Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2004


Из первых рук

Без чего хорошей школы не построить

Лицей № 87 Нижнего Новгорода встретил меня суматохой и непрекращающейся телефонной трелью в кабинете директора. Объяснилась такая атмосфера просто. Учебное заведение совсем недавно стало победителем регионального тура конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа педагогического поиска». Возникло множество неотложных проблем, связанных с этим событием, но директор Анатолий Васильевич КОРЯГИН все же нашел время, чтобы рассказать о лицее, конкурсе и своем видении роли руководителя образовательного учреждения.


Директору лицея (слева) вручают подарок на очередном школьном празднике

– Анатолий Васильевич, почему для участия в конкурсе вы выбрали номинацию «Школа педагогического поиска»?

– Мне кажется, что со времени создания лицея мы находимся в постоянном творческом поиске, к которому подталкивало непостоянство нашей жизни. Ведь начинали мы как техническая гимназия. Концепцию, программу обучения создавали вместе с нашими учредителями – Московским авиационным институтом, Нижегородским техническим университетом и авиационным заводом «Сокол». Это были сильные организации, которые нуждались в инженерных кадрах. Вот так наша гимназия и появилась. Сначала был совершен замечательный рывок вперед, но потом начался экономический кризис и завод встал, инженеры оказались за бортом. И 75 процентов родителей наших детей, которые работали именно на этом заводе, посчитали: «Такое направление гимназии уже не нужно».

По заказу общества мы стали многопрофильным лицеем. Так определился наш педагогический поиск. С самого начала мы тесно сотрудничаем с академиком РАО Л.И. Новиковой и ее школой. А ее научная работа – создание воспитательных систем.

В начале 90-х много говорили о том, что воспитание – не дело школы. Действительно, что должен делать классный руководитель? Проверять тетради, вести классные журналы, организовывать собрания родителей… Таким было тогдашнее настроение. Мы же принципиально не согласились с такой постановкой вопроса и упорно работали над созданием своей воспитательной системы.

Изюминкой нашей работы стало объединение поиска в области гуманистической воспитательной системы, с одной стороны, и разработки модели школы здоровья – с другой. Мы – «школа педагогического поиска».

– Когда школа становится ищущей, инновационной, меняется ли что-то в управленческой работе?

– Я начинал директором обычной массовой школы, потом 10 лет проработал директором интерната. Думаю, что само название учреждения определяет стиль работы руководителя и те проблемы, которые у него возникают. У меня в интернате находилось более 600 детей. Это был едва ли не самый большой интернат в России. Каждый день этих ребят надо кормить, поить, одевать, учить… Представить подобный объем работы может только тот, кто работал в такой системе.

Есть, конечно, общие задачи для любого директора – хозяйство, связи с общественностью. Но директор инновационной школы должен обязательно поддерживать в своем коллективе желание соединять теорию с практикой. Если этим не заниматься, долго учебное заведение не продержится. И конечно, надо постоянно общаться с вузами.

Мы работаем по договорам с пятью вузами. У нас существует связь по линии «директор – ректор», «заместитель директора – декан», «учителя – соответствующие кафедры». Вместе с вузами мы разрабатываем содержание образования, создаем систему дополнительного образования для ребенка в рамках тех курсов, которые согласовываем с высшей школой. Нельзя сегодня работать школе без вузов, да и детям это интересно.

– Должен ли директор прикладывать особые усилия, чтобы мотивировать педагогов на творческую, инновационную работу?

– Не зря существует поговорка, что короля делает свита. Убежден, что директор школы – это та команда, с которой он проживает вместе каждый день. И мой плюс (при всех моих минусах) состоит в том, что я сумел сплотить под крышей лицея очень разных людей. Почти весь коллектив – женский. А все женщины – существа ранимые, чувствительные. Но тем не менее мы все практически с первого дня работаем вместе. И сейчас мы понимаем друг друга с полуслова.

Ловлю себя на мысли, что многое делаю на интуитивном уровне. Мне кажется абсолютно неверным утверждение, что педагогика – это наука. Скорее педагогика – это искусство плюс интуиция, а педагог – артист. В нашем коллективе есть учителя, у которых нет специального педагогического образования, но которых я принимал на работу потому, что они умеют ладить с детьми. Ведь можно получить диплом учителя, но не быть педагогом в душе. Учительство – это способность сочувствовать, сопереживать, быть милосердным и справедливым. Поэтому если поставить процесс преподавания на чистую технологию, не принимать во внимание отношения с людьми, ничего не выйдет.

Сегодня я занимаюсь тем, что пытаюсь создать максимально комфортные условия для учителей и творческую атмосферу для детей, чтобы удержать на плаву школу, чтобы не развалилось все созданное. А для этого нужны уже менеджерские качества. Сочетание таких качеств с интуицией – это, наверное, и есть секрет директора школы. Так что я не лидер, я просто работаю. И вокруг меня собираются люди, которые тоже хотят работать. Бывает, разумеется, что я на чем-то настаиваю, и довольно жестко. Но мгновенно мелькает мысль: «Что же я делаю! Ведь эти люди за копейки работают! И за столько отвечают…»

– На ваш взгляд, без чего сегодня не выжить руководителю школы?

– Вопрос на засыпку... Во-первых, всегда надо знать, на каких законных или незаконных основаниях ты что-либо делаешь. К сожалению, сегодня ситуация с этим сложная. Буквально сразу после победы в региональном этапе конкурса пришли пожарники и сказали, что я не выполнил их предписания (а предписали они работ на полмиллиона рублей). Насколько это правомерно? Это надо знать.

Второе. Необходимо понимать, насколько все то, что делается в твоей школе, нужно детям, родителям. Без мониторинга, без изучения мнений жить нельзя. Ведь родители сегодня требуют от школы очень многого. Найти разумный баланс между требованиями родителей и возможностями педагогов – одна из главнейших задач директорского корпуса. В нашей школе прекрасные родители и чудесный родительский комитет. Без него я вообще ничего бы никогда не сделал. Но ведь такое положение дел сложилось не сразу. Мы работали над этим много лет.

Третья важная вещь – это финансовая самостоятельность школы. Из 30 лет работы 25 лет я работаю только со своей бухгалтерией. Денег на организацию бухгалтерии директор не получает никаких. Кадры для школьной бухгалтерии не готовят нигде. Зачем, в частности, я иду на это? У нас существуют платные образовательные услуги, и школа получает немалые деньги. Таким образом я защищаю людей социально: учителя, не отходя от рабочего места, имеют возможность подработать. И благодаря своей бухгалтерии я могу правильно оформить спонсорскую помощь физических и юридических лиц… Есть у нас и благотворительный фонд школы: 100 рублей в месяц на школу. И 70–80 процентов родителей дают эти деньги. Так что директор вынужден держать свою бухгалтерию. В прошлом учебном году потрачено на ремонт лицея и приобретение необходимого оборудования в три-четыре раза больше, чем дал бюджет. Где без собственной бухгалтерии и четкой организации такой работы я взял бы эти деньги?

Вот, пожалуй, основная головная боль директора школы. Хотя, конечно, проблем гораздо больше. Это просто основа. То, без чего хорошей школы не построить.

  
В школьном КВНе любят участвовать все. И учащиеся, и педагоги.

– Можете ли вы сказать, чего не хватает школе сегодня?

– Знаете, в один из выходных дней уехал я за город и пошел на охоту. Была чудесная погода, солнце. И я вдруг подумал о том, что мы все в России живем сегодняшним днем, у нас нет ощущения перспективы.

Мы в лицее живем надеждой, что своей работой заложили крепкий фундамент школы и потому у лицея есть будущее. Но очень многое зависит от общей ситуации.

Я убежден, что если бы директорам дали в школах больше свободы, то они сумели бы сделать по-настоящему интересные учебные заведения, смогли заработать деньги для школы, вдохновить детей и учителей на поиск, на творчество. Пока же с нас очень много спрашивают, но ничего не дают. Если ситуация переменится, все от этого только выиграют.


Директор глазами коллег

Заместитель директора по научно-методической работе Светлана Викторовна КУЛЕВА:

– Я проработала вместе с Анатолием Васильевичем 15 лет и считаю, что первое и главное его достоинство как руководителя в том, что в нашей школе сформирован стабильный педагогический коллектив со здоровой психологической атмосферой. Директор поддерживает такие отношения в коллективе, что мы все чувствуем ответственность друг за друга. Любой женский коллектив (а у нас в школе он такой) – это всегда фактор конфликтов, повышенных эмоциональных тонов. У нас же педагоги чувствуют, что все происходящее в стенах школы является их заслугой, и если они за что-то берутся, то берутся все вместе, не завидуя друг другу. Любая инициатива у нас – не прерогатива администрации. Учителя знают, что любое разумное предложение будет поддержано всеми.
Второе. Директор всегда предоставляет нам возможность повышать профессиональную категорию. Он создает такие условия, что у человека возникает стремление к профессиональному росту. При этом конечным результатом роста является не количество методических разработок на столе и новых книжек в кабинете, а то, насколько важно и нужно детям все происходящее на уроках этого учителя.
Третье. Директор в нашей школе старается воспитывать в детях уважение к слову «учитель». Он убежден, что для ребенка учитель – это человек, с которого можно и нужно брать пример. Сегодня учитель частенько выглядит в глазах ученика и его родителей неуспешным человеком, потому что оценкой успешности стали выступать деньги. А какая у педагога зарплата?.. Школе сейчас приходится прикладывать большие усилия, чтобы это отношение изменить.
И наконец, четвертое. Руководитель безусловно должен обладать лидерскими качествами. Улавливать оттенки отношений в коллективе, думаю, может только настоящий лидер. Наш директор – именно такой. Кстати, в этом году у него уже 30 лет директорского стажа!

Школьные ценности

Заместитель директора по воспитательной работе Светлана Анатольевна КОЛОБОВА:

– Мы считаем, что наш лицей дает обществу некую модель ценностных отношений. Директор стремится включить всех педагогов в инновационную деятельность, помочь каждому учителю в его личностном росте – это большая заслуга.
Мы открыты всему новому, постоянно общаемся с интересными учителями, ездим, учимся. Проводим семинары у себя в лицее. Оттого что мы всегда искали что-то новое, пытались внедрить новые методики, получилась интересная картина. Год за годом лицей набирал обороты в разных направлениях своей деятельности. И теперь к нам приходят и сельские руководители, и завучи, и директора городских школ. Единственное, что нас несколько настораживает сегодня, – это политика модернизации в сфере образования. Возникает ощущение, что творчества в школах становится меньше и инновационная деятельность затухает. За последние пять лет какого-то качественного скачка в этой деятельности не наблюдается.
А многое из того, что мы делаем и придумываем у себя в школе, происходит благодаря нашим ученикам. Мы видим: они вырастают свободными, творческими, тонко чувствующими людьми, потому что воспитаны в атмосфере добра, взаимопомощи и взаимоуважения. Наверное, поэтому мы продолжаем двигаться вперед.

Подготовила Яна Сартан

 

Рейтинг@Mail.ru