Исповедь «рецидивистов»
Пока власти ищут, что бы еще
вменить в вину олигарху, сто тысяч российских
учителей говорят ему «спасибо» – за нефтяную
компанию «ЮКОС», за выросшую из нее Федерацию
Интернет Образования, за то, что теперь они «на
ты» с современными информационными
технологиями. Численность выпускников ФИО
превысила стотысячный рубеж. За четыре года
диплом получил каждый пятнадцатый учитель
России.
В столице собралась юбилейная команда
слушателей из 41 регионального центра
интернет-образования: победители областных
конкурсов учителей, преподаватели, создавшие
электронные образовательные ресурсы, участники
интернет-фестивалей. Все они хотели бы вновь
сесть за парту ФИО, то есть, по словам педагога из
Барнаула, стать «рецидивистами».
Казалось бы, директор, получив педагогов с
отличной подготовкой, большего не должен и
желать. Но он желает! Желает, чтобы его… оставили
в покое.
Сергей Монахов,
ответственный секретарь Федерации Интернет
Образования:
– Нас всегда интересовала
востребованность того, что мы делаем. Узнаем
грустные вещи. Учителя рассказывают нам, что
компьютерный класс в школе есть, но закрыт на
ключ: директор с учителем информатики, несущие
материальную ответственность, не хотят проблем.
А что же они собираются делать, когда в ближайшем
будущем добавятся «предметные классы»: в любой
классной комнате будут стоять компьютер,
проектор и экран, чтобы учитель использовал их
как для подготовки к уроку, так и на уроке?
Может быть, интуитивно мы предвидели
эту ситуацию уже в 2000 году. Понимая, что в общем
образовании управленцы обладают мощным
административным ресурсом – от них много чего
зависит, – одной из первых была разработана
программа для администрации образовательных
учреждений. И во многих регионах в первую очередь
у нас проходят обучение директора школ, а позже
приходят учителя.
Как видите, в школах проблема не с
нехваткой компьютеров и с плохой связью на селе,
а с директорским подходом…
Олег Касаев, учитель
информатики средней общеобразовательной школы
№ 50, г. Владикавказ:
– Общаясь с коллегами, которые вместе
со мной окончили курсы в региональном центре ФИО,
я чувствовал, как от этих людей будто волны
исходят. Но все мы знаем: чтобы пробить в школе
новации, необходимо прохождение курсов кем-либо
из администрации. Директор, завуч – мощные
«толкачи». Если уговорить их пойти учиться, потом
они открывают все дороги. Не будет денег – на
несколько часов работы в Интернете все равно нам
двести рублей найдут.
Юлия Митрофанова,
учитель географии школы № 8, г. Искитим
Новосибирской области:
– Для того чтобы наращивать
критическую массу активных педагогов в школах и
решать проблемы с непокорной или инертной
администрацией, в новосибирском центре ФИО два
года назад создали уникальный для России проект
«Молодые лидеры в образовании». Он
поддерживается администрацией Новосибирской
области.
По всей области было отобрано
несколько десятков учителей с лидерскими
качествами. На занятиях нас учили
психологическим аспектам работы с персоналом.
Как сделать так, чтобы администрация встала на
твою сторону, как повести людей за собой? Иногда
не лишними бывают и хитрости.
Возможно, на директора, не
проходившего никаких курсов, способны повлиять
официальные бумаги. Выдергиваешь в Интернете
документы, рекомендованные Министерством
образования (о внедрении новых компьютерных
технологий или о введении должности
замдиректора по информатизции), приносишь их
директору и слышишь заветное: «Нам тоже надо».
Влияют на умы администрации победы
учеников в областных и всероссийских
интернет-конкурсах. Это тоже открывает учителям
путь к свету.
И продуктивны открытые городские
семинары, где демонстрируются возможности
применения интернет-технологий в обучении.
Нина Ильюшонок, учитель
мировой художественной культуры гимназии № 3, г.
Иркутск:
– Директор нашей гимназии и его
заместители прошли интернет-курсы первыми. После
того как знаниями овладела администрация, пришел
черед учителей: в ФИО обучились на сегодня 26
человек. На практике новые технологии применяют
даже учителя хореографии и изобразительного
искусства, не говоря о преподавателях химии и
биологии. Остальные педагоги – потенциальные
слушатели. Думаю, год-два – и все они получат
дипломы ФИО.
При том что компьютерами мы
обеспечены, подаренные гимназии в этом году два
ноутбука поймать трудно: их переносят из
кабинета в кабинет, настраивают проектор и
работают. Это говорит о востребованности
компьютерных знаний и уровне подготовки
педагогов.
Владимир Акимов,
заместитель директора по информационным
технологиям гимназии № 56, методист
Петроградского района по информатике, г.
Санкт-Петербург:
– У нас проблем с директором нет. Он
спросил однажды: «Нам надо? Значит, делаем». Курсы
обязаны пройти все. Так заведено, что без подписи
замдиректора по информационным технологиям
учитель не может пройти аттестацию. Тут ко мне на
днях зашли электрик и слесарь. Говорят, тоже
хотят быть культурными и работать в Интернете.
Мы используем компьютерные технологии
везде, где возможно. Администрация гимназии –
двадцать человек. Все подключены к программе
обмена информацией. Она позволяет экономить
время на бесконечных хождениях по школе, мы можем
даже не созваниваться. Программа входит не в
глобальную сеть, а в локальную. В меню
указывается пользователь, пишется сообщение (в
том числе банальное: «Вы на месте?») и
отправляется. Предусмотрена функция
прикрепления к письму документа. Человека может
не быть в данную минуту в кабинете. Но когда он
появится и взглянет на монитор, сразу увидит ваше
сообщение, так как оно высвечивается впереди
всех экранов.
Условно программа бесплатная –
скачивается из Интернета.
В Федерации Интернет Образования не
перестают заниматься подсчетами: удалось ли ей
обучить «критическую массу» учителей и поднять в
обществе волну интереса к компьютеризации
средней школы. Но, видимо, отдельными подсчетами
следует охватить школьных директоров и понять,
когда же «критическая масса» накопится в этих
рядах…
Инна АЛЕЙНИКОВА
|