Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №32/2004


Дистанционное образование

Интернет-школа «Просвещение.ru» – шаг на пути к открытому образованию

Дистанционное обучение в странах Западной Европы и США существует более 40 лет. 50–60-е годы XX века определяются как годы становления дистанционного обучения. В этот период появляется система передачи информации на большие расстояния (в дальнейшем эта система получит название «глобальные компьютерные сети»), получает развитие идея программированного обучения, обучения с помощью «учебных пакетов»; широкое распространение получает термин «открытое образование». Собственно, это все и послужило толчком к созданию первых организаций дистанционного обучения в США и странах Европы, лидером которых в этот период являлась Открытая школа бизнеса британского открытого университета. 70-е годы показали на практике возможность передавать информацию между удаленными компьютерами: появилась первая «глобальная сеть» Arpanet. Эти годы характеризуются своеобразной «компьютерной революцией». Компьютеры появляются везде: в школах, университетах, офисах, создаются первые локальные сети, постоянно усовершенствуются устройства, позволяющие соединять компьютеры, используя для этого телефонные линии. За рубежом развивается целая сеть учебных заведений, использующих технологии дистанционного обучения: Университет Атабаска в Канаде, Радиоуниверситет в Японии, Открытый университет в Великобритании, Заочный университет в Хагене в Германии. В начале 80-х сетевое сообщество разработало и приняло целый пакет соглашений, позволяющий осуществлять обмен информацией между различными сетями. Такое объединение получило название «Интернет». Системы дистанционного обучения в 80–90-е годы базировались на мастер-классах для проведения спутниковых конференций. В США начинает разворачиваться образовательная программа дистанционного обучения, использующая систему публичного телевещания, которая объединит более миллиона студентов разных стран. В последнее время все большее распространение в системе дистанционного обучения получает использование компьютерных сетей. Для России система дистанционного обучения имеет особое значение. Это обусловлено большой территорией, относительно невысокой плотностью населения, концентрацией ведущих учебных центров в крупных городах, традициями заочного образования.

Широкое развитие дистанционного образования в России произошло в середине 90-х годов. Так, в 1995 г. была принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России», с 1999 г. внедряется государственная программа информатизации образования, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» года предусмотрено преимущественное развитие современных информационных технологий в сфере образования, позволяющих качественно улучшить доступность и повысить эффективность образовательных процессов. Для Российской Федерации, с ее огромной территорией, неравномерностью развития инфраструктуры и рассредоточением населения, развитие систем открытого образования, а соответственно и систем ДО позволит выйти на уровень высокоинтеллектуальной и демократической державы, преодолев существенный разрыв в обеспечении доступа населения к образовательным услугам. Комплекс образовательных услуг, предоставляемых учащимся посредством специализированной информационной среды, базируется на средствах обмена учебной информацией с использованием глобальной информационной сети Интернет, позволяющей успешно решать многие проблемы дистанционного образования. Главной положительной чертой ДО является то, что технологии ДО формируют навык самоопределения и ответственности, приучают к необходимости не только добывать знания, но и применять их в конкретной, жизненно значимой ситуации. То есть, с одной стороны, ДО формирует навыки самостоятельного труда и делового общения, с другой – воспитывает чувство ответственности и обязательности в выполнении учебных заданий.

В настоящее время образовательные учреждения в системе общего образования реализуют разнообразные модели дистанционного обучения, позволяющие учащимся осваивать образовательные программы в разных формах: в форме экстерната, семейного обучения, а также в системе дополнительного образования. Сегодня наступили времена, когда уже появилась возможность говорить не только о целесообразности и необходимости открытого образования, но и о некоторых формах его реального воплощения в жизнь.

Так, вот уже в течение года в экспериментальном режиме в российском образовательном пространстве функционирует интернет-школа «Просвещение.ru». С одной стороны, это образовательное учреждение, основанное на принципах, стандартах и нормативах, регулирующих деятельность любой российской школы, работающей в традиционном режиме. С другой – интернет-школа «Просвещение. ru» обладает всеми признаками открытой образовательной системы: она реализует принцип широкой доступности образования, независимо от места проживания и обучения учащихся; она предоставляет возможности взаимодействия с ведущими высококвалифицированными преподавателями и авторами учебных курсов, имена которых широко известны в научных и педагогических кругах нашей страны, а главное, она позволяет учащимся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с собственными желаниями, возможностями и особенностями.

Уже сейчас в интернет-школе «Просвещение.ru» обучается 350 детей из разных регионов нашей страны. Это и Чита, и далекий башкирский поселок Раевский, и ребята из города Тольятти, а также из Минска, Нарвы и многих других больших и малых городов нашей страны и ближнего зарубежья. Ресурс интернет-школы позволяет обеспечить образовательные потребности самых разных возрастных групп. Так, например, «продвинутые» восьмиклассники из Читы с успехом освоили курс информатики за 10-й класс. Одновременно у нас обучаются ребята, которым по разным причинам не удалось в свое время окончить полную среднюю школу. Сегодня им уже за двадцать, но они получили возможность продолжить свое образование и целеустремленно работают, чтобы освоить весь программный материал 10 и 11-го классов средней школы и получить аттестат зрелости, без которого, как известно, вряд ли возможно двигаться дальше в направлении получения профессионального образования.

Интересно то, что в интернет-школе «Просвещение.ru» учатся и учителя, по словам которых учебный материал, представленный в уроках, крайне интересен и полезен для использования в педагогической деятельности.

Одним словом, уже сейчас в нашей школе обучается много категорий лиц, которые, кажется, как будто ждали, когда же в нашем образовании наконец появится возможность двигаться в образовательном пространстве так, как это нужно именно им.

Но в основном все-таки учащимися нашей школы являются десяти- и одиннадцатиклассники, посещающие обычные школы и ищущие удовлетворения своих образовательных потребностей.

Для того чтобы действительно обеспечить их автономное индивидуальноориентированное движение в образовательном пространстве, интернет-школа предусматривает несколько схем своего функционирования: в ней можно обучаться в форме экстерната (то есть не посещать очную школу вообще), можно получать дополнительные образовательные услуги по изучению всех или выбираемых учащимися дисциплин Базисного учебного плана, можно взять для факультативного изучения один или несколько курсов.

Некоторые наши ученики учатся у себя дома, кто-то – в своих школах, или в образовательных центрах своих регионов. В основном все-таки это ребята, которые посещают родные школы и вовсе не хотят их покидать, а только нуждаются в чем-то особенном, индивидуальном, чего традиционная школа обеспечить пока не в состоянии. Главное, что у каждого из них рядом находится тот, кто поддерживает их стремление получать образование в нашей школе и помогает им обеспечить возможность использования нашего ресурса. Опыт показывает, что наиболее эффективно наши ребята учатся, когда их поддерживают в этом начинании все вместе: их родители, учителя и, что совсем немаловажно, директора школ.

И вот именно об этом хочется поговорить особо с коллегами-директорами, которым на своих плечах приходится переносить все перипетии бесконечно реформируемого и модернизируемого российского образования.

Как известно, ежедневно любому директору общеобразовательного учреждения приходится решать массу проблем, связанных с организацией учебного процесса для старшеклассников. Причем количество этих проблем не зависит ни от той образовательной программы, которую школа реализует, ни от того, в каких экспериментальных проектах она задействована. Количество проблем зависит только от количества учащихся-старшеклассников.

Ни для кого не секрет, что сегодня все они, такие независимые и такие разные, не скрывают своих желаний. Одни хотят учиться по индивидуальным учебным планам; другие готовы сгруппироваться в профильные блоки и требуют квалифицированных педагогов, чтобы им могли преподавать предметы на углубленном уровне. Третьи хотят освоить непрофильные дисциплины в ускоренном темпе. Четвертые… Но есть то, что объединяет всех наших старшеклассников, – большинство из них не хочет покидать стены родной школы. Многие говорят, что уходят в экстернат не от хорошей жизни. «Было бы все замечательно, если бы школа могла…» – говорят ребята, и идет перечисление в различных вариациях того, о чем говорилось ранее. Словом, если школе идти по пути удовлетворения образовательных потребностей каждого, то даже для самого виртуозного управленца эта задача не представляется легкой. Поэтому, разрабатывая образовательный ресурс, интернет-школа в том числе преследовала цель максимально облегчить задачи, стоящие перед нашими директорами, и помочь им в их управленческой практике.

Если еще вчера идеи дистанционного обучения только витали в воздухе, то сегодня материал, который мы собираемся вам представить, уже разработан и весьма эффективно используется директорами и учителями наших экспериментальных площадок.

Представьте себе, что в вашем арсенале есть комплект всех уроков Базисного учебного плана за 10 и 11-й классы, размещенный в сети Интернет. Каждый из них включает содержательное наполнение, проверочные тесты, домашние задания. Изучение той или иной темы завершается контрольной работой. Предметы естественно-научного цикла, как это и принято, содержат лабораторные работы, которые в полном объеме моделируют все заложенные в них элементы практической деятельности учащихся. Весь образовательный блок, находящийся в ваших руках, обеспечен методическим сопровождением со стороны так называемых сетевых учителей, которые связаны с учениками в формате он- и офф-лайн, что позволяет им быть доступными и оказывать любую помощь ученикам в случае необходимости.

И вот еще какая немаловажная деталь. По мере освоения учащимися учебного материала постоянно идет процесс оценивания их достижений, результаты которого фиксируются в электронном журнале. Причем выполнение части учебных заданий тестового характера оценивается автоматически. А наряду с автоматическим – оценивание домашних заданий, лабораторных и контрольных работ выполняется сетевыми учителями. Таким образом, сама по себе процедура оценивания носит максимально объективный характер. И все-таки она не абсолютно механистична, что мы считаем благом в условиях индивидуально ориентированного обучения.

В школе работает психологическая служба, деятельность которой направлена на выявление индивидуальных способностей и особенностей учащихся. В течение всего периода обучения в интернет-школе каждого ученика сопровождает тьютор, в педагогическую палитру которого входят все возможные средства, чтобы создать для него ситуацию успешности при освоении учебных курсов.

Специально останавливаясь на всех деталях, мы хотим еще и еще раз подчеркнуть, что образовательное пространство интернет-школы несет в себе все элементы психолого-педагогического оснащения учебного процесса, необходимые для обучения 15–17-летних учащихся.

Что же продемонстрировал наш экспериментальный год?

Во-первых, очевидным стало, что учащихся, которые не могут посещать школу в обычном режиме, достаточно много. Одни из них находятся в тяжелом конфликте с преподавателями, другие – с соучениками, – словом, психологический фактор в таком возрасте оказывается отнюдь не последним. К тому же среди ребят, несмотря на отроческий возраст, много тех, которые уже профессионально определились и основную часть времени уделяют реальной работе в избранном направлении: это и будущие актеры, и спортсмены, и художники. У них, как правило, «рваный» график жизни: то съемки, то соревнования, то выставки, и они просто не могут посещать не только обычные школы, но даже очные школы-экстернаты. Как оказалось, для них наш ресурс просто неоценим. А уж о детях с хроническими заболеваниями и детях-инвалидах говорить вовсе не приходится – тут без дистанционных форм обучения совсем не обойтись.

Во-вторых, оказалось, что значительное число детей сами захотели ликвидировать пробелы в знаниях и улучшить свою школьную успеваемость. И большинству из них это удалось. Механизм такого взаимодействия между нашей школой и другими образовательными учреждениями был простым. Учителя, познакомившись с материалами уроков, тестовых заданий и другими контролирующими формами, предложенными в наших учебных материалах, убеждаются, что содержание уроков весьма полное и объемное, а получаемая оценка фиксирует все аспекты приобретенных умений и навыков. Тогда учителя предлагают своим ученикам освоить недостаточно проработанные прежде темы и разделы учебной программы с использованием ресурса интернет-школы, а полученную ими отметку, зафиксированную в электронном журнале, переносят в классный. Так была ликвидирована неуспешность многих учащихся. Особенно радовались те, кому удавалось изменить таким образом оценку за полугодие или год, а для старшеклассников это немаловажно. Такое взаимодействие тем эффективней, чем больше учителя являются приверженцами идей открытого образования.

В-третьих, особой заботы требуют ученики, проявляющие устойчивое желание и способности изучать некоторые дисциплины на повышенном уровне. Не секрет, что не всегда в школе есть соответствующий преподаватель. И тут наш образовательный ресурс оказался весьма полезным. Директора школ рекомендовали учителям-предметникам использовать материалы интернет-уроков в своей педагогической практике, и оказалось, что учителей заинтересовало не только глубокое содержание, но и разнообразие тестовых заданий, предназначенных для подготовки к ЕГЭ. А они есть в каждом предмете и каждом уроке, тем более что уроки снабжены богатым иллюстративным и архивным материалом, и по ним учащиеся могли и писать рефераты, и выполнять проекты.

Сегодня, когда полным ходом идет разработка нормативной базы профильного обучения, когда сетевое обучение и взаимозачеты становятся реальностью, дистанционные формы обучения приобретают еще большую значимость. Многие ребята хотят «сбросить» часть непрофильных предметов, с тем чтобы основное время уделить изучению тех, по которым они собираются продолжить свое обучение на этапе профессионального образования. Директору школы легко организовать для них частичный внутренний экстернат, предоставив возможность самостоятельного освоения учебных непрофильных курсов (как правило, это 2–3 предмета, например, для гуманитарного профиля – физика, химия и т.п.) по материалам уроков интернет-школы с получением итоговой оценки и последующей сдачей экзамена за весь курс школьной экзаменационной комиссии.

Учащиеся, которые в экспериментальном учебном году освоили некоторые курсы целиком, изъявляют желание воспользоваться теми результатами, которые оказались достаточно высокими.

Наши сетевые учителя, которые одновременно являются ведущими педагогами школ Москвы, отмечают, что уровень освоения учебного материала в образовательном пространстве интернет-школы «Просвещение. ru» практически не отличается от его изучения в очном режиме. Тут во многом результат зависит от сформированности у учащихся навыка самоорганизации, который сам по себе сегодня крайне важен для достижения ими успехов на рынке образовательных услуг и рынке труда.

Однако есть и проблемы. В основном они связаны с отсутствием у учащихся навыка делового общения с участниками образовательного процесса – тьюторами и сетевыми учителями. Но ведь это естественно. Наши дети уже давно освоили общение в Интернете, но освоили в чатах. Это их мир, и они в нем полновластные хозяева, поэтому там возможны и сленг, и всякие штучки, которых мы, взрослые, никогда не поймем. А тут деловая переписка с учителями! Как ее вести? Как составлять сложносочиненные предложения, обращенные к реальному взрослому незнакомому человеку? Как выходить на он-лайн консультации, вести с учителем письменную беседу по предмету? Не умеют, стесняются, а иногда и боятся. Хотя мы не устаем повторять, что бояться нечего, что этому можно научиться так же, как и всему остальному. Естественно, что мы, педагоги интернет-школы, проявляем настойчивость в развитии у наших учащихся навыка деловой коммуникации, так как хорошо понимаем: этот навык является неотъемлемой частью деловых компетенций, которыми должны овладеть наши ученики.

Находясь в начале долгого пути, сотрудники интернет-школы «Просвещение.ru» все-таки позволяют себе порадоваться очевидным успехам своих учеников. Конечно, вдохновляют и отзывы родителей, которые благодарят нас за помощь в решении тысяч проблем, которые испытывает большинство семей, когда их дети оказываются на завершающем этапе среднего образования и готовятся переходить к дальнейшему профессиональному.

Но особенно вселяют уверенность и придают смысл нашей дальнейшей работе отзывы учителей общеобразовательных школ о совместной деятельности с интернет-школой «Просвещение.ru». Говоря о сотрудничестве с нами, заместитель директора московской школы № 497, руководитель информационного центра Ольга Федоровна Моисеева отметила, что в процессе работы она испытала истинное восхищение детьми, умеющими учиться самостоятельно, и что новое образовательное интернет-пространство способствует развитию у них этого навыка.

Мы, сотрудники интернет-школы «Просвещение.ru», верим, что открытое образование сделает возможным «образование через всю жизнь».

М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная

Рейтинг@Mail.ru