Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2004


Консультация

Порядок отчисления учащихся

С неуспеваемостью, шалостями, плохим поведением детей сталкивается любой руководитель школы. И иногда бывает так, что любой из этих факторов, что называется, «зашкаливает». Терпеть отвратительное поведение ребенка в школе, его постоянные двойки и конфликты с учителями становится невыносимо. И тогда встает вопрос об отчислении из школы. Правильный порядок этой процедуры вам подскажут некоторые документы.

В соответствии с требованием п. 7 ст. 19 ФЗ «Об образовании», пунктами 57, 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении обучающиеся обязаны соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования по соблюдению правил внутреннего распорядка.

По решению органа управления общеобразовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших четырнадцати лет.

То есть до достижения 14-летнего возраста категорически запрещается исключать детей из школ.

В уставе школы или иных локальных актах должна быть определена процедура отчисления учащегося, а также решены вопросы о том, какие нарушения устава или приложений к нему считаются «грубыми» и являются основанием для отчисления учащегося из школы.

Образовательное учреждение обязано в 3-дневный срок проинформировать органы местного самоуправления об исключении обучающегося из этого учреждения. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из общеобразовательного учреждения, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или обучение в другом образовательном учреждении.

Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Кроме того, «хроническая» неуспеваемость учащегося на ступени общего образования по программам, реализуемым в данной школе, может быть также оговорена в Уставе конкретного учреждения как основание для недопущения к обучению на следующей ступени образования, что указано в ст. 17 ФЗ «Об образовании».

Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательным учреждением.

Обучающиеся, не освоившие образовательную программу более чем по одному предмету предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

Дмитрий Растимешин

Рейтинг@Mail.ru