«Волевое решение эффективнее
этикетных тонкостей»
– Портрет Путина в вашем кабинете
– чье-то распоряжение? – спрашиваю я.
– Нет, от души.
Он вообще все делает от души. Иначе просто не
объяснить, как человек может быть директором
школы, чиновником, аспирантом, педагогом и отцом
одновременно. При этом максимализм никак не
мешает качеству.
Можно было бы приписать успехи опыту: постепенно
разобравшись во всем, наверное, реально
нагрузить себя обязанностями, которых с лихвой
хватило бы на несколько человек. Но здесь другой
случай. Опыт директор московской школы Алексей
Владимирович ГУСЕВ набирает здесь и сейчас, ведь
ему только двадцать восемь.
– Вам лишь 28 лет, а вы уже три года
возглавляете школу!
– Да, меня назначили
директором в 25. К тому времени в образовании я был
лет восемь. Сразу после окончания школы остался
работать руководителем кружка москвоведения.
Позже, на третьем курсе Историко-архивного
института, стал впервые преподавать в десятом
классе. Потом создал в одном из округов Москвы
совет молодых учителей. Там-то и открылись
организационные данные, и в 2001 году мне
предложили школу.
– Удивились?
– Если честно, психологически я был
готов, потому что разговор о назначении зашел
года за полтора. Но одно дело теоретически это
осознавать и совсем другое прийти в коллектив –
пусть небольшой, однако где у каждого свой взгляд
на мир, где люди разного возраста. Пришлось много
потрудиться, чтобы создать определенный климат и
повернуть к себе людей.
Школе к тому времени было 15 лет. Там я
проработал директором всего год: в здании
открыли московский музыкальный кадетский корпус
– и меня перевели сюда, в школу № 981, которой я
сейчас и руковожу.
– Кого вы сменили на директорском
посту?
– До меня школу возглавлял Геннадий
Григорьевич Богомолов. Он ушел на пенсию, передав
мне все дела. Многое из того, что я узнал от него о
специфике района, контингенте учащихся, школьных
традициях, мне очень помогло на старте. Благодаря
ему я увидел изнутри то, что было наработано за
годы. Какие-то вещи с ходу не понял бы. Мы и сейчас
общаемся.
– Какой образ директора вы для
себя изначально выбрали?
– Моя позиция была довольно жесткая:
мы должны развиваться, модернизироваться, менять
содержание. Советов я не просил: сколько людей –
столько мнений. Волевое решение определенных
вопросов и умение себя показать человеком
целеустремленным, понимающим, что он делает, и
добивающимся того, чего хочет, – это в итоге
больше располагает к себе, нежели этикетные
тонкости. Люди пошли за мной.
Кардинально я ничего не менял ни в
первой школе, ни в этой. Революция – это насилие.
Перевороты к добру никогда не приводили – ни в
истории, ни в практике работы. Поэтому я шел
поэтапно: сначала создавались условия для
понимания коллективом необходимости тех или
иных новаций, а затем привлекались силы к их
осуществлению.
– И какие новации школа получила с
вашим приходом?
– Школа большая – 946 учащихся, 37
классов, предел по проектной мощности. А в первые
годы существования наполняемость доходила почти
до трех тысяч человек! Работали в несколько смен.
Здание было переполнено с утра до поздней ночи,
все учителя заняты. Не школа, а конвейер по
обучению детей. Ни о каком блоке дополнительного
образования, ни о каких инновациях и речи не шло.
Но с открытием поблизости новой школы
у нас появилось много возможностей:
информатизация, индивидуализация учебного
процесса, развитие систем различных спецкурсов,
творческих лабораторий. Мы приняли новую
образовательную программу на три года, с помощью
которой пытаемся удовлетворять образовательные
запросы населения.
В итоге у нас на
сегодняшний день работают школа театрального
искусства, хореографическая школа, с 1-го
сентября мы имеем статус школы с углубленным
изучением предметов
художественно-эстетического цикла и экономики. В
школе созданы предметные лаборатории:
лаборатория практической ботаники (сами
выращиваем растения, полностью занимаемся
озеленением, два года подряд являемся
победителями конкурса на лучшее цветочное
оформление школьного двора), лаборатория
практической психологии (дети занимаются с
прицелом на психологическую профессию),
лаборатория музейной педагогики (мы создаем
музей истории быта ХХ века). Думаем, что в будущем
станем базовой школой по изучению
церковно-славянского языка.
– Вы обеспечиваете столько ниш
для учеников силами своего коллектива?
– И своими силами, и привлекаем других
профессионалов. Уровень тех, кто работает у нас,
высок: хореографическую школу возглавляет
Народный артист России, школу театрального
искусства – актриса театра «Эрмитаж», более
двадцати лет работающая и в образовании, и в
театре. Дети изучают актерское мастерство,
ритмику, танец, историю искусств. И это не кружок,
а урок в расписании. Он идет в утренние часы для
специализированных классов.
– Приход в школу таких уважаемых
педагогов – заслуга директора?
– Это не заслуга. Это задача директора
– создать максимально комфортные условия для
творчества тех, кто у него работает, начиная с
формирования заработной платы и заканчивая
душевным, человеческим отношением. Видно,
получается. Люди не уходят, работают по всем этим
направлениям. Кроме того, со временем обрастаешь
связями, что тоже помогает.
– Вернемся к новациям…
– Я рискнул выйти на полную
финансово-хозяйственную самостоятельность
школы. Несмотря на то что пришел в сентябре 2002
года, с 1 января 2003 перешел на эту
самостоятельность. Это дает возможность быть
полноправным бюджетополучателем, то есть все
деньги, отпущенные на учреждение, можем
использовать сами. У нас есть круг договоров с
различными организациями. И если появляется
экономия – на свете, тепле, – мы имеет право ее
перебрасывать на другие статьи, например на
текущий ремонт и приобретение оборудования. Так,
экономия за прошлый год у нас составила 1 миллион
700 тысяч рублей.
Третий год работаем с
благотворительным фондом «Просвещение».
Родители по безналичному расчету по мере сил
вносят деньги. Из этих взносов оплачиваются
должности, не предусмотренные штатным
расписанием, но необходимые: гардеробщица,
дежурный по столовой, комендант. На эти же деньги
делаем ремонт. Яркий пример: за прошлый учебный
год мы отремонтировали три тысячи квадратных
метров стен. Это погонный километр!
– Финансы держите под
директорским контролем?
– Для школ с финансово-хозяйственной
самостоятельностью предусмотрена ставка
заместителя директора по правовым и
экономическим вопросам. У меня самостоятельная
бухгалтерия из трех сотрудников. Но многое я
отслеживаю сам. Особенно так было на первых
порах. Сотрудники побаивались выхода на школьную
самостоятельность. Приходилось самому сидеть и
заниматься подсчетами. Но в проблему мы вникли.
Теперь вроде бы все получается.
– Вы сказали, что революционных
изменений не планировали. Но и без резких шагов
сделали школу совсем другой. Одному уследить за
всем, что в ней теперь происходит, наверное,
невероятно трудно?
– Традиция школы такова, что решение
многих вопросов остается на уровне моих
заместителей. Они компетентно с ними
справляются.
У меня есть завуч начальных классов,
заместители по второй и третьей ступеням
обучения, по блоку дополнительного образования,
по правовым и экономическим вопросам, по
административно-хозяйственной работе, по
информатизации, два человека по
опытно-экспериментальной работе (один отвечает
за конкурсы, олимпиады, спецкурсы и углубленное
изучение отдельных предметов, а другой – за
развитие этнокультурного славянского
компонента в образовании). Работают замы по
воспитательной работе и соцзащите.
Только что введена должность
заместителя директора по безопасности, на
которую я назначил чрезвычайно
дисциплинированного педагога. В марте она прошла
учебу и, кстати, прекрасно справляясь с
обязанностями учителя математики, обеспечивает
контроль за качеством охраны в школе,
осуществляет общение с различными проверяющими
инстанциями.
– Вы демократичный директор в
отношениях с учениками?
– Сейчас я веду из серии
спецкурсов, которые предложены в школе, курс
«Основы журналистики». Вот здесь, в директорском
кабинете, придумываем тематику интервью,
социологических опросов, статей. Обсуждаем,
пишем и отдаем материалы в наши местные районные
газеты.
Раз в два месяца у нас заведена
«пресс-конференция администрации». Если у детей
вопросы, они могут поставить их перед
одиннадцатью моими заместителями и лично мной.
Где-то им хочется повесить зеркала, ощутить
больше комфорта в раздевалках спортзалов,
изменить расписание занятий, продолжительность
перемен. Недавно обсуждали проблему с
курительной комнатой. Я много сил потратил, чтобы
объяснить: этого нельзя делать в образовательном
учреждении. Рад, что ребята меня поняли.
Есть «ящик доверия». Мы на планерке
обязательно рассматриваем все те пожелания,
которые там находим. В канцелярии лежит «книга
отзывов и предложений».
В общем, форм общения с администрацией
много.
– Не только школу вы смогли
изменить. Не без ваших стараний на свет появился
документ, который вызвал зависть в российских
регионах: молодые учителя в столице стали
обладателями льгот на проезд, надбавок и
«подъемных» двадцати тысяч рублей…
– Совет молодых учителей Москвы я
возглавляю с момента его создания. Так же, как и
школу, считаю это делом своей жизни.
Без кадрового обновления наша система
обречена на гибель. Мы об этом говорим уже
несколько лет. И, слава богу, слова о кадровом
обеспечении системы образования прозвучали на
заседании Правительства Москвы. Те льготы,
которые внесены в документы, – это завершение
этапа нашей работы с молодыми учителями.
Городской совет и советы в столичных округах
стали катализатором активизации всех властных
структур: они стали заниматься проблемами
молодых учителей – от организации досуга до их
профессионального роста.
– Сейчас вы говорите как чиновник. А
что по этому же поводу может сказать молодой
директор?
– Мы все только начинаем свой
профессиональный путь – молодые директора,
учителя. Много общаемся, и общение оказывается
полезным, потому что часто кажущиеся только
твоими проблемы на самом деле есть и у других. И
от того, что они общие, становится чуть легче.
Мы собираемся на совет по
организационным вопросам, встречаемся с
известнейшими директорами, лучшими учителями,
проводим интеллектуальные игры, ездим на
природу. Очень дружим.
– А в вашей школе есть молодые
учителя?
– Их много. Особенно в начальных
классах. В целом средний возраст коллектива 43
года – довольно небольшой.
– Руководство школой и городским
советом – гигантская нагрузка…
– Я еще депутат муниципального
собрания. И там вхожу практически во все
комиссии, в том числе в комиссии по
градостроительству, по делам опеки и
попечительства.
– Тогда, Алексей Владимирович,
задаю вам вопрос, который не обойти: как вам все
это удается совмещать?
– График у меня гибкий, но очень
напряженный. Приходится все это делать вместе, в
едином потоке.
При этом в школе я постоянно. Здесь
мера ответственности огромная – 1000 детей и 120
сотрудников. Утро начинается со школы: даешь
задания, распределяешь обязанности между своими
заместителями. Затем уезжаю на заседания. Потом
снова в школу. И, самое раннее, в девять вечера
ухожу.
– То есть в первую очередь вы –
директор школы?
– Конечно.
– Не у каждого директора увидишь в
кабинете портрет президента и российский флаг…
– Я считаю, раз мы государственное
учреждение, то портрет главы государства –
нормальное явление. Это в традициях всех
цивилизованных стран. Можно по-разному лично
относиться к этому человеку, но линию
государственного участия в образовании нужно
подчеркивать.
– По-прежнему считаете себя
молодым директором?
– Считаю и, наверное, долго буду
считать себя таковым. Опыт ежегодно
прибавляется, но появляется столько нового в
нашей профессии – и в хозяйственных вопросах, и в
чисто педагогических, – что ощущение новизны не
дает залезть на лавры и почивать на них.
– У вас остается время отдохнуть
от работы?
– Из увлечений могу назвать главное на
сегодняшний день: я завершаю свою научную работу
– дописываю диссертацию «Мировоззрение царя
Алексея Михайловича в его произведениях». Это
сугубо историческая тема: я аспирант Института
российской истории Российской академии наук.
Выходные выпадают редко, и я полностью
провожу их с моей четырехлетней дочкой. Хотя мы
живем не рядом со школой, где я работаю, она
сейчас ходит в детский сад поблизости от нее,
чтобы хоть вечерами, когда я ее забираю и мы едем
домой, быть вместе…
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
|