Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №35/2004


Экономика образования

Рублевые всходы инновационных посевов


Эти учителя физики сделали своим школам щедрый подарок

…На привычный вопрос главного редактора, о чем готовится статья, вдруг не нашлось однозначного ответа. Задумывалась она как рассказ об учителях-исследователях, чьи уроки – очаг инновационной деятельности в стенах самых обычных школ. Но тут же шла бок о бок тема привлечения в школу финансов. И было бы грешно замалчивать новый источник доходов.

Смешивать творчество учителей и меркантильные стороны педагогического бытия как-то не принято. А ведь учитель-исследователь – сегодня такая же необходимость для движения образования вперед, как и солидная сумма на школьном счете.

Фонд «Династия» боготворят и учителя, и директора. Первым он приносит заслуженное признание. Вторым – пополняет бюджет школы за то, что под их началом служат люди с «заслуженным признанием».

«Наук много, денег – мало», – шутит основатель частного благотворительного фонда некоммерческих программ Борис Зимин, объясняя, почему программой поддержки охвачены только учителя физики и математики. Хотя разве этого мало? Педагогов награждают за их труд, создают условия, необходимые для продолжения творческой и преподавательской деятельности, поддерживают энтузиазм педагогических коллективов общеобразовательных учреждений в деле приобщения детей к науке. Участников программ «Династии» бесплатно привозят в Москву, хлебосольно здесь принимают, на что неизбалованные учителя реагируют горькими по своей сути словами: «Первый раз с нами общаются как с людьми…»

Вполне возможно, что, не вступи в силу основной принцип деятельности «Династии», до рядовых учителей вновь не дошел бы столь лакомый кусочек благотворительного пирога. Фонд контактирует с каждым учителем, минуя любые административные структуры – от школьной администрации до Минобразования. Это конкурсы индивидуальных заявок, что позволяет учителю показать себя таким, какой он есть, – без шелухи различных бюрократических характеристик. Не нужно, чтобы кто-то занимался его выдвижением. Единственно возможный пропуск – заслуга перед учениками. При определении победителей в номинации «Учитель-исследователь» учитываются программы внеклассной работы педагогов, результативность и успешность их учеников – количество воспитанников, поступивших в профильные вузы, имеющих победы в конкурсах и олимпиадах, научные работы и звания. У одного из победителей – учителя физики, математики и астрономии однокомплектной школы № 7 г. Ейска Андрея Семке – специфика школы такова, что в выпускных классах учится всего от пяти до девятнадцати учеников. Тем не менее по 10–12 ребят ежегодно поступают на физико-математические факультеты высших учебных заведений, 18 детских научных работ отмечены на международных и всероссийских конкурсах, сам Семке – автор пособий «Занимательные материалы к урокам».

И такими учителями Россия богата: оргкомитет получил заявки из средних школ, лицеев, гимназий и производственно-технических колледжей сорока трех регионов! К слову, при равных условиях участия предпочтение в наградах отдавалось региональным кандидатам. Финалисты представляют Воронеж, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Саров, Екатеринбург, Краснодарский край, Самару, Татарстан, Тверскую область, Томск и т. д.

Экспертному совету, работающему с заявками по специально разработанной системе критериев, можно доверять: гранты, медали, дипломы и другие призы распределяли именитые академики, в том числе Сергей Капица.

Пока ученые мужи выбирали достойных, учителя волновались. Преподавателю физики быть исследователем на бюджетные деньги слишком тяжело. А призовые 100 тысяч рублей – это новые опыты, новые профессиональные победы… Кроме того, школам, где преподают победители, перечисляется по 50 тысяч для целевого использования на подключение к Интернету и приобретение литературы, тематика которой определяется школьной администрацией. Один из устроителей конкурса – председатель совета Клуба учителей «Доживем до понедельника» Эдуард Финкельштейн – в комментариях был прямолинеен:

– Наш опыт показывает, что не все директора школ проявляют заинтересованность в учительских инновациях. А если школе «светит» грант, отношение меняется…

Учитель физики гимназии № 5 г. Камень-на-Оби Нина Кобылина грант не получила, но зато с директором ей повезло: он за ее инновации – обеими руками!

– Мне легко работать, – говорит она. – Любые идеи поддерживаются замечательным директором – Александром Павловичем Барабановым. И завуч хороший – все время подталкивает к новым шагам…

Самое страшное для нас – нехватка денег. Я могу доказать любому ребенку, что он одарен, но нужно заинтересовать его физикой, дать поучаствовать в необычных опытах, а это столько требует вложений! Например, на уроке мы придумали физометр – прибор, позволяющий измерять нагрузку на разные полушария мозга. С его помощью видно: гуманитарий человек или «технарь» и, соответственно, в каком классе ему будет легче учиться. Есть и другие открытия. Деньги нужны на их дальнейшую разработку, для поездок с ребятами на конкурсы.

Выкручиваемся за счет родителей. Я тоже зарабатываю, вкладываю. Обращаемся к общественности: директор подписывает бумагу с номером нашего счета, и я еду по местным организациям – на мясокомбинат, хлебокомбинат, в частные предприятия – и прошу денег. Бывает, двести рублей дадут, пятьсот, тысячу… Как-то за один раз пришлось обойти 17 организаций! Очень жалко времени, потраченного не на детей и науку. Благотворительные фонды с этим могут бороться.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru