Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2004


Проблема

Исповедь «рецидивистов»

Пока власти ищут, что бы еще вменить в вину олигарху, сто тысяч российских учителей говорят ему «спасибо» – за нефтяную компанию «ЮКОС», за выросшую из нее Федерацию Интернет Образования, за то, что теперь они «на ты» с современными информационными технологиями. Численность выпускников ФИО превысила стотысячный рубеж. За четыре года диплом получил каждый пятнадцатый учитель России.
В столице собралась юбилейная команда слушателей из 41 регионального центра интернет-образования: победители областных конкурсов учителей, преподаватели, создавшие электронные образовательные ресурсы, участники интернет-фестивалей. Все они хотели бы вновь сесть за парту ФИО, то есть, по словам педагога из Барнаула, стать «рецидивистами».
Казалось бы, директор, получив педагогов с отличной подготовкой, большего не должен и желать. Но он желает! Желает, чтобы его… оставили в покое.

wpe294.jpg (2635 bytes)Сергей Монахов, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования:

– Нас всегда интересовала востребованность того, что мы делаем. Узнаем грустные вещи. Учителя рассказывают нам, что компьютерный класс в школе есть, но закрыт на ключ: директор с учителем информатики, несущие материальную ответственность, не хотят проблем. А что же они собираются делать, когда в ближайшем будущем добавятся «предметные классы»: в любой классной комнате будут стоять компьютер, проектор и экран, чтобы учитель использовал их как для подготовки к уроку, так и на уроке?

Может быть, интуитивно мы предвидели эту ситуацию уже в 2000 году. Понимая, что в общем образовании управленцы обладают мощным административным ресурсом – от них много чего зависит, – одной из первых была разработана программа для администрации образовательных учреждений. И во многих регионах в первую очередь у нас проходят обучение директора школ, а позже приходят учителя.

Как видите, в школах проблема не с нехваткой компьютеров и с плохой связью на селе, а с директорским подходом…

wpe295.jpg (2219 bytes)Олег Касаев, учитель информатики средней общеобразовательной школы № 50, г. Владикавказ:

– Общаясь с коллегами, которые вместе со мной окончили курсы в региональном центре ФИО, я чувствовал, как от этих людей будто волны исходят. Но все мы знаем: чтобы пробить в школе новации, необходимо прохождение курсов кем-либо из администрации. Директор, завуч – мощные «толкачи». Если уговорить их пойти учиться, потом они открывают все дороги. Не будет денег – на несколько часов работы в Интернете все равно нам двести рублей найдут.

wpe296.jpg (2376 bytes)Юлия Митрофанова, учитель географии школы № 8, г. Искитим Новосибирской области:

– Для того чтобы наращивать критическую массу активных педагогов в школах и решать проблемы с непокорной или инертной администрацией, в новосибирском центре ФИО два года назад создали уникальный для России проект «Молодые лидеры в образовании». Он поддерживается администрацией Новосибирской области.

По всей области было отобрано несколько десятков учителей с лидерскими качествами. На занятиях нас учили психологическим аспектам работы с персоналом. Как сделать так, чтобы администрация встала на твою сторону, как повести людей за собой? Иногда не лишними бывают и хитрости.

Возможно, на директора, не проходившего никаких курсов, способны повлиять официальные бумаги. Выдергиваешь в Интернете документы, рекомендованные Министерством образования (о внедрении новых компьютерных технологий или о введении должности замдиректора по информатизции), приносишь их директору и слышишь заветное: «Нам тоже надо».

Влияют на умы администрации победы учеников в областных и всероссийских интернет-конкурсах. Это тоже открывает учителям путь к свету.

И продуктивны открытые городские семинары, где демонстрируются возможности применения интернет-технологий в обучении.

wpe297.jpg (2641 bytes)Нина Ильюшонок, учитель мировой художественной культуры гимназии № 3, г. Иркутск:

– Директор нашей гимназии и его заместители прошли интернет-курсы первыми. После того как знаниями овладела администрация, пришел черед учителей: в ФИО обучились на сегодня 26 человек. На практике новые технологии применяют даже учителя хореографии и изобразительного искусства, не говоря о преподавателях химии и биологии. Остальные педагоги – потенциальные слушатели. Думаю, год-два – и все они получат дипломы ФИО.

При том что компьютерами мы обеспечены, подаренные гимназии в этом году два ноутбука поймать трудно: их переносят из кабинета в кабинет, настраивают проектор и работают. Это говорит о востребованности компьютерных знаний и уровне подготовки педагогов.

wpe298.jpg (2443 bytes)Владимир Акимов, заместитель директора по информационным технологиям гимназии № 56, методист Петроградского района по информатике, г. Санкт-Петербург:

– У нас проблем с директором нет. Он спросил однажды: «Нам надо? Значит, делаем». Курсы обязаны пройти все. Так заведено, что без подписи замдиректора по информационным технологиям учитель не может пройти аттестацию. Тут ко мне на днях зашли электрик и слесарь. Говорят, тоже хотят быть культурными и работать в Интернете.

Мы используем компьютерные технологии везде, где возможно. Администрация гимназии – двадцать человек. Все подключены к программе обмена информацией. Она позволяет экономить время на бесконечных хождениях по школе, мы можем даже не созваниваться. Программа входит не в глобальную сеть, а в локальную. В меню указывается пользователь, пишется сообщение (в том числе банальное: «Вы на месте?») и отправляется. Предусмотрена функция прикрепления к письму документа. Человека может не быть в данную минуту в кабинете. Но когда он появится и взглянет на монитор, сразу увидит ваше сообщение, так как оно высвечивается впереди всех экранов.

Условно программа бесплатная – скачивается из Интернета.

В Федерации Интернет Образования не перестают заниматься подсчетами: удалось ли ей обучить «критическую массу» учителей и поднять в обществе волну интереса к компьютеризации средней школы. Но, видимо, отдельными подсчетами следует охватить школьных директоров и понять, когда же «критическая масса» накопится в этих рядах…

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru