Школьное сетевое
содружество: на шаг ближе к профильному обучению
Куда ни глянь, пути мои лежат, я замостил три
тысячи дорог
И миллиард веселых киловатт, как Прометей, над
Родиной зажег!
Песня из кинофильма «Большая перемена»
Неугомонные учащиеся 10 «Б» из всеми
любимого фильма «Большая перемена» учились в
школе рабочей молодежи будучи состоявшимися в
профессиональном плане. И школа им нужна была
лишь для повышения общего уровня образования. А
вот у наших сегодняшних десятиклассников
ситуация прямо противоположная. Помимо того что
школа должна способствовать достижению
определенного общего уровня образованности, она
еще призвана теперь выполнить и задачи школы
профильной. То есть помочь подросткам осознать
свои возможности и профессиональные стремления,
обозначить контуры разнообразных профессий и
ощутить на собственной шкуре плюсы и минусы той
или иной профессии…
Широкий эксперимент по профильному
обучению только начинается, но все мы знаем, что
во многих школах с ребятами уже не первый день
успешно занимаются профильной подготовкой по
специальным авторским методикам и проектам. К
таким учебным заведениям относится томская
школа «Эврика–развитие».
Реализация в школе идеи
разноуровневого обучения и модели
многопрофильной старшей школы привела директора
и педагогов к выводу: база для сетевого
межшкольного взаимодействия при организации
профильного обучения готова. Иными словами,
благодаря опыту последних пяти лет работы
«Эврика–развитие» решила разработать проект
«Межшкольный сетевой
естественно-математический профиль» для
учеников старших классов. Согласно замыслу,
проект, во-первых, должен способствовать
отработке новой сетевой формы взаимодействия
педагогов при организации качественного
профильного обучения в старшей школе, а
во-вторых, привлечь в школу ученых для разработки
структуры и содержания профильного обучения. Еще
одним поводом задуматься о новой форме обучения
старшеклассников стало и то, что
«Эврика–развитие» – школа малокомплектная и
педагогический ресурс здесь не позволяет
предоставить детям большой выбор курсов,
дополнительных занятий.
В конце концов было принято решение
для разработки сетевого проекта объединить
четыре учебных заведения: «Эврику–развитие»,
томскую школу № 49 (подробно см. «УШ» № 24/2004), школу
поселка Светлый (см. «УШ» № 22/2004) и Северскую
гимназию из закрытого города Северск. Школы
расположены недалеко друг от друга. Собравшись
вместе, директора и педагоги этих школ придумали
структуру, которая состоит из пяти линий:
элективных курсов, образовательного туризма,
образовательных событий, компетентностных
олимпиад, поддержки проекта в
интернет-пространстве.
С нового учебного года сетевой проект
продолжит свое развитие, а пока о том, что
получилось, а что требует доработки,
рассказывает тьютор школы «Эврика–развитие»,
координатор естественно-математического
профиля Татьяна ПУШКАРЕВА.
Директору на заметку Какие изменения ждут нормативную базу
школы, которая переходит на профильное обучение?
Какие новые документы должны появиться?
Вот что было сделано в первую очередь в школе
«Эврика-развитие».
Во-первых, для того чтобы учителя и
директор школы ясно представляли себе учебный
план учащегося, в школе было разработано
«Соглашение об индивидуальном учебном плане в
10–11 классах». Во-вторых, была сделана
индивидуальная карта ученика, где полностью
представлен список образовательных событий на
год, набор элективных и профильных курсов. В этой
же карте должно фиксироваться и движение ребенка
в его индивидуальном учебном маршруте в течение
года. Будут записи, в которых ученик сам осознает,
что ему необходимо сделать для достижения той
или иной цели. Здесь же, в карте, будет отражена
работа с родителями и ежемесячное отслеживание
динамики роста ребенка. |
– Расскажите, каким
образом организованы элективные курсы и как в
данном случае школы – участницы проекта –
взаимодействуют между собой?
– Начну сразу с примера. Я в нашей
школе единственный учитель, который преподает
математику в 10 – 11 классах. Это достаточно
серьезная нагрузка, и, для того чтобы
разрабатывать еще и элективные курсы в рамках
своей дисциплины, у меня просто нет времени. А
ведь любому педагогу хочется, чтобы его ученики
не просто посещали математический курс, а могли
выбрать из нескольких углубленных курсов то, что
им на самом деле интересно. Объединившись с
другими школами, мы создали единый сетевой банк,
который пополняют школы – участницы проекта.
Каждая школа вносит в этот банк как минимум по
одному курсу каждый месяц (обычно курс выглядит в
виде модуля, рассчитанного на четырехнедельный
цикл). У детей появляется больше возможностей
выбора. И так по каждому предмету. Причем все
сетевые элективные курсы у нас проходят во всех
школах в единый день (четверг) и начинаются в 14.30.
Когда у нас был готов к прошлому
учебному году список курсов, мы устроили их
презентацию, пригласив не только всех педагогов,
но и ученых, преподавателей вузов, работников
Академгородка. Это было сделано для того, чтобы
привлечь к их разработке и преподаванию не
только учителей, но и людей «нешкольных». И,
кстати, нам удалось это сделать. Сегодня у нас
элективные курсы ведут не только учителя разных
школ, но и вузовские педагоги, научные
сотрудники.
Сами курсы – это модули по 8–16 часов,
которые имеют начало, особую содержательную
структуру и логический конец. Мы твердо убеждены:
вузовскую программу первого курса, скажем по
матанализу, ни в коем случае нельзя сделать
содержанием элективного курса. Все курсы мы
разделили на пять типов: обобщающие, углубляющие,
межпредметные, экспериментальные и
метафизические (или метапредметные).
Что такое обобщающий курс?
В основу его структуры заложено одно
определенное понятие, раскрывая которое педагог
с детьми рассматривает весь изученный ранее
материал. Именно рассматривает, а не начинает
повторять все заново. Ведь традиционно бывает
так, что в классе изучили какую-то тему по
предмету, потом начинают следующую, а
предыдущего уже не помнят. А эти курсы как раз
призваны объединить элементы мозаики в единое
целое, показать использование каких-то общих
методов в данной области (математике, литературе
и т.д.), установить взаимосвязь явлений.
Углубляющий курс, наоборот, строится на
каком-либо противоречии. А для понимания
противоречия учащемуся всегда нужны
дополнительные сведения, то есть чуть больше
того, что он знает из школьной программы. Курсы
экспериментальные у нас в основном связаны с
физикой. Это и лабораторные работы, и практика, и
исследования. В общем, сюда относится все то, что
можно сделать своими руками, прийти к выводам
только экспериментальным путем. Суть
направления курсов – показать связь теории с
практикой. Как правило, эти курсы детям нравятся
больше других. Межпредметные курсы, как можно
догадаться, демонстрируют связь между двумя
предметами. Например, между математикой и,
скажем, историей или математикой и биологией. А
метафизичиские (или метапредметные) курсы – это
занятия в основном философского направления. Они
обращены в первую очередь на то, чтобы обрисовать
в целом картину мира, научить размышлять,
устанавливать зависимость одного явления от
другого. Например, по собственному опыту могу
сказать: установление связи философии с
математикой приводит к тому, что на обычных
уроках математики дети начинают по-другому
думать, по-новому формулировать вопросы, глубже
изучать материал.
Мы считаем, что задача нашей школы –
помочь ребенку самостоятельно и правильно
выбрать свой жизненный путь, спланировать свое
будущее. И мы убеждены, что, предоставляя ребятам
выбор элективных курсов, каждый из которых имеет
свой особый стержень, мы формируем у них более
полное представление о картине мира в целом.
Другими словами, наша цель – уйти от того
стереотипа, что элективный курс – это либо
углубление предмета, либо его расширение. У нас,
конечно, есть курсы, которые направлены только на
решение задач по алгебре или физике. Но их мы
стараемся давать ближе к весне, когда идет
непосредственная подготовка к вступительным
экзаменам.
Мнение Директор
школы «Эврика–развитие» Людмила Долгова:
– Сегодня внутри каждой школы должны появиться
механизмы, которые ставят ребенка в ситуацию
выбора, поиска собственной аргументации,
осознания собственной ответственности за себя
самого. Компетентность – этим словом я бы
охарактеризовала новый взгляд на результат
обучения. Умение действовать и осознанно
выбирать – вот то, чему школа должна научить
воспитанника. В нашей школе достичь эту цель
помогает сеть элективных курсов. |
– Насколько удачным
оказался опыт, когда элективные курсы вели не
школьные педагоги, а преподаватели вузов,
сотрудники НИИ?
– Я должна заметить, что те, кто
занимался с нашими учащимися, все-таки имеют опыт
работы со студентами, аспирантами. То есть эти
преподаватели умеют «выращивать» человека,
пусть и более старшего по возрасту. С другой
стороны, прежде чем объявить новый курс, мы с
будущим преподавателем его подробно обсуждаем,
рассматриваем содержание, анализируем, какими
методами и способами будут достигаться цели
курса. При этом стараемся уйти от традиционной
лекционной формы. Монолог учителя на элективных
курсах – крайне редкая вещь. В основном обучение
проходит в форме семинарских занятий, дискуссий.
У нас был совершенно замечательный
опыт, когда научный сотрудник одного НИИ вел курс
по истории техники. Ребята были в полном
восторге: ловили меня в школе на каждом углу и,
перебивая друг друга, пересказывали то, что он
рассказывал им в течение двух часов. Этот человек
продемонстрировал абсолютно другой тип работы с
детьми, общаясь с ними на равных, как с коллегами.
Он организовал экскурсию в Музей физики,
договорился на кафедре физики, чтобы детям
показали опыты. Это был интересный и интенсивный
курс. Таких курсов за год достаточно одного-двух,
чтобы пробудить у детей интерес к предмету.
– В начале разговора вы
упомянули про сетевой банк курсов. Кто ведет этот
банк и отслеживаете ли вы каким-то образом успехи
детей?
– Да, этот банк у нас действительно
существует. Список всех сетевых курсов вывешен
на определенной странице Интернета. Запуск новых
курсов происходит одновременно, как и их
окончание. Каждый рассчитан на 16 часов. Следят за
правильностью расписания сетевых курсов завучи
всех школ, участвующих в проекте. Каждый месяц
происходит презентация: педагоги рассказывают о
сути курса, о том, какими методами можно получить
по данному курсу «зачет». Причем в основном
сетевые курсы проходят в двух школах из четырех.
Так сложилось с самого начала, и потом Северск
вообще закрытый город, и, чтобы туда попасть,
нужен особый пропуск.
Для того чтобы отслеживать результаты
работы и обучения ребят, мы разработали
специальный документ – «Соглашение об
индивидуальном учебном плане в 10–11 классах». В
нем записано, что «учащийся формирует
индивидуальный план своего обучения на основе
предметов базовой части учебного плана и
вариативной части, включающей профильные
(годичные) и элективные (по четырехнедельному
циклу) курсы, относящиеся к гуманитарному,
естественно-математическому или
общеобразовательному профилю». И далее следует
перечисление всего, что ученик изучает в течение
года, фиксация всех его оценок и зачетов. Кроме
того, мы выдаем учащимся сертификаты после
прохождения каждого курса, где указано его
название и перечислены выполненные работы.
– А что касается профильных
курсов в вашей школе – как они выглядят?
– Профильные курсы остаются только
внутренними, для учеников нашей школы. И пока они,
к сожалению, не играют той роли, которую должны
играть. Пока их смысл в том, чтобы помочь детям
восстановить какие-то пропущенные знания. Так, в
математическом профиле у нас компенсируются
физика, информатика, химия, в гуманитарном –
история, литература, русский язык. А сам профиль
как таковой сосредоточен на элективных курсах.
Это, конечно, не совсем верная структура. И мы
будем от нее уходить.
– Поясните теперь, пожалуйста,
что скрывается за словосочетанием
«образовательное событие»?
– Образовательные события мы
организуем внутри сетевого профиля. Суть их в
том, что обычно группа учащихся уезжает на два
дня за город и там перед ними ставится какая-то
креативная образовательная задача по
определенной теме. В течение двух дней ребята
решают эту задачу и устраивают презентацию.
В рамках образовательных событий мы
организуем также экскурсии. Большую поддержку мы
получаем со стороны ученых из томских НИИ и
Академгородка. Они – горячие сторонники
подготовки школьников к поступлению на
технические специальности в вузы, с тем чтобы
потом выпускники этих вузов шли к ним работать.
Для всех учащихся нашего сетевого проекта
устраиваются экскурсии в лаборатории НИИ и
Академгородока. Ребятам показывают опыты,
которые там проводятся, рассказывают о новых
достижениях в науке. Учебный год по традиции
завершается ассамблеей, где страшеклассники в
течение трех–пяти дней выполняют командные
проекты, применяя полученные за год знания в
конкретных ситуациях, и представляют их на суд
жюри – то есть педагогов.
– Еще одна линия вашей сетевой
работы касается образовательного туризма…
– К этой линии мы пока относим
возможность стажировки учащихся в научных
лабораториях. На наш взгляд, это хорошая идея,
осуществить которую нам могут помочь ученые
Академгородка. Идея находится в стадии
проработки. Мы планировали, что во время
стажировки какие-то совсем небольшие фрагменты
взрослых исследовательских работ будут помогать
делать старшеклассники на основе наблюдаемых
опытов. Мы предполагаем отнести все это к новому
учебному году, но пока не знаем, как именно все
получится.
– После годичного опыта вашего
сетевого проекта будете ли вы что-то менять и что
именно? Что, как вам кажется, вы делали не так?
– Разумеется, мы будем учиться на
своих же ошибках. В первом опыте, как всегда, есть
и положительные и отрицательные моменты. Что
касается лично меня, то я бы очень хотела
пересмотреть наши образовательные события и
изменить их содержание в сторону большей
«образовательности», если так можно сказать.
Причем я уверена, что, во-первых, обсуждать эти
события нужно обязательно с детьми, а не
приходить к ним и ставить перед фактом: «Завтра
идем туда-то и туда-то». Во-вторых, мы будем более
ясно и четко объяснять ребятам цели и задачи
образовательных событий. И, конечно, продолжим
работу с идеологией и содержанием элективных
курсов, чтобы они максимально воспроизводили те
замыслы и задачи, которые на них налагаются.
|