Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2004


Опыт

Модульное расписание

Составление школьного расписания – дело хлопотное и ответственное. Учесть пожелания учителей, возможности детей, претензии родителей – у любого директора и его заместителя голова идет кругом. А тут еще со всех сторон твердят о рациональной организации учебного процесса, сохранении здоровья детей...

Одна из московских школ делится сегодня опытом составления расписания. Этот вариант требует от администрации серьезной работы, но зато удовлетворяет многие требования.

В наши дни, при имеющейся возможности инновационной деятельности, изменения набора предметов и введения новых дисциплин, включаемых в учебный план школы, а также изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет регионального и школьного компонентов примерного базисного учебного плана возникает опасность перегрузки учащихся, особенно в школах с углубленным изучением того или иного предмета.

Возникает проблема поиска научно-обоснованных путей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Ее решение находится в зависимости от целого ряда общедидактических, методических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, медицинских и других условий.

Весь узел сложнейших условий, направлений, проблем учебно-воспитательной работы должен быть отражен в основном организационном документе – расписании занятий.

В нашей школе эта проблема решена с помощью модульного подхода к составлению расписания, который мы практикуем уже около 10 лет. Такой подход позволяет:

• снизить многопредметность в течение дня и недели;
• повысить частотность уроков по предмету в течение дня и недели;
• равномерно распределить часы развивающих предметов в течение всей недели, устные и письменные дисциплины чередовать в течение дня;
• учитывать медико-психологические рекомендации для отдельных параллелей классов;
• проводить спаренные уроки;
• учитывать пожелания учителей о режиме их работы.

Рассмотрим некоторые аспекты решения этих требований в нашей школе. Расписанием в средней и старшей школе предусмотрены спаренные уроки, которые предоставляют достаточно времени для погружения и углубления учащихся в учебный предмет, который (в свою очередь) строится на обучении школьников самостоятельно добывать знания, сопоставлять, сравнивать и делать выводы, развивать свободное творчество, создавать благоприятный психологический климат, формировать совместные рабочие группы для делового сотрудничества.

Спаренные уроки позволяют снизить многопредметность в течение дня и недели, что в свою очередь облегчает подготовку домашнего задания, сокращает его объем пропорционально количеству пар в день, повышает частоту опроса и качество знаний, и высвобождает время учащихся для оздоровления, расширения кругозора, повышения культурного уровня, а также делает возможным для учителя основную часть учебного процесса посвятить групповой и индивидуальной работе. Исходя из этих преимуществ, преподаватель больше времени может уделить одаренным и слабым учащимся.

Валеологическая служба во главе с врачом-гигиенистом – профессором Н.Н. Куинджи на материале исследований в нашей школе доказала, что не все предметы являются для различных возрастных групп детей одинаково трудными. Например, в 5-х классах трудные предметы – это русский язык, математика, иностранный язык; в 7-х классах – физика, история, химия, русский язык; в 10-х – химия, физика, математика, информатика. Исходя из этого, при составлении расписания в средней и старшей школе перечисленные предметы распределяются теперь более равномерно, что позволяет ускорить адаптацию этих возрастных групп учащихся к новым и трудным предметам, а преподавателю – работать в течение недели с классами одной или двух параллелей и одной или двумя возрастными группами, т.е. качественнее готовиться и эффективнее проводить урок. Основным принципом в модульном подходе к составлению расписания стало составление расписания по неделе А и неделе Б.

Рассмотрим методику составления расписания на примере 7-х классов.

Например:

Пример учебной нагрузки

Таким образом составляется модуль по каждой параллели и профильным классам. После этого расписывается недельная нагрузка каждого преподавателя по неделе А и неделе Б, исходя из классов, в которых он преподает.

Как видно из примера, создаются профильные блоки по гуманитарному и физико-математическому циклам. Такое чередование снижает многопредметность, утомляемость и заболеваемость учащихся и учителей, значительно экономит учебное время.

Мы также стараемся учитывать и те данные исследований, которые свидетельствуют, что не каждый день недели является продуктивным для школьника в смысле усваиваемости знаний. И составляем расписание таким образом, чтобы в понедельник, среду и пятницу дети изучали более легкие дисциплины, а во вторник и четверг нагрузка повышалась за счет сложных предметов, а также проведения контрольных, зачетов и т.д. Получается, что наши дети не ломают себя, а работают в том режиме, в котором могут, и достигают хороших результатов.

Средством снижения напряженности в нашей школе является сочетание учебного и каникулярного времени. На протяжении первого полугодия 5 учебных недель чередуются с неделей отдыха, а во втором полугодии – недельные каникулы наступают через 6 учебных недель. Кстати, отдел гигиены, обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отдает предпочтение этому варианту, как снижающему накопление утомляемости. В итоге учащиеся нашей школы имеют возможность отдыхать в течение учебного года больше, нежели в обычных школах со стандартными каникулами.

Данная система составления расписания полностью отвечает главным принципам управления учебно-воспитательным процессом – научности, оптимальности и эффективности. Модульный подход к составлению расписания помогает созданию гибких моделей образовательного процесса с учетом особенностей каждой школы, адаптивных условий для получения каждым школьником полноценного среднего образования, а также углубления знаний в том или ином направлении на базе четкого учебного расписания.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Fashion Falcon». На сайте компании, расположенном по адресу http://www.fashionfalcone.ru, Вы найдете богатый ассортимент колготок, чулков, гольфов и носков. «Fashion Falcon» также занимается продажей детских колготок оптом. На сайте широко представлены товары таких брендов, как Mura и Meri.

Элеонора Задонская,
зам. директора школы-лаборатории № 1079, г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru