Без чего хорошей школы не
построить
Лицей № 87 Нижнего Новгорода
встретил меня суматохой и непрекращающейся
телефонной трелью в кабинете директора.
Объяснилась такая атмосфера просто. Учебное
заведение совсем недавно стало победителем
регионального тура конкурса «Лучшие школы
России» в номинации «Школа педагогического
поиска». Возникло множество неотложных проблем,
связанных с этим событием, но директор Анатолий
Васильевич КОРЯГИН все же нашел время, чтобы
рассказать о лицее, конкурсе и своем видении роли
руководителя образовательного учреждения.
Директору лицея (слева) вручают подарок
на очередном школьном празднике
– Анатолий Васильевич, почему
для участия в конкурсе вы выбрали номинацию
«Школа педагогического поиска»?
– Мне кажется, что со времени создания
лицея мы находимся в постоянном творческом
поиске, к которому подталкивало непостоянство
нашей жизни. Ведь начинали мы как техническая
гимназия. Концепцию, программу обучения
создавали вместе с нашими учредителями –
Московским авиационным институтом,
Нижегородским техническим университетом и
авиационным заводом «Сокол». Это были сильные
организации, которые нуждались в инженерных
кадрах. Вот так наша гимназия и появилась.
Сначала был совершен замечательный рывок вперед,
но потом начался экономический кризис и завод
встал, инженеры оказались за бортом. И 75
процентов родителей наших детей, которые
работали именно на этом заводе, посчитали: «Такое
направление гимназии уже не нужно».
По заказу общества мы стали
многопрофильным лицеем. Так определился наш
педагогический поиск. С самого начала мы тесно
сотрудничаем с академиком РАО Л.И. Новиковой и ее
школой. А ее научная работа – создание
воспитательных систем.
В начале 90-х много говорили о том, что
воспитание – не дело школы. Действительно, что
должен делать классный руководитель? Проверять
тетради, вести классные журналы, организовывать
собрания родителей… Таким было тогдашнее
настроение. Мы же принципиально не согласились с
такой постановкой вопроса и упорно работали над
созданием своей воспитательной системы.
Изюминкой нашей работы стало
объединение поиска в области гуманистической
воспитательной системы, с одной стороны, и
разработки модели школы здоровья – с другой. Мы
– «школа педагогического поиска».
– Когда школа становится
ищущей, инновационной, меняется ли что-то в
управленческой работе?
– Я начинал директором обычной
массовой школы, потом 10 лет проработал
директором интерната. Думаю, что само название
учреждения определяет стиль работы руководителя
и те проблемы, которые у него возникают. У меня в
интернате находилось более 600 детей. Это был едва
ли не самый большой интернат в России. Каждый
день этих ребят надо кормить, поить, одевать,
учить… Представить подобный объем работы может
только тот, кто работал в такой системе.
Есть, конечно, общие задачи для любого
директора – хозяйство, связи с общественностью.
Но директор инновационной школы должен
обязательно поддерживать в своем коллективе
желание соединять теорию с практикой. Если этим
не заниматься, долго учебное заведение не
продержится. И конечно, надо постоянно общаться с
вузами.
Мы работаем по договорам с пятью
вузами. У нас существует связь по линии «директор
– ректор», «заместитель директора – декан»,
«учителя – соответствующие кафедры». Вместе с
вузами мы разрабатываем содержание образования,
создаем систему дополнительного образования для
ребенка в рамках тех курсов, которые
согласовываем с высшей школой. Нельзя сегодня
работать школе без вузов, да и детям это
интересно.
– Должен ли директор
прикладывать особые усилия, чтобы мотивировать
педагогов на творческую, инновационную работу?
– Не зря существует поговорка, что
короля делает свита. Убежден, что директор школы
– это та команда, с которой он проживает вместе
каждый день. И мой плюс (при всех моих минусах)
состоит в том, что я сумел сплотить под крышей
лицея очень разных людей. Почти весь коллектив –
женский. А все женщины – существа ранимые,
чувствительные. Но тем не менее мы все
практически с первого дня работаем вместе. И
сейчас мы понимаем друг друга с полуслова.
Ловлю себя на мысли, что многое делаю
на интуитивном уровне. Мне кажется абсолютно
неверным утверждение, что педагогика – это
наука. Скорее педагогика – это искусство плюс
интуиция, а педагог – артист. В нашем коллективе
есть учителя, у которых нет специального
педагогического образования, но которых я
принимал на работу потому, что они умеют ладить с
детьми. Ведь можно получить диплом учителя, но не
быть педагогом в душе. Учительство – это
способность сочувствовать, сопереживать, быть
милосердным и справедливым. Поэтому если
поставить процесс преподавания на чистую
технологию, не принимать во внимание отношения с
людьми, ничего не выйдет.
Сегодня я занимаюсь тем, что пытаюсь
создать максимально комфортные условия для
учителей и творческую атмосферу для детей, чтобы
удержать на плаву школу, чтобы не развалилось все
созданное. А для этого нужны уже менеджерские
качества. Сочетание таких качеств с интуицией –
это, наверное, и есть секрет директора школы. Так
что я не лидер, я просто работаю. И вокруг меня
собираются люди, которые тоже хотят работать.
Бывает, разумеется, что я на чем-то настаиваю, и
довольно жестко. Но мгновенно мелькает мысль:
«Что же я делаю! Ведь эти люди за копейки
работают! И за столько отвечают…»
– На ваш взгляд, без чего
сегодня не выжить руководителю школы?
– Вопрос на засыпку... Во-первых, всегда
надо знать, на каких законных или незаконных
основаниях ты что-либо делаешь. К сожалению,
сегодня ситуация с этим сложная. Буквально сразу
после победы в региональном этапе конкурса
пришли пожарники и сказали, что я не выполнил их
предписания (а предписали они работ на
полмиллиона рублей). Насколько это правомерно?
Это надо знать.
Второе. Необходимо понимать, насколько
все то, что делается в твоей школе, нужно детям,
родителям. Без мониторинга, без изучения мнений
жить нельзя. Ведь родители сегодня требуют от
школы очень многого. Найти разумный баланс между
требованиями родителей и возможностями
педагогов – одна из главнейших задач
директорского корпуса. В нашей школе прекрасные
родители и чудесный родительский комитет. Без
него я вообще ничего бы никогда не сделал. Но ведь
такое положение дел сложилось не сразу. Мы
работали над этим много лет.
Третья важная вещь – это финансовая
самостоятельность школы. Из 30 лет работы 25 лет
я работаю только со своей бухгалтерией. Денег на
организацию бухгалтерии директор не получает
никаких. Кадры для школьной бухгалтерии не
готовят нигде. Зачем, в частности, я иду на это? У
нас существуют платные образовательные услуги, и
школа получает немалые деньги. Таким образом я
защищаю людей социально: учителя, не отходя от
рабочего места, имеют возможность подработать. И
благодаря своей бухгалтерии я могу правильно
оформить спонсорскую помощь физических и
юридических лиц… Есть у нас и благотворительный
фонд школы: 100 рублей в месяц на школу. И 70–80
процентов родителей дают эти деньги. Так что
директор вынужден держать свою бухгалтерию. В
прошлом учебном году потрачено на ремонт лицея и
приобретение необходимого оборудования в
три-четыре раза больше, чем дал бюджет. Где без
собственной бухгалтерии и четкой организации
такой работы я взял бы эти деньги?
Вот, пожалуй, основная головная боль
директора школы. Хотя, конечно, проблем гораздо
больше. Это просто основа. То, без чего хорошей
школы не построить.
В школьном КВНе любят участвовать все. И
учащиеся, и педагоги.
– Можете ли вы сказать, чего не
хватает школе сегодня?
– Знаете, в один из выходных дней уехал
я за город и пошел на охоту. Была чудесная погода,
солнце. И я вдруг подумал о том, что мы все в
России живем сегодняшним днем, у нас нет ощущения
перспективы.
Мы в лицее живем надеждой, что своей
работой заложили крепкий фундамент школы и
потому у лицея есть будущее. Но очень многое
зависит от общей ситуации.
Я убежден, что если бы директорам дали
в школах больше свободы, то они сумели бы сделать
по-настоящему интересные учебные заведения,
смогли заработать деньги для школы, вдохновить
детей и учителей на поиск, на творчество. Пока же
с нас очень много спрашивают, но ничего не дают.
Если ситуация переменится, все от этого только
выиграют.
Директор глазами коллег
Заместитель директора по
научно-методической работе Светлана Викторовна
КУЛЕВА:
– Я проработала вместе с Анатолием
Васильевичем 15 лет и считаю, что первое и главное
его достоинство как руководителя в том, что в
нашей школе сформирован стабильный
педагогический коллектив со здоровой
психологической атмосферой. Директор
поддерживает такие отношения в коллективе, что
мы все чувствуем ответственность друг за друга.
Любой женский коллектив (а у нас в школе он такой)
– это всегда фактор конфликтов, повышенных
эмоциональных тонов. У нас же педагоги чувствуют,
что все происходящее в стенах школы является их
заслугой, и если они за что-то берутся, то берутся
все вместе, не завидуя друг другу. Любая
инициатива у нас – не прерогатива администрации.
Учителя знают, что любое разумное предложение
будет поддержано всеми.
Второе. Директор всегда предоставляет нам
возможность повышать профессиональную
категорию. Он создает такие условия, что у
человека возникает стремление к
профессиональному росту. При этом конечным
результатом роста является не количество
методических разработок на столе и новых книжек
в кабинете, а то, насколько важно и нужно детям
все происходящее на уроках этого учителя.
Третье. Директор в нашей школе старается
воспитывать в детях уважение к слову «учитель».
Он убежден, что для ребенка учитель – это
человек, с которого можно и нужно брать пример.
Сегодня учитель частенько выглядит в глазах
ученика и его родителей неуспешным человеком,
потому что оценкой успешности стали выступать
деньги. А какая у педагога зарплата?.. Школе
сейчас приходится прикладывать большие усилия,
чтобы это отношение изменить.
И наконец, четвертое. Руководитель
безусловно должен обладать лидерскими
качествами. Улавливать оттенки отношений в
коллективе, думаю, может только настоящий лидер.
Наш директор – именно такой. Кстати, в этом году у
него уже 30 лет директорского стажа!
Школьные ценности
Заместитель директора по
воспитательной работе Светлана Анатольевна
КОЛОБОВА:
– Мы считаем, что наш лицей дает
обществу некую модель ценностных отношений.
Директор стремится включить всех педагогов в
инновационную деятельность, помочь каждому
учителю в его личностном росте – это большая
заслуга.
Мы открыты всему новому, постоянно общаемся с
интересными учителями, ездим, учимся. Проводим
семинары у себя в лицее. Оттого что мы всегда
искали что-то новое, пытались внедрить новые
методики, получилась интересная картина. Год за
годом лицей набирал обороты в разных
направлениях своей деятельности. И теперь к нам
приходят и сельские руководители, и завучи, и
директора городских школ. Единственное, что нас
несколько настораживает сегодня, – это политика
модернизации в сфере образования. Возникает
ощущение, что творчества в школах становится
меньше и инновационная деятельность затухает. За
последние пять лет какого-то качественного
скачка в этой деятельности не наблюдается.
А многое из того, что мы делаем и придумываем у
себя в школе, происходит благодаря нашим
ученикам. Мы видим: они вырастают свободными,
творческими, тонко чувствующими людьми, потому
что воспитаны в атмосфере добра, взаимопомощи и
взаимоуважения. Наверное, поэтому мы продолжаем
двигаться вперед.
Подготовила Яна Сартан
|