Будущее школы – это
компетентные педагоги
Одной из серьезных задач, стоящих
перед школьной администрацией, остается
создание условий для роста профессионального
мастерства педагогов. А для этого в свою очередь
необходима действенная и эффективная структура
методической службы в образовательном
учреждении, поскольку мастерство учителя
формируется через постоянную, систематическую
профессиональную учебу на местах.
Методическая работа – важнейшее звено
системы непрерывного образования членов
педагогического коллектива школы. Кроме того,
повседневная деятельность по повышению
квалификации тесно связана с
учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет
возможность в ходе работы каждодневно на
практике закреплять свои теоретические
познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в
течение длительного времени, руководители
методической службы в состоянии изучить стиль,
почерк работы учителя и его личностные качества,
видеть рост его профессионализма и
взаимодействие с коллективом.
Методическая служба в образовательных
учреждениях дает возможность членам
педагогического коллектива не только
участвовать в реализации уже готовых программ,
но и принимать активное участие в их
планировании и разработке, в апробации
экспериментов и инноваций. Она постоянно
стимулирует развитие творческого потенциала
учителя, направленного на формирование и
развитие личности учащегося.
В общеобразовательных учреждениях
цели и задачи методической службы тесно связаны
с системой внутришкольного управления. Чтобы
успешно решать задачи методической работы в
школе, следует определить функциональные
обязанности членов педагогического коллектива.
Для этой цели в свою очередь
необходимо:
изучение и творческое понимание всех
нормативных программно-методических документов
МО РФ и регионов;
активное внедрение и использование
достижений и рекомендаций
психолого-педагогической науки;
изучение и внедрение достижений
педагогов-новаторов в практику работы
педколлектива данной школы и использование их в
других коллективах;
создание сплоченного коллектива
единомышленников, бережно сохраняющих традиции
школы;
диагностика и прогнозирование
результатов учебно-воспитательного процесса;
стимулирование инициативы и
творчества членов педколлектива и активизация
его деятельности в научно-исследовательской,
поисковой работе;
использование в
учебно-воспитательном процессе современных
методик, форм, видов, средств и новых технологий;
выявление и предупреждение
недостатков, затруднений и перегрузок в работе
педколлектива;
развитие мировоззрения,
профессионально-ценностных и
личностно-нравственных качеств членов
педколлектива, готовых к самообразованию и
самосовершенствованию.
Поскольку глубинной основой
профессиональных умений являются
профессионально-личностные качества учителей, к
задачам методической работы также относятся:
совершенствование, обогащение знаний
педагогов (имеются в виду знания, различные по
содержанию: предметные, частнометодические,
дидактические, воспитательные, психологические,
этические, общекультурные);
развитие мировоззрения,
профессионально-ценностных ориентаций,
убеждений учителей, адекватных задачам развития
школы;
развитие мотивов профессиональной
творческой деятельности учителя (речь идет о
развитии важнейших мотивов педагогического
творчества, любви к детям, увлеченности
предметом, потребности в самореализации и т.д.);
развитие устойчивых
идейно-нравственных качеств личности (ведь
методическая работа предусматривает не только
обучение, но и воспитание педагога, развитие его
убежденности, человечности, принципиальности,
душевной щедрости);
развитие современного,
диалектического стиля педагогического мышления
учителя, таких его черт, как системность,
комплексность, конкретность, чувство меры,
гибкость, мобильность и т.д.;
развитие профессиональных навыков,
педагогической техники, исполнительского
мастерства (речь идет о таких сторонах
педагогической техники, как техника вербальной и
невербальной коммуникации, общение со
школьниками, навыки применения различных
средств обучения и воспитания, включая такие
сложные и современные устройства, как ЭВМ,
видеомагнитофоны т.д.);
развитие культуры эмоций и волевых
проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
развитие готовности к
профессиональному самосовершенствованию,
работе над собой.
Любое обновление школы требует
реконструкции не только содержания образования,
но и кадрового потенциала. Эти стратегические
линии должны развиваться параллельно.
Инфантильный, неразвивающийся учитель
никогда не воспитает творческую созидательную
личность; не умеющий адаптироваться, не
владеющий коммуникативными навыками, не
способный найти свое место в социуме учитель не
научит этому учеников.
Я согласна с мнением
педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во
многом зависит от кадров, от самих педагогов.
Поэтому, несмотря на то что повышение
качества образования зависит от многих факторов,
а деятельность методической службы
многопланова, я хочу остановиться на повышении
педагогической компетентности учителя как
основном направлении методической работы в
школе. Именно повышение компетентности,
профессионализма учителя – одно из важнейших
условий повышения качества образования.
В каждой современной школе есть
специальные службы, ответственные за управление
методической работой: это заместитель по НМР,
научно-методический совет школы, совет
руководителей кафедр, зав. МО, руководители
творческих групп.
И сегодня, хотим мы того или нет, работа
заместителя по научно-методической работе
перерастает в новую для школы управленческую
профессию.
Я все больше убеждаюсь, что
учительскому коллективу, как и детскому
коллективу, нужен ведущий. И в нашей школе этим
ведущим стала методическая служба, которая
организует и контролирует работу учителей
практически по всем направлениям педагогической
деятельности.
Управленческие технологии
В книге М.М. Левина «Технологии
профессионального педагогического образования»
подробно представлены технологии
профессиональной подготовки педагога, разные
формы, методы, пути совершенствования
профессионального мастерства педагогов.
Наиболее эффективными для нас в школе
являются:
теоретические семинары (доклады,
сообщения);
семинары-практикумы (доклады,
сообщения с практическим показом на уроках,
классных часах, внеклассных, внешкольных
мероприятиях);
диспуты, дискуссии («круглый стол»,
диалог-спор, дебаты, форум) и т.д.;
«деловые игры», ролевые игры,
уроки-имитации, уроки-панорамы;
обсуждение современных новейших
методик, технологий, достижений
психолого-педагогической науки;
обсуждение отдельных открытых,
взаимопосещенных уроков, мероприятий или их
цикла;
обсуждение и оценка авторских
программ, учебных пособий;
обсуждение «срезов знаний», вопросов
для тестирования и анкетирования учащихся;
педагогические советы и др.
Осуществлять основные функции
методической службы помогает нам технология
комплексного исследования деятельности учителя.
Эта технология подробно описала
академиком В.М.Лизинским.
А на практике у нас получается так. Вся
информация об учителе собрана в одном месте.
Например, папка, заведенная на каждого учителя,
содержит: итоги контроля (посещение уроков
администрацией и руководителями кафедр);
качество обучения; выполнение программы;
повышение квалификации и педагогического
мастерства; результативность работы, достижения
учащихся; обобщение опыта; диагностика; отчеты
учителя; справки и т.п.
Частично материал папки – открытый, он
собирается администрацией, руководителями
кафедр, психологом, обсуждается совместно,
частично – закрытый, т.е. доступный только самому
учителю.
Сначала такое «досье» учителя сочли
ненужным «бумагомаранием». Но по прошествии
нескольких лет убедились в его полезности.
Материал не используется во вред
учителю: анализируя документы, мы планируем
индивидуальную работу с педагогом, предметно и
результативно оказываем профессиональную
помощь, имеем объективные данные для поощрения,
для вовлечения в творческую работу.
Содержимое индивидуального банка
данных дает богатейший материал и самому
педагогу. Поэтому у нас не возникает проблем во
время аттестации. Мы можем объективно указать
учителю, на каком уровне профессионального
мастерства он находится и на какую категорию
может претендовать. Как правило, никаких
учительских амбиций мы не переживаем и
аттестация проходит достойно.
Технология саморазвития педагога
Успешность педагогической
деятельности во многом зависит от умения и
способности каждого педагога мобилизовать свои
усилия на систематическую умственную работу,
рационально строить деятельность, управлять
своим эмоциональным и психологическим
состоянием, использовать свой потенциал,
проявлять творческую активность.
В педагогике такая работа над собой
носит название саморазвития.
Саморазвитием педагога можно и нужно
управлять, т.к. уровень профессионализма не
только личное дело учителя. Профессиональное
саморазвитие – это сознательная деятельность,
направленная на совершенствование своей
личности в соответствии с требованиями
профессии, а значит и ориентированная на
повышение качества образования.
Каждый учитель в нашей школе
разрабатывает свою методическую тему. По
содержанию и значимости они разные: от освоения
методов и форм работы до внедрения новых
образовательных технологий. В этом направлении
также важна роль методической службы школы: не
допустить разброда, сориентировать и направить
педагогов на решение общешкольных задач; в
конечном результате – на повышении качества
образования. Работа над методической темой
обязательно результативна: это или обобщение
опыта, или создание методических рекомендаций по
разрабатываемой теме, или подборка
дидактического материала, выступление на
кафедре, аттестация и т.п.
Работая в одном коллективе, выполняя
общие функции, имея единый объект воздействия –
ученика, педагоги не могут не общаться на
профессиональном уровне.
На этом этапе управленческую
деятельность методической службы помогает
организовать технология педагогического
взаимодействия.
Технология педагогического
взаимодействия
Первой ступенькой в осуществлении
технологии педагогического взаимодействия
является осознание его сути, целей, принципов и
содержания, которые реализуются в разнообразных
формах деятельности. Одна из форм – творческие
группы.
Обычно учителя сами объединяются в
творческие группы по критерию близости
методической темы и с планом работы приходят на
заседание научно-методического совета. План
работы творческой группы составляется на один
год, перспективный – на 3 года.
Для членов творческих групп
характерно неформальное общение, минимум
заседаний (3–4 в течение года), т.к. главное
внимание они должны уделять поисковой работе.
Формы занятий различны: практикумы,
теоретические семинары, открытые уроки, диспуты
и др. Не следует подавлять инициативу учителей,
желающих вести творческую, исследовательскую
работу по интересующей их проблеме.
Если добровольного объединения
педагогов не происходит, работает методическая
служба. Так, в школе по инициативе методической
службы создана творческая группа «Создание
инструментария формирования и развития
общеучебных умений и навыков школьников». Тема
эта сложная, мало разработанная в методической
литературе, и учителя с удовольствием работают
под руководством методической службы.
Мы имеем дело с огромным потоком
информации о работе школы, каждого педагога,
которую необходимо не просто собирать, но и
систематизировать, делать легкой для чтения и
удобной в использовании.
В этом случае не обойтись без
технологии графического отражения информации.
Технология графического отражения
В наших сводных таблицах можно найти
информационно-методическую карту передового
опыта педагогов, пункты, раскрывающие трудности
в работе учителя, участие педагогов в работе ГМО,
повышение квалификации педагогов, пропаганду
личного педагогического опыта, выполнение
программы, динамику качества обучения,
результативность труда и т.д. Огромная
информация сжата до статистических данных,
которые легко хранить и которыми удобно
пользоваться.
Важнейшим условием повышения качества
образования является создание условий,
активизирующих профессионально-познавательный
поиск педагога, способствующий развитию его
творческих сил, самостоятельности, нового
научного стиля мышления.
Возникновение
профессионально-познавательного интереса у
учителя, желания развиваться, двигаться вперед –
прямой результат работы методической службы
школы по повышению профессионального мастерства
педагогов.
Нина ПАРИЛОВА,
заместитель директора по научно-методической
работе, школа № 36,
г. Талнах, Красноярский край
|