Модульное расписание
Составление школьного расписания
– дело хлопотное и ответственное. Учесть
пожелания учителей, возможности детей, претензии
родителей – у любого директора и его заместителя
голова идет кругом. А тут еще со всех сторон
твердят о рациональной организации учебного
процесса, сохранении здоровья детей...
Одна из московских школ делится
сегодня опытом составления расписания. Этот
вариант требует от администрации серьезной
работы, но зато удовлетворяет многие требования.
В наши дни, при имеющейся возможности
инновационной деятельности, изменения набора
предметов и введения новых дисциплин, включаемых
в учебный план школы, а также изменения
количества часов на изучение традиционных
курсов за счет регионального и школьного
компонентов примерного базисного учебного плана
возникает опасность перегрузки учащихся,
особенно в школах с углубленным изучением того
или иного предмета.
Возникает проблема поиска
научно-обоснованных путей и средств повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса.
Ее решение находится в зависимости от целого
ряда общедидактических, методических,
психолого-педагогических,
санитарно-гигиенических, медицинских и других
условий.
Весь узел сложнейших условий,
направлений, проблем учебно-воспитательной
работы должен быть отражен в основном
организационном документе – расписании занятий.
В нашей школе эта проблема решена с
помощью модульного подхода к составлению
расписания, который мы практикуем уже около 10
лет. Такой подход позволяет:
• снизить многопредметность в течение
дня и недели;
• повысить частотность уроков по предмету в
течение дня и недели;
• равномерно распределить часы развивающих
предметов в течение всей недели, устные и
письменные дисциплины чередовать в течение дня;
• учитывать медико-психологические
рекомендации для отдельных параллелей классов;
• проводить спаренные уроки;
• учитывать пожелания учителей о режиме их
работы.
Рассмотрим некоторые аспекты решения
этих требований в нашей школе. Расписанием в
средней и старшей школе предусмотрены спаренные
уроки, которые предоставляют достаточно времени
для погружения и углубления учащихся в учебный
предмет, который (в свою очередь) строится на
обучении школьников самостоятельно добывать
знания, сопоставлять, сравнивать и делать выводы,
развивать свободное творчество, создавать
благоприятный психологический климат,
формировать совместные рабочие группы для
делового сотрудничества.
Спаренные уроки позволяют снизить
многопредметность в течение дня и недели, что в
свою очередь облегчает подготовку домашнего
задания, сокращает его объем пропорционально
количеству пар в день, повышает частоту опроса и
качество знаний, и высвобождает время учащихся
для оздоровления, расширения кругозора,
повышения культурного уровня, а также делает
возможным для учителя основную часть учебного
процесса посвятить групповой и индивидуальной
работе. Исходя из этих преимуществ,
преподаватель больше времени может уделить
одаренным и слабым учащимся.
Валеологическая служба во главе с
врачом-гигиенистом – профессором Н.Н. Куинджи
на материале исследований в нашей школе
доказала, что не все предметы являются для
различных возрастных групп детей одинаково
трудными. Например, в 5-х классах трудные предметы
– это русский язык, математика, иностранный язык;
в 7-х классах – физика, история, химия, русский
язык; в 10-х – химия, физика, математика,
информатика. Исходя из этого, при составлении
расписания в средней и старшей школе
перечисленные предметы распределяются теперь
более равномерно, что позволяет ускорить
адаптацию этих возрастных групп учащихся к новым
и трудным предметам, а преподавателю – работать
в течение недели с классами одной или двух
параллелей и одной или двумя возрастными
группами, т.е. качественнее готовиться и
эффективнее проводить урок. Основным принципом в
модульном подходе к составлению расписания
стало составление расписания по неделе А и
неделе Б.
Рассмотрим методику составления
расписания на примере 7-х классов.
Например:
Таким образом составляется модуль по
каждой параллели и профильным классам. После
этого расписывается недельная нагрузка каждого
преподавателя по неделе А и неделе Б, исходя из
классов, в которых он преподает.
Как видно из примера, создаются
профильные блоки по гуманитарному и
физико-математическому циклам. Такое
чередование снижает многопредметность,
утомляемость и заболеваемость учащихся и
учителей, значительно экономит учебное время.
Мы также стараемся учитывать и те
данные исследований, которые свидетельствуют,
что не каждый день недели является продуктивным
для школьника в смысле усваиваемости знаний. И
составляем расписание таким образом, чтобы в
понедельник, среду и пятницу дети изучали более
легкие дисциплины, а во вторник и четверг
нагрузка повышалась за счет сложных предметов, а
также проведения контрольных, зачетов и т.д.
Получается, что наши дети не ломают себя, а
работают в том режиме, в котором могут, и
достигают хороших результатов.
Средством снижения напряженности в
нашей школе является сочетание учебного и
каникулярного времени. На протяжении первого
полугодия 5 учебных недель чередуются с неделей
отдыха, а во втором полугодии – недельные
каникулы наступают через 6 учебных недель.
Кстати, отдел гигиены, обучения и воспитания НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков
НЦЗД РАМН отдает предпочтение этому варианту,
как снижающему накопление утомляемости. В итоге
учащиеся нашей школы имеют возможность отдыхать
в течение учебного года больше, нежели в обычных
школах со стандартными каникулами.
Данная система составления расписания
полностью отвечает главным принципам управления
учебно-воспитательным процессом – научности,
оптимальности и эффективности. Модульный подход
к составлению расписания помогает созданию
гибких моделей образовательного процесса с
учетом особенностей каждой школы, адаптивных
условий для получения каждым школьником
полноценного среднего образования, а также
углубления знаний в том или ином направлении на
базе четкого учебного расписания.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Fashion Falcon». На сайте компании, расположенном по адресу http://www.fashionfalcone.ru, Вы найдете богатый ассортимент колготок, чулков, гольфов и носков. «Fashion Falcon» также занимается продажей детских колготок оптом. На сайте широко представлены товары таких брендов, как Mura и Meri.
Элеонора Задонская,
зам. директора школы-лаборатории № 1079, г. Москва
|