе собрана в одном месте. Например, папка, заведенная на каждого учителя, содержит: итоги контроля (посещение уроков администрацией и руководителями кафедр); качество обучения; выполнение программы; повышение квалификации и педагогического мастерства; результативность работы, достижения учащихся; обобщение опыта; диагностика; отчеты учителя; справки и т.п.

Частично материал папки – открытый, он собирается администрацией, руководителями кафедр, психологом, обсуждается совместно, частично – закрытый, т.е. доступный только самому учителю.

Сначала такое «досье» учителя сочли ненужным «бумагомаранием». Но по прошествии нескольких лет убедились в его полезности.

Материал не используется во вред учителю: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.

Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу. Поэтому у нас не возникает проблем во время аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Как правило, никаких учительских амбиций мы не переживаем и аттестация проходит достойно.

Технология саморазвития педагога

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития.

Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии, а значит и ориентированная на повышение качества образования.

Каждый учитель в нашей школе разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методической службы школы: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате – на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление на кафедре, аттестация и т.п.

Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия – ученика, педагоги не могут не общаться на профессиональном уровне.

На этом этапе управленческую деятельность методической службы помогает организовать технология педагогического взаимодействия.

Технология педагогического взаимодействия

Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которые реализуются в разнообразных формах деятельности. Одна из форм – творческие группы.

Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года.

Для членов творческих групп характерно неформальное общение, минимум заседаний (3–4 в течение года), т.к. главное внимание они должны уделять поисковой работе. Формы занятий различны: практикумы, теоретические семинары, открытые уроки, диспуты и др. Не следует подавлять инициативу учителей, желающих вести творческую, исследовательскую работу по интересующей их проблеме.

Если добровольного объединения педагогов не происходит, работает методическая служба. Так, в школе по инициативе методической службы создана творческая группа «Создание инструментария формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников». Тема эта сложная, мало разработанная в методической литературе, и учителя с удовольствием работают под руководством методической службы.

Мы имеем дело с огромным потоком информации о работе школы, каждого педагога, которую необходимо не просто собирать, но и систематизировать, делать легкой для чтения и удобной в использовании.

В этом случае не обойтись без технологии графического отражения информации.

Технология графического отражения

В наших сводных таблицах можно найти информационно-методическую карту передового опыта педагогов, пункты, раскрывающие трудности в работе учителя, участие педагогов в работе ГМО, повышение квалификации педагогов, пропаганду личного педагогического опыта, выполнение программы, динамику качества обучения, результативность труда и т.д. Огромная информация сжата до статистических данных, которые легко хранить и которыми удобно пользоваться.

Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Нина ПАРИЛОВА,
заместитель директора по научно-методической работе, школа № 36,
г. Талнах, Красноярский край

Рейтинг@Mail.ru