Рублевые всходы
инновационных посевов
Эти учителя физики сделали своим школам щедрый
подарок
…На привычный вопрос главного
редактора, о чем готовится статья, вдруг не
нашлось однозначного ответа. Задумывалась она
как рассказ об учителях-исследователях, чьи
уроки – очаг инновационной деятельности в
стенах самых обычных школ. Но тут же шла бок о бок
тема привлечения в школу финансов. И было бы
грешно замалчивать новый источник доходов.
Смешивать творчество учителей и
меркантильные стороны педагогического бытия
как-то не принято. А ведь учитель-исследователь –
сегодня такая же необходимость для движения
образования вперед, как и солидная сумма на
школьном счете.
Фонд «Династия» боготворят и учителя,
и директора. Первым он приносит заслуженное
признание. Вторым – пополняет бюджет школы за то,
что под их началом служат люди с «заслуженным
признанием».
«Наук много, денег – мало», – шутит
основатель частного благотворительного фонда
некоммерческих программ Борис Зимин, объясняя,
почему программой поддержки охвачены только
учителя физики и математики. Хотя разве этого
мало? Педагогов награждают за их труд, создают
условия, необходимые для продолжения творческой
и преподавательской деятельности, поддерживают
энтузиазм педагогических коллективов
общеобразовательных учреждений в деле
приобщения детей к науке. Участников программ
«Династии» бесплатно привозят в Москву,
хлебосольно здесь принимают, на что
неизбалованные учителя реагируют горькими по
своей сути словами: «Первый раз с нами общаются
как с людьми…»
Вполне возможно, что, не вступи в силу
основной принцип деятельности «Династии», до
рядовых учителей вновь не дошел бы столь лакомый
кусочек благотворительного пирога. Фонд
контактирует с каждым учителем, минуя любые
административные структуры – от школьной
администрации до Минобразования. Это конкурсы
индивидуальных заявок, что позволяет учителю
показать себя таким, какой он есть, – без шелухи
различных бюрократических характеристик. Не
нужно, чтобы кто-то занимался его выдвижением.
Единственно возможный пропуск – заслуга перед
учениками. При определении победителей в
номинации «Учитель-исследователь» учитываются
программы внеклассной работы педагогов,
результативность и успешность их учеников –
количество воспитанников, поступивших в
профильные вузы, имеющих победы в конкурсах и
олимпиадах, научные работы и звания. У одного из
победителей – учителя физики, математики и
астрономии однокомплектной школы № 7 г. Ейска
Андрея Семке – специфика школы такова, что в
выпускных классах учится всего от пяти до
девятнадцати учеников. Тем не менее по 10–12 ребят
ежегодно поступают на физико-математические
факультеты высших учебных заведений, 18 детских
научных работ отмечены на международных и
всероссийских конкурсах, сам Семке – автор
пособий «Занимательные материалы к урокам».
И такими учителями Россия богата:
оргкомитет получил заявки из средних школ,
лицеев, гимназий и производственно-технических
колледжей сорока трех регионов! К слову, при
равных условиях участия предпочтение в наградах
отдавалось региональным кандидатам. Финалисты
представляют Воронеж, Нижний Новгород,
Новосибирск, Саратов, Саров, Екатеринбург,
Краснодарский край, Самару, Татарстан, Тверскую
область, Томск и т. д.
Экспертному совету, работающему с
заявками по специально разработанной системе
критериев, можно доверять: гранты, медали,
дипломы и другие призы распределяли именитые
академики, в том числе Сергей Капица.
Пока ученые мужи выбирали достойных,
учителя волновались. Преподавателю физики быть
исследователем на бюджетные деньги слишком
тяжело. А призовые 100 тысяч рублей – это новые
опыты, новые профессиональные победы… Кроме
того, школам, где преподают победители,
перечисляется по 50 тысяч для целевого
использования на подключение к Интернету и
приобретение литературы, тематика которой
определяется школьной администрацией. Один из
устроителей конкурса – председатель совета
Клуба учителей «Доживем до понедельника» Эдуард
Финкельштейн – в комментариях был прямолинеен:
– Наш опыт показывает, что не все
директора школ проявляют заинтересованность в
учительских инновациях. А если школе «светит»
грант, отношение меняется…
Учитель физики гимназии № 5 г.
Камень-на-Оби Нина Кобылина грант не получила, но
зато с директором ей повезло: он за ее инновации
– обеими руками!
– Мне легко работать, – говорит она. –
Любые идеи поддерживаются замечательным
директором – Александром Павловичем
Барабановым. И завуч хороший – все время
подталкивает к новым шагам…
Самое страшное для нас – нехватка
денег. Я могу доказать любому ребенку, что он
одарен, но нужно заинтересовать его физикой, дать
поучаствовать в необычных опытах, а это столько
требует вложений! Например, на уроке мы придумали
физометр – прибор, позволяющий измерять
нагрузку на разные полушария мозга. С его помощью
видно: гуманитарий человек или «технарь» и,
соответственно, в каком классе ему будет легче
учиться. Есть и другие открытия. Деньги нужны на
их дальнейшую разработку, для поездок с ребятами
на конкурсы.
Выкручиваемся за счет родителей. Я
тоже зарабатываю, вкладываю. Обращаемся к
общественности: директор подписывает бумагу с
номером нашего счета, и я еду по местным
организациям – на мясокомбинат, хлебокомбинат, в
частные предприятия – и прошу денег. Бывает,
двести рублей дадут, пятьсот, тысячу… Как-то за
один раз пришлось обойти 17 организаций! Очень
жалко времени, потраченного не на детей и науку.
Благотворительные фонды с этим могут бороться.
|