Не было приоритета и… не
будет
Недавно были приняты поправки к Закону
«Об образовании». Надеюсь, руководители
образовательных учреждений уже имели
возможность окинуть взором основные изменения и
тенденции «поправленного» закона. Я же вкратце
хотел бы отметить несколько основных линий
нововведений.
Эта линия полностью согласуется с
общим подходом нынешнего правительства к
льготам. В общем, идея понятна: если 2/3 населения
имеет льготы, то экономика не имеет шансов
развиваться. Однако нигде не сказано, что
зарплаты или стипендии будут повышаться. Более
того, знаменитый тезис о средней зарплате
педагогических работников, которая должна быть
на уровне средней зарплаты в промышленности,
вычеркнут из закона. В общем, эта линия не вселяет
оптимизма в педагогическую среду.
Очень много поправок относительно
имущества и денег как бюджетных, так и
внебюджетных. В этом вопросе есть две стороны.
Авторы поправок совершенно справедливо сужают
возможности для злоупотребления школьным и
вузовским имуществом – и одновременно лишают
руководителей возможности содержать здания и
поддерживать работников. На местах руководители
имеют дело с ограничением прав, оперативности,
усилением контроля – и одновременно с
уменьшением финансирования. Кому это понравится?
Если учесть, что и педагогический и директорский
корпус в основном предпенсионного возраста, то
кто будет завтра работать в школах? Разве
молодежь пойдет работать туда, где чрезмерный
контроль и отсутствие возможности хоть что-то
изменить?
Трудно оценить сегодня последствия
этого сдвига. С одной стороны, действительно,
вроде бы на местах виднее, как живет школа. Но!
Если при этом на места будут даны ресурсы и будут,
как это делается сегодня в Китае, регулярно
спрашивать: «На сколько вы, местные власти,
увеличили финансирование образования?» И не дай
бог, если расходы на образование в процентном
отношении будут ниже, чем расходы на
административный аппарат муниципалитета или
субъекта Федерации. Поживем – увидим.
Вот этот пункт, пожалуй, наиболее
острый и интересный. Пока не очень внятны
взаимоотношения «организации» и государства, но
в этой форме есть возможности. И если
руководитель школы сумел наладить общественное
управление школой, отношения с шефами или
спонсорами, тогда у «организации» появляется
шанс… Именно «шанс». А уже для того, чтобы он стал
возможностью, нужен отдельный документ,
регламентирующий деятельность «организаций».
Это давняя и больная тема. Во всех
цивилизованных странах есть «формулы», которые
понятны каждому руководителю и которые
определяют нормы финансирования школ. Они везде
разные, но имеют одно общее свойство: они понятны
и прозрачны. Увы, у нас не только законодательно
не ставится вопрос о ясности и прозрачности, он
вообще снимается с повестки дня. Это гигантский
шаг назад.
Это, конечно, честный и мужественный
поступок, признать факты всегда трудно. Не было
приоритета и … не будет. Если страна желает
оставаться мировым сырьевым придатком, то,
похоже, эта мечта уже начинает сбываться…
Конечно, я отметил далеко не все линии,
но уже и этих достаточно для того, чтобы
констатировать: энтузиазма у работников
образования эти поправки не вызывают.
Алексей БАБЕТОВ,
директор гимназии № 210 «Корифей», г. Екатеринбург
Упразднение нормы о государственном
софинансировании школ оцениваю отрицательно,
хотя в нашем субъекте Федерации
государственного софинансирования
негосударственных школ никогда не было.
Законодательная отмена такого права в целом
приведет к сокращению негосударственных школ, а
значит – к сокращению возможной альтернативы
образовательных учреждений.
Отмена статьи 40 о государственных гарантиях
приоритетности образования не менее печальна,
так как понижение статуса и роли образования в
государстве будет иметь соответствующие
последствия негативного характера. Однако в этой
связи есть один позитивный момент. Такой поворот
событий показывает, что массовая поддержка
партии «Единая Россия» обернулась ударом с тыла,
оттуда, откуда не ждали. Следовательно, есть
надежда, что на следующих выборах учительство и
стоящие за ними родители будут голосовать
разумом, а не сердцем.
Елена НОВИКОВА,
директор Азиатско-тихоокеанской школы,
г. Владивосток |
|