Как будет «школа» в будущем
времени?
В своих прогнозах футурологи
обычно обходят школу стороной. Считается, что это
слишком консервативное заведение, чтобы его
коснулись серьезные перемены. Тем не менее всех
интересует, какой она будет – школа будущего?
Один из ответов сегодня можно найти в
Швеции.
Все дети приходят в первый класс,
преисполненные жаждой узнавать новое. Главная
задча школы заключается только в том, чтобы не
отбить у них эту охоту», – говорит директор
Шведского национального образовательного
агентства Skolverket Мэтс Экхольм. Его слова можно
считать лозунгом, под которым в этой стране
проводится реформа среднего образования.
Суть «шведского эксперимента»
заключается в отказе от «поточного метода»
обучения детей. Реформаторы выступают за то,
чтобы дать «зеленый свет» полноценному
выявлению и развитию индивидуальности каждого
ребенка вне зависимости от его способностей.
Одна из школ, воплотившая замыслы реформаторов,
самонадеянно назвала себя Futurum, что в переводе с
латинского означает «Будущее».
Архитектурное решение здания уже само
по себе наводит на мысль о художественных ателье
или лабораториях ученых, а вовсе не о скучных
учебных классах. По периметру большого светлого
зала, напоминающего центральную городскую
площадь, располагаются помещения для занятий.
Ребята разных возрастов что-то мастерят вместе,
проводят опыты, рисуют, читают. Это и есть
занятия.
В школе Futurum на тысячу учеников
приходится 180 учителей, то есть один педагог
может сконцентрировать внимание на 5–6 детях. Все
«футуристы» делятся на шесть маленьких «школ»,
каждая состоит из ребят в возрасте 6–16 лет и
размещается вокруг своей «главной площади».
Это «школы» в свою очередь
подразделяются на два потока – с первого класса
по четвертый и с пятого по девятый. Ребята
занимаются в так называемых рабочих группах,
смешанных по возрасту. Например, физику
совместно «штурмуют» 12–15-летние школьники.
В школе Futurum у учителей нет плана урока,
зато свои личные планы занятий на каждый день
есть у учеников. Каждое утро они записывают в
специальный журнал, какую цель ставят перед
собой на день, а вечером помечают, что реально
удалось сделать. Вместе с учителем они обсуждают
и согласовывают некие этапы в освоении
материала. Таким образом, у каждого ребенка,
независимо от возраста, есть свой индивидуальный
план занятий.
Когда и каким образом школьник будет
его осуществлять, взрослые оставляют на его
усмотрение – до восьмого класса никакие отметки
не выставляются. Например, он должен в пятницу
«сдать» недельное задание по математике. Никто
не следит за тем, выполняет он его постепенно,
день за днем, или «аврально» в четверг. Главное,
ребенок должен быть готовым к встрече с
преподавателем и в условленное время посетить
все назначенные консультации, которые могут
проводиться как индивидуально, так и в группе.
Дети находятся в школе с утра до
вечера. Учебные мероприятия занимают лишь
половину дня, остальное время отводится другим
формам развития личности. По завершении
обучения, то есть после девятого класса, все
ребята сдают единые тесты по шведскому,
математике и английскому. Разработкой и
проверкой тестов занимается Skolverket.
Регион Habo, где находится Futurum,
расположен в 40 километрах к северу от Стокгольма,
его называют «Кремниевой долиной» Швеции. Здесь
особенно стремятся быть на высоте в области
образования, чтобы привлечь семьи молодых
ученых. Практически все школы региона либо имеют
новые здания, построенные по специальным
проектам, либо, как Futurum, подверглись коренной
перестройке.
Примечательно, что 10% шведских средних
школ, как и Futurum, не только реформировали учебные
планы и методы преподавания, но и по-новому
распределили «время и пространство». Эту новую
систему один из немецких учителей, посетивших
Швецию, охарактеризовал как «шаг из
индустриального общества XX века в общество
знаний XXI века».
По материалам газеты «Цайт» (Германия)
подготовила Наталья Кайтмазова
|