Наталия Калинникова:
«Мы опережаем те задачи, которые ставит перед
нами общее образование»
В докладе на расширенной коллегии
Минобразования, состоявшейся 25 февраля этого
года, тогдашний министр образования Владимир
Филиппов обратил особое внимание на Программу
модернизации педагогического образования,
которая была утверждена 1 апреля 2003 года. В
частности, он отметил: «Без ее исполнения мы не
обеспечим необходимую подготовку в
педагогических вузах и колледжах учителей,
способных к реализации новых стандартов и
прогрессивных, в том числе информационных,
технологий. При этом мы не можем ждать нового
поколения стандартов высшего образования. Целый
ряд новых предметов предстоит ввести в
педагогических вузах уже с 1 сентября этого
года».
Кроме того, на коллегии был
представлен план-график введения новых
стандартов школьного образования: с 1 сентября
2005 года для предпрофильного обучения в 9-х
классах, с 1 сентября 2006 года – в 1, 5 и 10-х классах.
Еще через год – необходимо подготовить учителей
иностранных языков для 2-х классов.
По образному выражению ректора
Российской академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования Эдуарда
Никитина, в ближайшие два года предстоит
«поставить под ружье переподготовки миллионы
учителей».
Готовы ли институты повышения
квалификации (ИПК) к бою? По свидетельству
Владимира Филиппова, «на сегодня, после анализа
соответствующих запросов в регионы, мы имеем
неудовлетворительное положение с планами по
повышению квалификации как руководителей, так и
учителей школ по подготовке к введению новых
стандартов общего образования».
А как обстоят дела в педвузах? Какие
новые предметы появятся в их расписаниях в
ближайшее время?
С этими и другими вопросами мы
обратились к начальнику отдела содержания
педагогического образования Министерства
образования РФ Наталии КАЛИННИКОВОЙ.
– Удастся ли педвузам уложиться в
установленные министерством сроки?
– План-график введения стандартов
общего образования представляется вполне
реальным, хотя определенные опасения вызывает
тот факт, что регионам дано право вводить
стандарты в опережающем порядке – в зависимости
от уровня готовности школ.
В таком случае серьезно возрастает
нагрузка на ИПК и педвузы.
И все-таки оснований для паники нет.
Большинство наших вузов готовят такого учителя,
который сможет адаптироваться к быстро
меняющейся ситуации в школе. Мы опережаем те
задачи, которые ставит перед нами общее
образование.
Например, многие педвузы уже давно
готовят учителей иностранного языка по
совмещенным программам – для средней и для
начальной школы.
Проблема в другом: кадров по этим
предметам всегда не хватает в наших школах,
поскольку хорошие специалисты стремятся найти
работу в более престижных и высокооплачиваемых
сферах деятельности. Решение вопроса зависит не
от педвузов, а от экономического положения в
стране, от реформы самой системы оплаты труда.
Кроме того, потребуется пересмотреть
функциональные обязанности и квалификационные
требования к учителю. Перед педагогами ставятся
новые сложные задачи. Например, разработка
элективных (межпредметных) курсов в рамках
предпрофильной подготовки в 9-х классах. Конечно,
учителя не останутся без методической помощи.
На основе конкурса, проведенного
Национальным фондом подготовки кадров, отобрано
более 50 элективных курсов; к маю будут напечатаны
программы, а в сентябре планируется выпустить в
свет первые пособия, которые поступят в пилотные
территории. И поскольку издательства
заинтересованы в этой работе, можно надеяться,
что в ближайшее время все школы будут обеспечены
такой литературой.
Что же касается подготовки учителей
для старших профильных классов, то речь идет не о
введении новых стандартов педагогического
образования, а об изменении подходов и
технологий в обучении школьников. Имеется в виду
постепенный переход от классно-урочной системы к
индивидуальным формам работы с учащимися.
– Известно, что в школьных
расписаниях появятся новые предметы: например,
экономика и право как разделы обществознания.
Или интегрированный курс естествознания для
старших классов. Вы готовы к бою?
– В 2000 году было закрыто
14 специальностей педагогического
образования, среди которых оказалась экономика.
Принимая такое решение, мы стремились избежать
дублирования, поскольку у нас много классических
университетов и экономических вузов, которые
готовят студентов по этой специальности. Правда,
мы не учли одного: выпускники таких вузов не идут
работать в школу.
Поэтому сегодня нам придется эту
специальность возрождать.
Сейчас ведется разработка стандартов
по четырем специальностям: экономика,
естествознание, обществознание и экология. К
концу 2004 года мы планируем эту работу завершить.
Но основная наша деятельность
заключается не в создании нового поколения
стандартов, а в их корректировке. Так, вносятся
изменения и уточнения в общепрофессиональные
дисциплины – педагогику, психологию, методику
преподавания тех или иных предметов. Эти курсы
дополняются новыми разделами. Такими, например,
как «Современные средства оценивания
результатов обучения», «Современные
информационные и коммуникационные технологии в
образовательном процессе», «Нормативно-правовое
обеспечение образования».
– Расскажите, пожалуйста,
подробнее о содержании этих дисциплин?
– «Современные средства оценивания
результатов обучения» – это предмет,
необходимый для всех педагогов, независимо от
того, в каком классе они собираются работать.
Например, в младших классах сегодня идет
эксперимент по введению безотметочной формы
оценки знаний.
В основной школе в свете
предпрофильной подготовки особое значение
придается портфолио – совокупности
индивидуальных образовательных достижений
учащихся в период обучения с пятого по девятый
классы. Это творческие работы, рефераты, участие
в олимпиадах и т.д.
Наконец, в старших классах начинается
активная подготовка к ЕГЭ, а значит возрастает
роль тестирования.
Цель «Современных информационных и
коммуникационных технологий в образовательном
процессе» – обучить студентов методике
применения этих технологий в преподавании
конкретных предметов. Но предварительно нам
придется организовать курсы повышения
квалификации для
профессорско-преподавательского состава: только
в этом году их пройдут около 500 человек.
«Нормативно-правовое обеспечение
образования» – это пока условное название
предмета, в котором основное внимание будет
уделено целому комплексу проблем, связанных с
защитой прав ребенка.
В Общественную детскую приемную
Министерства, которую мы открыли год назад,
ежедневно обращаются более 700 детей и родителей
по конфликтным ситуациям в школе. И причина
многих жалоб – в неправильных действиях
педагогов и директоров школ. Поэтому в каждой
школе необходимо создать атмосферу уважения
прав учащихся, а уважение возможно лишь на основе
знаний.
Кроме того, мы планируем включить в
содержание этого курса нормативные документы,
связанные с общим образованием (например,
стандарты) и с обучением в аспирантуре.
Мы бы хотели, чтобы эту дисциплину
читали профессиональные юристы, а не
преподаватели педагогики; важно, чтобы кроме
лекций проводились еще и практические занятия по
предмету.
Все три курса рассчитаны на 72 часа –
36 аудиторных и столько же на самостоятельные
занятия.
– Сколько времени потребуется для
внедрения этих предметов в массовую практику?
– В настоящее время подготовлены
проекты примерных программ по этим дисциплинам,
а также методические рекомендации и предложения
по их внедрению в учебный процесс. Материалы
будут обсуждаться на совещании, посвященном
модернизации педагогического образования. Оно
состоится в конце апреля в Москве. На совещание
мы приглашаем проректоров педучилищ и педвузов,
а также представителей классических
университетов, ведущих подготовку по
педагогическим специальностям.
Их предложения обязательно будут
учтены при доработке этих курсов, которые мы
планируем утвердить на Федеральном экспертном
совете осенью нынешнего года. И только после
этого, в первом квартале следующего года, они
будут разосланы в вузы для проведения
необходимой подготовительной работы. Весь
нынешний год мы посвятим разработке
учебно-методических комплектов для этих курсов и
их экспериментальной апробации в наших базовых
вузах – МПГУ, РПГУ им. А.И. Герцена, Иркутском,
Томском, Красноярском, Волгоградском,
Челябинском, Омском, Биробиджанском
педагогических университетах.
В дальнейшем они смогут оказывать
методическую помощь другим вузам.
А в массовую практику новые предметы
(как самостоятельные или как разделы других
дисциплин) войдут не раньше следующего года.
Беседовала
Ольга Дашковская
|