Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/2004


Будни директора

«Волевое решение эффективнее
этикетных тонкостей»

– Портрет Путина в вашем кабинете – чье-то распоряжение? – спрашиваю я.
– Нет, от души.
Он вообще все делает от души. Иначе просто не объяснить, как человек может быть директором школы, чиновником, аспирантом, педагогом и отцом одновременно. При этом максимализм никак не мешает качеству.
Можно было бы приписать успехи опыту: постепенно разобравшись во всем, наверное, реально нагрузить себя обязанностями, которых с лихвой хватило бы на несколько человек. Но здесь другой случай. Опыт директор московской школы Алексей Владимирович ГУСЕВ набирает здесь и сейчас, ведь ему только двадцать восемь.

– Вам лишь 28 лет, а вы уже три года возглавляете школу!

«В первую очередь я директор школы»– Да, меня назначили директором в 25. К тому времени в образовании я был лет восемь. Сразу после окончания школы остался работать руководителем кружка москвоведения. Позже, на третьем курсе Историко-архивного института, стал впервые преподавать в десятом классе. Потом создал в одном из округов Москвы совет молодых учителей. Там-то и открылись организационные данные, и в 2001 году мне предложили школу.

– Удивились?

– Если честно, психологически я был готов, потому что разговор о назначении зашел года за полтора. Но одно дело теоретически это осознавать и совсем другое прийти в коллектив – пусть небольшой, однако где у каждого свой взгляд на мир, где люди разного возраста. Пришлось много потрудиться, чтобы создать определенный климат и повернуть к себе людей.

Школе к тому времени было 15 лет. Там я проработал директором всего год: в здании открыли московский музыкальный кадетский корпус – и меня перевели сюда, в школу № 981, которой я сейчас и руковожу.

– Кого вы сменили на директорском посту?

– До меня школу возглавлял Геннадий Григорьевич Богомолов. Он ушел на пенсию, передав мне все дела. Многое из того, что я узнал от него о специфике района, контингенте учащихся, школьных традициях, мне очень помогло на старте. Благодаря ему я увидел изнутри то, что было наработано за годы. Какие-то вещи с ходу не понял бы. Мы и сейчас общаемся.

– Какой образ директора вы для себя изначально выбрали?

– Моя позиция была довольно жесткая: мы должны развиваться, модернизироваться, менять содержание. Советов я не просил: сколько людей – столько мнений. Волевое решение определенных вопросов и умение себя показать человеком целеустремленным, понимающим, что он делает, и добивающимся того, чего хочет, – это в итоге больше располагает к себе, нежели этикетные тонкости. Люди пошли за мной.

Кардинально я ничего не менял ни в первой школе, ни в этой. Революция – это насилие. Перевороты к добру никогда не приводили – ни в истории, ни в практике работы. Поэтому я шел поэтапно: сначала создавались условия для понимания коллективом необходимости тех или иных новаций, а затем привлекались силы к их осуществлению.

– И какие новации школа получила с вашим приходом?

– Школа большая – 946 учащихся, 37 классов, предел по проектной мощности. А в первые годы существования наполняемость доходила почти до трех тысяч человек! Работали в несколько смен. Здание было переполнено с утра до поздней ночи, все учителя заняты. Не школа, а конвейер по обучению детей. Ни о каком блоке дополнительного образования, ни о каких инновациях и речи не шло.

Но с открытием поблизости новой школы у нас появилось много возможностей: информатизация, индивидуализация учебного процесса, развитие систем различных спецкурсов, творческих лабораторий. Мы приняли новую образовательную программу на три года, с помощью которой пытаемся удовлетворять образовательные запросы населения.

Зимний сад появился в школе с приходом молодого директораВ итоге у нас на сегодняшний день работают школа театрального искусства, хореографическая школа, с 1-го сентября мы имеем статус школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и экономики. В школе созданы предметные лаборатории: лаборатория практической ботаники (сами выращиваем растения, полностью занимаемся озеленением, два года подряд являемся победителями конкурса на лучшее цветочное оформление школьного двора), лаборатория практической психологии (дети занимаются с прицелом на психологическую профессию), лаборатория музейной педагогики (мы создаем музей истории быта ХХ века). Думаем, что в будущем станем базовой школой по изучению церковно-славянского языка.

– Вы обеспечиваете столько ниш для учеников силами своего коллектива?

– И своими силами, и привлекаем других профессионалов. Уровень тех, кто работает у нас, высок: хореографическую школу возглавляет Народный артист России, школу театрального искусства – актриса театра «Эрмитаж», более двадцати лет работающая и в образовании, и в театре. Дети изучают актерское мастерство, ритмику, танец, историю искусств. И это не кружок, а урок в расписании. Он идет в утренние часы для специализированных классов.

– Приход в школу таких уважаемых педагогов – заслуга директора?

– Это не заслуга. Это задача директора – создать максимально комфортные условия для творчества тех, кто у него работает, начиная с формирования заработной платы и заканчивая душевным, человеческим отношением. Видно, получается. Люди не уходят, работают по всем этим направлениям. Кроме того, со временем обрастаешь связями, что тоже помогает.

– Вернемся к новациям…

– Я рискнул выйти на полную финансово-хозяйственную самостоятельность школы. Несмотря на то что пришел в сентябре 2002 года, с 1 января 2003 перешел на эту самостоятельность. Это дает возможность быть полноправным бюджетополучателем, то есть все деньги, отпущенные на учреждение, можем использовать сами. У нас есть круг договоров с различными организациями. И если появляется экономия – на свете, тепле, – мы имеет право ее перебрасывать на другие статьи, например на текущий ремонт и приобретение оборудования. Так, экономия за прошлый год у нас составила 1 миллион 700 тысяч рублей.

Третий год работаем с благотворительным фондом «Просвещение». Родители по безналичному расчету по мере сил вносят деньги. Из этих взносов оплачиваются должности, не предусмотренные штатным расписанием, но необходимые: гардеробщица, дежурный по столовой, комендант. На эти же деньги делаем ремонт. Яркий пример: за прошлый учебный год мы отремонтировали три тысячи квадратных метров стен. Это погонный километр!

– Финансы держите под директорским контролем?

– Для школ с финансово-хозяйственной самостоятельностью предусмотрена ставка заместителя директора по правовым и экономическим вопросам. У меня самостоятельная бухгалтерия из трех сотрудников. Но многое я отслеживаю сам. Особенно так было на первых порах. Сотрудники побаивались выхода на школьную самостоятельность. Приходилось самому сидеть и заниматься подсчетами. Но в проблему мы вникли. Теперь вроде бы все получается.

– Вы сказали, что революционных изменений не планировали. Но и без резких шагов сделали школу совсем другой. Одному уследить за всем, что в ней теперь происходит, наверное, невероятно трудно?

– Традиция школы такова, что решение многих вопросов остается на уровне моих заместителей. Они компетентно с ними справляются.

У меня есть завуч начальных классов, заместители по второй и третьей ступеням обучения, по блоку дополнительного образования, по правовым и экономическим вопросам, по административно-хозяйственной работе, по информатизации, два человека по опытно-экспериментальной работе (один отвечает за конкурсы, олимпиады, спецкурсы и углубленное изучение отдельных предметов, а другой – за развитие этнокультурного славянского компонента в образовании). Работают замы по воспитательной работе и соцзащите.

Только что введена должность заместителя директора по безопасности, на которую я назначил чрезвычайно дисциплинированного педагога. В марте она прошла учебу и, кстати, прекрасно справляясь с обязанностями учителя математики, обеспечивает контроль за качеством охраны в школе, осуществляет общение с различными проверяющими инстанциями.

– Вы демократичный директор в отношениях с учениками?

Хороший коллектив – не заслуга директора, а его задача– Сейчас я веду из серии спецкурсов, которые предложены в школе, курс «Основы журналистики». Вот здесь, в директорском кабинете, придумываем тематику интервью, социологических опросов, статей. Обсуждаем, пишем и отдаем материалы в наши местные районные газеты.

Раз в два месяца у нас заведена «пресс-конференция администрации». Если у детей вопросы, они могут поставить их перед одиннадцатью моими заместителями и лично мной. Где-то им хочется повесить зеркала, ощутить больше комфорта в раздевалках спортзалов, изменить расписание занятий, продолжительность перемен. Недавно обсуждали проблему с курительной комнатой. Я много сил потратил, чтобы объяснить: этого нельзя делать в образовательном учреждении. Рад, что ребята меня поняли.

Есть «ящик доверия». Мы на планерке обязательно рассматриваем все те пожелания, которые там находим. В канцелярии лежит «книга отзывов и предложений».

В общем, форм общения с администрацией много.

– Не только школу вы смогли изменить. Не без ваших стараний на свет появился документ, который вызвал зависть в российских регионах: молодые учителя в столице стали обладателями льгот на проезд, надбавок и «подъемных» двадцати тысяч рублей…

– Совет молодых учителей Москвы я возглавляю с момента его создания. Так же, как и школу, считаю это делом своей жизни.

Без кадрового обновления наша система обречена на гибель. Мы об этом говорим уже несколько лет. И, слава богу, слова о кадровом обеспечении системы образования прозвучали на заседании Правительства Москвы. Те льготы, которые внесены в документы, – это завершение этапа нашей работы с молодыми учителями. Городской совет и советы в столичных округах стали катализатором активизации всех властных структур: они стали заниматься проблемами молодых учителей – от организации досуга до их профессионального роста.

– Сейчас вы говорите как чиновник. А что по этому же поводу может сказать молодой директор?

– Мы все только начинаем свой профессиональный путь – молодые директора, учителя. Много общаемся, и общение оказывается полезным, потому что часто кажущиеся только твоими проблемы на самом деле есть и у других. И от того, что они общие, становится чуть легче.

Мы собираемся на совет по организационным вопросам, встречаемся с известнейшими директорами, лучшими учителями, проводим интеллектуальные игры, ездим на природу. Очень дружим.

– А в вашей школе есть молодые учителя?

– Их много. Особенно в начальных классах. В целом средний возраст коллектива 43 года – довольно небольшой.

– Руководство школой и городским советом – гигантская нагрузка…

– Я еще депутат муниципального собрания. И там вхожу практически во все комиссии, в том числе в комиссии по градостроительству, по делам опеки и попечительства.

– Тогда, Алексей Владимирович, задаю вам вопрос, который не обойти: как вам все это удается совмещать?

– График у меня гибкий, но очень напряженный. Приходится все это делать вместе, в едином потоке.

При этом в школе я постоянно. Здесь мера ответственности огромная – 1000 детей и 120 сотрудников. Утро начинается со школы: даешь задания, распределяешь обязанности между своими заместителями. Затем уезжаю на заседания. Потом снова в школу. И, самое раннее, в девять вечера ухожу.

– То есть в первую очередь вы – директор школы?

– Конечно.

– Не у каждого директора увидишь в кабинете портрет президента и российский флаг…

– Я считаю, раз мы государственное учреждение, то портрет главы государства – нормальное явление. Это в традициях всех цивилизованных стран. Можно по-разному лично относиться к этому человеку, но линию государственного участия в образовании нужно подчеркивать.

– По-прежнему считаете себя молодым директором?

– Считаю и, наверное, долго буду считать себя таковым. Опыт ежегодно прибавляется, но появляется столько нового в нашей профессии – и в хозяйственных вопросах, и в чисто педагогических, – что ощущение новизны не дает залезть на лавры и почивать на них.

– У вас остается время отдохнуть от работы?

– Из увлечений могу назвать главное на сегодняшний день: я завершаю свою научную работу – дописываю диссертацию «Мировоззрение царя Алексея Михайловича в его произведениях». Это сугубо историческая тема: я аспирант Института российской истории Российской академии наук.

Выходные выпадают редко, и я полностью провожу их с моей четырехлетней дочкой. Хотя мы живем не рядом со школой, где я работаю, она сейчас ходит в детский сад поблизости от нее, чтобы хоть вечерами, когда я ее забираю и мы едем домой, быть вместе…

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru