Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №33/2004


Опыт

Школьное сетевое содружество: на шаг ближе к профильному обучению

Куда ни глянь, пути мои лежат, я замостил три тысячи дорог
И миллиард веселых киловатт, как Прометей, над Родиной зажег!
Песня из кинофильма «Большая перемена»

Неугомонные учащиеся 10 «Б» из всеми любимого фильма «Большая перемена» учились в школе рабочей молодежи будучи состоявшимися в профессиональном плане. И школа им нужна была лишь для повышения общего уровня образования. А вот у наших сегодняшних десятиклассников ситуация прямо противоположная. Помимо того что школа должна способствовать достижению определенного общего уровня образованности, она еще призвана теперь выполнить и задачи школы профильной. То есть помочь подросткам осознать свои возможности и профессиональные стремления, обозначить контуры разнообразных профессий и ощутить на собственной шкуре плюсы и минусы той или иной профессии…

Широкий эксперимент по профильному обучению только начинается, но все мы знаем, что во многих школах с ребятами уже не первый день успешно занимаются профильной подготовкой по специальным авторским методикам и проектам. К таким учебным заведениям относится томская школа «Эврика–развитие».

Реализация в школе идеи разноуровневого обучения и модели многопрофильной старшей школы привела директора и педагогов к выводу: база для сетевого межшкольного взаимодействия при организации профильного обучения готова. Иными словами, благодаря опыту последних пяти лет работы «Эврика–развитие» решила разработать проект «Межшкольный сетевой естественно-математический профиль» для учеников старших классов. Согласно замыслу, проект, во-первых, должен способствовать отработке новой сетевой формы взаимодействия педагогов при организации качественного профильного обучения в старшей школе, а во-вторых, привлечь в школу ученых для разработки структуры и содержания профильного обучения. Еще одним поводом задуматься о новой форме обучения старшеклассников стало и то, что «Эврика–развитие» – школа малокомплектная и педагогический ресурс здесь не позволяет предоставить детям большой выбор курсов, дополнительных занятий.

В конце концов было принято решение для разработки сетевого проекта объединить четыре учебных заведения: «Эврику–развитие», томскую школу № 49 (подробно см. «УШ» № 24/2004), школу поселка Светлый (см. «УШ» № 22/2004) и Северскую гимназию из закрытого города Северск. Школы расположены недалеко друг от друга. Собравшись вместе, директора и педагоги этих школ придумали структуру, которая состоит из пяти линий: элективных курсов, образовательного туризма, образовательных событий, компетентностных олимпиад, поддержки проекта в интернет-пространстве.

С нового учебного года сетевой проект продолжит свое развитие, а пока о том, что получилось, а что требует доработки, рассказывает тьютор школы «Эврика–развитие», координатор естественно-математического профиля Татьяна ПУШКАРЕВА.

Директору на заметку

Какие изменения ждут нормативную базу школы, которая переходит на профильное обучение? Какие новые документы должны появиться?
Вот что было сделано в первую очередь в школе «Эврика-развитие».

Во-первых, для того чтобы учителя и директор школы ясно представляли себе учебный план учащегося, в школе было разработано «Соглашение об индивидуальном учебном плане в 10–11 классах». Во-вторых, была сделана индивидуальная карта ученика, где полностью представлен список образовательных событий на год, набор элективных и профильных курсов. В этой же карте должно фиксироваться и движение ребенка в его индивидуальном учебном маршруте в течение года. Будут записи, в которых ученик сам осознает, что ему необходимо сделать для достижения той или иной цели. Здесь же, в карте, будет отражена работа с родителями и ежемесячное отслеживание динамики роста ребенка.

– Расскажите, каким образом организованы элективные курсы и как в данном случае школы – участницы проекта – взаимодействуют между собой?

– Начну сразу с примера. Я в нашей школе единственный учитель, который преподает математику в 10 – 11 классах. Это достаточно серьезная нагрузка, и, для того чтобы разрабатывать еще и элективные курсы в рамках своей дисциплины, у меня просто нет времени. А ведь любому педагогу хочется, чтобы его ученики не просто посещали математический курс, а могли выбрать из нескольких углубленных курсов то, что им на самом деле интересно. Объединившись с другими школами, мы создали единый сетевой банк, который пополняют школы – участницы проекта. Каждая школа вносит в этот банк как минимум по одному курсу каждый месяц (обычно курс выглядит в виде модуля, рассчитанного на четырехнедельный цикл). У детей появляется больше возможностей выбора. И так по каждому предмету. Причем все сетевые элективные курсы у нас проходят во всех школах в единый день (четверг) и начинаются в 14.30.

Когда у нас был готов к прошлому учебному году список курсов, мы устроили их презентацию, пригласив не только всех педагогов, но и ученых, преподавателей вузов, работников Академгородка. Это было сделано для того, чтобы привлечь к их разработке и преподаванию не только учителей, но и людей «нешкольных». И, кстати, нам удалось это сделать. Сегодня у нас элективные курсы ведут не только учителя разных школ, но и вузовские педагоги, научные сотрудники.

Сами курсы – это модули по 8–16 часов, которые имеют начало, особую содержательную структуру и логический конец. Мы твердо убеждены: вузовскую программу первого курса, скажем по матанализу, ни в коем случае нельзя сделать содержанием элективного курса. Все курсы мы разделили на пять типов: обобщающие, углубляющие, межпредметные, экспериментальные и метафизические (или метапредметные).

Что такое обобщающий курс?
В основу его структуры заложено одно определенное понятие, раскрывая которое педагог с детьми рассматривает весь изученный ранее материал. Именно рассматривает, а не начинает повторять все заново. Ведь традиционно бывает так, что в классе изучили какую-то тему по предмету, потом начинают следующую, а предыдущего уже не помнят. А эти курсы как раз призваны объединить элементы мозаики в единое целое, показать использование каких-то общих методов в данной области (математике, литературе и т.д.), установить взаимосвязь явлений. Углубляющий курс, наоборот, строится на каком-либо противоречии. А для понимания противоречия учащемуся всегда нужны дополнительные сведения, то есть чуть больше того, что он знает из школьной программы. Курсы экспериментальные у нас в основном связаны с физикой. Это и лабораторные работы, и практика, и исследования. В общем, сюда относится все то, что можно сделать своими руками, прийти к выводам только экспериментальным путем. Суть направления курсов – показать связь теории с практикой. Как правило, эти курсы детям нравятся больше других. Межпредметные курсы, как можно догадаться, демонстрируют связь между двумя предметами. Например, между математикой и, скажем, историей или математикой и биологией. А метафизичиские (или метапредметные) курсы – это занятия в основном философского направления. Они обращены в первую очередь на то, чтобы обрисовать в целом картину мира, научить размышлять, устанавливать зависимость одного явления от другого. Например, по собственному опыту могу сказать: установление связи философии с математикой приводит к тому, что на обычных уроках математики дети начинают по-другому думать, по-новому формулировать вопросы, глубже изучать материал.

Мы считаем, что задача нашей школы – помочь ребенку самостоятельно и правильно выбрать свой жизненный путь, спланировать свое будущее. И мы убеждены, что, предоставляя ребятам выбор элективных курсов, каждый из которых имеет свой особый стержень, мы формируем у них более полное представление о картине мира в целом. Другими словами, наша цель – уйти от того стереотипа, что элективный курс – это либо углубление предмета, либо его расширение. У нас, конечно, есть курсы, которые направлены только на решение задач по алгебре или физике. Но их мы стараемся давать ближе к весне, когда идет непосредственная подготовка к вступительным экзаменам.

Мнение

Директор школы «Эврика–развитие» Людмила Долгова:

– Сегодня внутри каждой школы должны появиться механизмы, которые ставят ребенка в ситуацию выбора, поиска собственной аргументации, осознания собственной ответственности за себя самого. Компетентность – этим словом я бы охарактеризовала новый взгляд на результат обучения. Умение действовать и осознанно выбирать – вот то, чему школа должна научить воспитанника. В нашей школе достичь эту цель помогает сеть элективных курсов.

– Насколько удачным оказался опыт, когда элективные курсы вели не школьные педагоги, а преподаватели вузов, сотрудники НИИ?

– Я должна заметить, что те, кто занимался с нашими учащимися, все-таки имеют опыт работы со студентами, аспирантами. То есть эти преподаватели умеют «выращивать» человека, пусть и более старшего по возрасту. С другой стороны, прежде чем объявить новый курс, мы с будущим преподавателем его подробно обсуждаем, рассматриваем содержание, анализируем, какими методами и способами будут достигаться цели курса. При этом стараемся уйти от традиционной лекционной формы. Монолог учителя на элективных курсах – крайне редкая вещь. В основном обучение проходит в форме семинарских занятий, дискуссий.

У нас был совершенно замечательный опыт, когда научный сотрудник одного НИИ вел курс по истории техники. Ребята были в полном восторге: ловили меня в школе на каждом углу и, перебивая друг друга, пересказывали то, что он рассказывал им в течение двух часов. Этот человек продемонстрировал абсолютно другой тип работы с детьми, общаясь с ними на равных, как с коллегами. Он организовал экскурсию в Музей физики, договорился на кафедре физики, чтобы детям показали опыты. Это был интересный и интенсивный курс. Таких курсов за год достаточно одного-двух, чтобы пробудить у детей интерес к предмету.

– В начале разговора вы упомянули про сетевой банк курсов. Кто ведет этот банк и отслеживаете ли вы каким-то образом успехи детей?

– Да, этот банк у нас действительно существует. Список всех сетевых курсов вывешен на определенной странице Интернета. Запуск новых курсов происходит одновременно, как и их окончание. Каждый рассчитан на 16 часов. Следят за правильностью расписания сетевых курсов завучи всех школ, участвующих в проекте. Каждый месяц происходит презентация: педагоги рассказывают о сути курса, о том, какими методами можно получить по данному курсу «зачет». Причем в основном сетевые курсы проходят в двух школах из четырех. Так сложилось с самого начала, и потом Северск вообще закрытый город, и, чтобы туда попасть, нужен особый пропуск.

Для того чтобы отслеживать результаты работы и обучения ребят, мы разработали специальный документ – «Соглашение об индивидуальном учебном плане в 10–11 классах». В нем записано, что «учащийся формирует индивидуальный план своего обучения на основе предметов базовой части учебного плана и вариативной части, включающей профильные (годичные) и элективные (по четырехнедельному циклу) курсы, относящиеся к гуманитарному, естественно-математическому или общеобразовательному профилю». И далее следует перечисление всего, что ученик изучает в течение года, фиксация всех его оценок и зачетов. Кроме того, мы выдаем учащимся сертификаты после прохождения каждого курса, где указано его название и перечислены выполненные работы.

– А что касается профильных курсов в вашей школе – как они выглядят?

– Профильные курсы остаются только внутренними, для учеников нашей школы. И пока они, к сожалению, не играют той роли, которую должны играть. Пока их смысл в том, чтобы помочь детям восстановить какие-то пропущенные знания. Так, в математическом профиле у нас компенсируются физика, информатика, химия, в гуманитарном – история, литература, русский язык. А сам профиль как таковой сосредоточен на элективных курсах. Это, конечно, не совсем верная структура. И мы будем от нее уходить.

– Поясните теперь, пожалуйста, что скрывается за словосочетанием «образовательное событие»?

– Образовательные события мы организуем внутри сетевого профиля. Суть их в том, что обычно группа учащихся уезжает на два дня за город и там перед ними ставится какая-то креативная образовательная задача по определенной теме. В течение двух дней ребята решают эту задачу и устраивают презентацию.

В рамках образовательных событий мы организуем также экскурсии. Большую поддержку мы получаем со стороны ученых из томских НИИ и Академгородка. Они – горячие сторонники подготовки школьников к поступлению на технические специальности в вузы, с тем чтобы потом выпускники этих вузов шли к ним работать. Для всех учащихся нашего сетевого проекта устраиваются экскурсии в лаборатории НИИ и Академгородока. Ребятам показывают опыты, которые там проводятся, рассказывают о новых достижениях в науке. Учебный год по традиции завершается ассамблеей, где страшеклассники в течение трех–пяти дней выполняют командные проекты, применяя полученные за год знания в конкретных ситуациях, и представляют их на суд жюри – то есть педагогов.

– Еще одна линия вашей сетевой работы касается образовательного туризма…

– К этой линии мы пока относим возможность стажировки учащихся в научных лабораториях. На наш взгляд, это хорошая идея, осуществить которую нам могут помочь ученые Академгородка. Идея находится в стадии проработки. Мы планировали, что во время стажировки какие-то совсем небольшие фрагменты взрослых исследовательских работ будут помогать делать старшеклассники на основе наблюдаемых опытов. Мы предполагаем отнести все это к новому учебному году, но пока не знаем, как именно все получится.

– После годичного опыта вашего сетевого проекта будете ли вы что-то менять и что именно? Что, как вам кажется, вы делали не так?

– Разумеется, мы будем учиться на своих же ошибках. В первом опыте, как всегда, есть и положительные и отрицательные моменты. Что касается лично меня, то я бы очень хотела пересмотреть наши образовательные события и изменить их содержание в сторону большей «образовательности», если так можно сказать. Причем я уверена, что, во-первых, обсуждать эти события нужно обязательно с детьми, а не приходить к ним и ставить перед фактом: «Завтра идем туда-то и туда-то». Во-вторых, мы будем более ясно и четко объяснять ребятам цели и задачи образовательных событий. И, конечно, продолжим работу с идеологией и содержанием элективных курсов, чтобы они максимально воспроизводили те замыслы и задачи, которые на них налагаются.

Подготовила Яна Сартан

Рейтинг@Mail.ru