Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №36/2004


Технологии

Участившиеся в последнее время чрезвычайные и кризисные ситуации различного характера (криминогенного, техногенного и др.) остро ставят вопрос разработки и совершенствования моделей оказания психологической помощи населению. Система межведомственного взаимодействия отлажена не везде и не всегда. Бороться с кризисом приходится «точечно», собственными силами. Что взять на заметку школьной администрации?

Документ, который боится пыли

Как составить антикризисный план

Кризис опасен своей непредсказуемостью. Но если предотвратить его можно не всегда, то быстро отреагировать, если он, не дай бог, случился в школе, поможет слаженная работа психологической команды под руководством директора образовательного учреждения.

К кризисам, могущим глубоко повлиять на учащихся школ, преподавателей и администрацию, мы относим: несчастный случай с учащимся или преподавателем, самоубийство или смерть, грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия (например, ураган). К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, другие практически не оставляют времени для предварительного планирования.

Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире, его представление о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с несчастным случаем. Эффективное поведение в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, а также помогает вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.

На следующий день, после ЧС, каким образом обеспечить психологическую безопасность? Встает вопрос о скоординированной, четкой программе. Опыт таких стран, как США, Канада, Израиль, Франция, показывает, что в каждом образовательном учреждении необходимо иметь четкий план действий в ЧС. На наш взгляд, такой план должен охватывать разные аспекты безопасности учащихся и персонала – физической, психологической и эмоциональной.

Антикризисный план должен включать в себя организационный (кто будет отвечать за планирование действий в ЧС, порядок действий), методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы), ресурсный блоки (материально-технические и кадровые).

Каждый блок формируется с учетом и в зависимости от следующих факторов:

  • типы ситуаций, которые определяются образовательным учреждением как чрезвычайные,
  • какие признаки определяют кризисный характер этих событий;
  • каков алгоритм действий (кем, где и как);
  • каким образом и по каким критериям определять и сортировать медицинскую и психологическую травму;
  • как выявить учащихся и сотрудников,которым может потребоваться последующая консультация;
  • порядок действий в отношении учащихся, персонала, родителей, СМИ;
  • какие дополнительные внешние (региональные) ресурсы могут быть использованы и каким образом;
  • кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки и изменения кризисного плана;
  • какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;
  • как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действий в самом образовательном учреждении.

Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных учреждениях необходимо создавать школьные антикризисные бригады. Все функции в такой бригаде заранее распределены.

Каждый член такой бригады должен знать, кто

  • отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости;
  • регулирует и выстраивает системы коммуникации;
  • кто и каким образом обеспечивает контроль слухов;
  • обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), а также взаимодействует со СМИ;
  • обеспечивает эвакуацию и перевозку;
  • проводит индивидуальное и групповое консультирование;
  • планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации.

Наш опыт показывает, что за каждую функцию должны отвечать 1-2 члена бригады. Важно помнить о том, что контактная информация о команде должна быть доступна (около телефона, на доске объявлений и т.д.). На эффективность работы антикризисной бригады (ШАБ) будет влиять четкость и слаженность совместных действий ее членов. С этой целью с членами ШАБ регулярно проводятся тренинги и учения.

Очень важно, чтобы работа школьной антикризисной команды проводилась при поддержке внешнего консультанта, оказывающего помощь как на стадии формирования команды, ее обучения, так и при действии в ЧС (по предлагаемой нами модели, этим специалистом должен быть представитель антикризисного подразделения или городской службы экстренной психологической помощи).

В круг вопросов, решаемых представителем антикризисного подразделения, входят консультации и поддержка школьной антикризисной бригады, оказание помощи при проведении опросов, предупреждение синдрома сгорания у членов ШАБ. Консультант может работать вместе с членами ШАБ, предоставляя возможность обучения в процессе реальной работы.

В программу обучающих семинаров обязательно включается теоретический и практический блоки. Это прежде всего лекции, дающие представление о кризисе, знания по оценке риска суицида, техники кризисного вмешательства для разных возрастных групп. В качестве обучающих материалов могут использоваться видеозаписи консультаций, управляющие программы, ролевые проигрывания ситуаций.

Однако, как показывает опыт, в кризисных ситуациях собственных ресурсов образовательного учреждения часто оказывается недостаточно. Именно поэтому необходима координация работы с региональными антикризисными подразделениями.

Мы – «вторичные жертвы» Беслана

Александр АСМОЛОВ,  президент Российского общества психологов:

– Психологические последствия ситуации в бесланской школе очень сложны для страны. Помощь нужна не только тем, кто оказался в эпицентре чудовищного психологического взрыва в Северной Осетии. Когда мы смотрим телевизор, то погружаемся в информацию. Многие люди, психика которых склонна к идентификации с жертвой (то есть они ставят себя на место жертвы, даже находясь за тысячи километров от места катастрофы), испытывают стресс. Это называется «явлением вторичной жертвы». В данном случае трагедия случилась в школе. И с жертвой себя идентифицируют дети, учителя, директора школ. Помните кадры, когда показывают в больнице директора школы? Она плачет. Глядя на нее, плачут и другие.
Я беседовал с некоторыми московскими директорами, связывался с министром здравоохранения Северной Осетии. Все они рассказывают, насколько тяжело психическое состояние педагогов и детей. У нас мало специалистов, которые могли бы помогать в подобных обстоятельствах. Трагическая ситуация с Бесланом еще раз убедила нас в том, что в стране как никогда необходимо создание серьезнейшей службы психологии катастроф. Эти идеи уже звучали, когда был захвачен «Норд-Ост» на Дубровке. Однако мы «необучаемы»: идеи звучат, но они не воплощаются!
Программа психологии катастроф подготовлена. Скоро ее передадут министру чрезвычайных ситуаций Шойгу. Нам очень помогает Израиль, где накоплен большой опыт, так как страна постоянно живет под угрозой террористических действий.
Наша страна работает без профессиональной подготовки переговорщиков. В России нет института, который готовил бы мастеров переговоров. У нас в этом качестве выступают уважаемые люди. Однако с представителями иной человеческой ментальности нужно говорить переговорщикам, понимающим эти особенности. И каждый управленец должен быть переговорщиком.

Планирование действий в ситуации кризиса включает: подготовку учителей и персонала, согласование с планом действия – окружным и городским; вовлечение других служб: милиции, представителей ГО и ЧС, медицинских работников, службы социальной поддержки; определение регулярности встреч ШАБ и окружного АП, выявление и обсуждение потенциально опасных ситуаций и учащихся с эмоциональными и поведенческими проблемами. Основные цели подготовки следующие:

  • выявление слабых сторон,
  • раскрытие ресурсов,
  • улучшение координации в округе,
  • прояснение роли, сферы влияния и ответственности,
  • повышение общей эффективности действия ШАБ.

Члены антикризисной команды должны иметь представление о естественных реакциях на стресс. Разные люди могут реагировать по-разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей. Специалисты, образовательные учреждения учебного округа и более широкого сообщества должны быть включены в оказание помощи. Часто бывает необходимой помощь родителям в понимании реакций ребенка на насилие и травму. Ребенок может переживать необоснованные страхи относительно будущего, расстройство сна, может заболеть и т.д. Учителя и персонал также должны получить помощь по восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис. Консультирование и подробные беседы бывают столь же необходимы взрослым, как и детям. Для учащихся в случае необходимости должна быть предусмотрена возможность как краткосрочного, так и долговременного консультирования после кризисной ситуации.

Помощь пострадавшим и членам их семей в деле возвращения в школьную среду. Часто школьные друзья не знают, как себя вести.

Необходима работа по созданию плана действий, направленного на помощь пострадавшим и одноклассникам по преодолению последствий ситуации.

Учителя могут помочь учащимся справиться с ответными реакциями на ЧС целым рядом разнообразных форм деятельности в зависимости от возраста детей. Для младшего школьного возраста рекомендуется игра, которая всегда была неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка; использование кукол (дети часто более свободно откликаются на вопросы куклы, более открыто рассказывают о происшедшем и о своих собственных чувствах); групповая дискуссия, элементы арттерапии; чтение вслух; активные игры. В более старшем возрасте, в средней школе могут быть применяться арттерапия, ролевое моделирование, телесноориентированная терапия, танцетерапия.

Важно, чтобы сотрудники школы отдавали себе отчет в том, что ЧС может иметь длительное влияние как на учащихся, так и на самих сотрудников. Проблемы дисциплины часто имеют корни в непроработанных переживаниях горя, потери, тревоги. Должна быть проведена по крайней мере одна встреча со всеми сотрудниками, чтобы отследить динамику переживаний и дать возможность людям поделиться своими чувствами. Также должен быть пересмотрен антикризисный план, проанализировано его функционирование.

Школьный психолог – профессия, объединяющая знания и умения в обеспечении психологических услуг со знанием в области развития ребенка и функционирования системы образования. Работа школьных психологов включает (но не сводится к консультированию, оценке, проведению исследований) профессиональное развитие, разработку программ профилактики и вмешательства, составление поведенческих планов и кризисного вмешательства. Школьные психологи также помогают школе, администрации, учителям, семьям в планировании и оценке образовательных программ. Школьные психологи должны обеспечить общую, не фрагментарную помощь всем детям, что может быть достигнуто работой с семьей, общественными службами, сообществом, регионом в целом.

Опыт службы школьной психологии в Израиле доказывает, что она может быть эффективна не только в тестировании и пребывании в рамках школы, но что она незаменима в случаях чрезвычайных ситуаций. Акцент делается на роли школ и школьных психологов в развитии и внедрении этих программ, а также безотлагательной работы с кризисными ситуациями и их последствиями. Профилактическая программа нацелена на укрепление внутренних сил и ресурсов детей и учителей.

Чтобы стать эффективным, антикризисный план должен стать чем-то большим, чем просто документ, собирающий пыль на полке в кабинете администрации. Ознакомление персонала с планом поведения в ситуации кризиса, обсуждение технических и психологических моментов поведения в кризисных ситуациях, проведение тренировочных сборов – все это необходимо, чтобы план оказался действенным. Никакой план, никакие профилактические меры не гарантируют полную безопасность, спокойствие, отсутствие экстремальных ситуаций, но могут существенно снизить вероятность случаев насилия в школе, дать возможность быстрого и эффективного реагирования в ЧС, уменьшить жертвы и последствия в дальнейшем существовании школьного коллектива и психическом здоровье детей и взрослых. Кризисные ситуации можно предотвращать, создавая здоровую атмосферу в школьном сообществе, вовлекая учащихся в творческую, продуктивную деятельность.

Создаваемая служба ЭПП выстраивается как полипрофессиональный комплекс и призвана внедрять в практику средства и методы, позволяющие повысить культуру безопасности жизнедеятельности каждого человека.

Именно поэтому сегодня необходимо говорить не только и не столько о взаимодействии субъектов образовательного процесса в кризисных ситуациях, а прежде всего о проблемах психологической безопасности образовательной среды.

Екатерина БУРМИСТРОВА,
директор центра экстренной  психологической помощи МГППУ

Лекарство – сострадание

Многие дети и подростки косвенно затронуты терактом. Все это время они переживали за своих родственников, одноклассников, друзей, знакомых, соседей. Как им можно помочь?

· У ребенка, даже далекого от «эпицентра» событий, могут появиться страхи потерять своих родителей, братьев и сестер, друзей, родственников. Им важно чувствовать, что они и их семья в безопасности. Дети, недавно пережившие потерю (смерть родственника, друга), другие травматические тяжелые жизненные события, могут вновь оказаться во власти болезненных воспоминаний, тревог, страхов. Эти дети входят в группу риска, требующую психологического сопровождения и дополнительной помощи и поддержки.

  • Дети (и многие взрослые) часто нуждаются в помощи, не зная, как выразить сочувствие, соболезнование. Расскажите ребенку, как он может поддержать своего сверстника. Помогите ему решить, что говорить и какую реакцию ожидать.

  • Подготовьте детей к возможным переменам в поведении их друзей и знакомых, оказавшихся напрямую затронутыми трагедией. Важно, чтобы ребенок понимал, что его друг может измениться, может захотеть уединения, может стать унылым, раздражительным, вспыхивать как спичка.

  • Объясните ребенку, что его дружеское отношение может стать важным источником поддержки для попавшего в беду человека. Даже такие привычные занятия, как поиграть вместе в футбол, посмотреть фильм, погулять, могут помочь отвлечься от мрачных мыслей и воспоминаний, почувствовать, что ребенок не одинок, что его друзья остались с ним.

  • Детям важно знать, как они могут помочь – нарисовать картинку и подарить ее, помочь по дому, сходить в магазин.

  • Позвольте детям говорить о том, что их беспокоит, разрешите обсуждать тревоги со взрослым. Это поможет облегчить их взволнованность и возможное чувство ответственности за то, чтобы их пострадавший друг стал чувствовать себя лучше.

  • Родителям и учителям нужно быть внимательными к тому, как дети реагируют на происходящее с их друзьями. Им может понадобиться дополнительная поддержка, чтобы справиться с чувством беспомощности, безысходности, которое многие испытывают в трагические дни.

Национальная ассоциация школьных психологов

Рейтинг@Mail.ru