Первая международная
научно-практическая конференция «Тенденции
развития образования: проблемы управления»,
состоявшаяся в столице в феврале, изобиловала
громкими именами чиновников, экономистов,
педагогов… На пленарных заседаниях, малых
пленумах и тематических секциях обсуждались
актуальные вопросы.
· Каковы перспективы привлечения (включения)
в процессы управления образовательными
системами потребителей образовательной услуги
на уровне федерации, региона, образовательного
учреждения?
· В какой степени новые формы контроля уровня
учебных достижений школьников (международные
исследования, ЕГЭ и т. д.) могут повлиять на
изменение системы управления образовательными
системами?
· Каких изменений в управлении образованием
требует переориентация системы образования на
работу в логике компетентностного подхода?
· Как могут отразиться на системе управления
такие нововведения, как старшая профильная
школа, единый государственный экзамен, новый
финансовый механизм?
· Как меняется управление образованием в
условиях реализации сетевого подхода?
По приглашению Центра изучения
образовательной политики Московской высшей
школы социальных и экономических наук (одного из
организаторов) обозреватель газеты «Управление
школой»
побывал на этом мероприятии. Начиная с данного
выпуска «УШ», вы сможете знакомиться с
публикациями, героями которых стали участники
конференции.
Профессия – директор
Назначение на должность дирек-тора
школы – дань уважения, отданная годам
педагогической практики. На этом фоне как
кощунство была воспринята пришедшая с Запада
мысль о том, что управленческие знания –
единственно необходимые в этой работе.
Руководство школой или клиникой, детским садом
или салоном красоты, – законы рынка едины для
всех, а потому един и профессиональный багаж:
директор – не должность, а профессия, которой
следует учиться, как любой другой.
Новый тип руководителя
В Казахстане определенной политики по
подготовке менеджеров образования на
государственном уровне не прослеживается, хотя
мировой опыт республике пришелся по душе давно.
Инициатива пошла снизу: Казахский национальный
университет им. аль-Фараби на базе кафедры общей
и этнической педагогики открыл магистратуру, в
которой в отдельную специализацию выделился
«менеджмент в области среднего и высшего
образования».
Соединить теорию и практику в подготовке
менеджеров образования – главная задача
– Мы, конечно, понимаем, что у директора школы
должны быть определенные личностные качества, –
объясняет доцент кафедры Айгуль БУЛАТБАЕВА. – Но
проведенные среди директоров социологические
опросы показали: войдя в состав школьной
администрации, люди ощутили острую нехватку
знаний по теории менеджмента. Им пришлось пройти
трудный путь проб и ошибок, много времени
затратить на самообразование, самовоспитание.
В рамках нашего проекта менеджер – это новый
тип руководителя. Его характерная черта –
наличие базового управленческого образования.
Педагогическое сообщество переживает
потребность в таких кадрах. Пусть поневоле, но
менталитет изменяется, а это одно из условий
реформирования образовательной системы.
Подготовкой менеджеров в области образования
целенаправленно в Казахстане никто не занимался.
Тенденции наметились во многом благодаря
университету им. аль-Фараби. Это классический
университет, в нем 14 факультетов. Его сотрудники
решили взять на себя миссию по «взращиванию»
менеджеров для образования после того, как
поняли, что подготовка руководителей
осуществлялась лишь через институты повышения
квалификации – другими словами, шла даже не
подготовка, а переподготовка. Проанализировав
опыт ведущих стран, в том числе стран ближнего
зарубежья, в Казахстане поняли, что модель
обучения менеджеров образования уже есть. Пришла
пора адаптировать ее под условия и нужды
республики.
Иди туда – не знаю куда
С вопросом: какой должна быть система базовой
подготовки? – пришли и первые проблемы.
Во-первых, оказались слабо разработаны цели
подготовки. Страсть к масштабным формулировкам
обернулась боком: иди туда – не знаю куда. К
слову, подобным «недугом» страдают госстандарты
и квалификационные характеристики.
Во-вторых, не хватает специалистов для ведения
спецкурсов.
После успешной сдачи экзаменов по философии,
иностранному языку и основному предмету и
прохождения собеседования с участием
практикующих директоров зачисленным в
магистратуру преподаются общепрофессиональные
предметы, социально-гуманитарные и дисциплины
специализации. Освоение специальности ведется
по блокам: «Актуальные проблемы реформирования
системы образования Республики Казахстан»,
«Современные образовательные технологии»,
«Основы теории и практики менеджмента»,
«Педагогический менеджмент в средних и высших
учебных заведениях, современные концепции
управления образовательными системами».
Преподавателей, хорошо знакомых с
образовательной политикой, мало. Этот курс
нуждается в серьезном совершенствовании. Правда,
грантовая поддержка фонда «Сорос–Казахстан»
позволила провести обучение в Московской высшей
школе социальных и экономических наук. Лекции по
правовым основам и экономике образования читают
привлеченные специалисты с кафедр самого
университета. На курс «Педагогический
менеджмент…» приглашают руководителей школ,
департаментов, вузов. Заключен договор с
Казахской академией образования.
Шаги
Пытаясь уберечь директоров школ от проб и
ошибок, авторы проекта сами не избежали
подобного пути. Что ж поделаешь, если в
Казахстане опыта почти нет. Попыткой получить
его стала международная конференция. Активно
искали возможность взаимодействия науки и
практики для развития системы подготовки
менеджеров в сфере образования. Общий язык
находился не всегда. Расхождения касались и
содержания и методики преподавания: в частности,
было отмечено недовольство тем, что знания
даются теоретизированные. В такой ситуации,
когда директора школ не умеют общаться с
представителями средств массовой информации,
создавать сайты и другие информационные ресурсы
(а при тенденции к общественному управлению
школой это необходимо) одна теория не поможет.
Также на «круглых столах» конференции пытались
выделить основные функции, специфику
деятельности менеджера образования в
современных условиях. В первую очередь
магистранты заинтересованы в курсах по
экономике образования: ведь директор, путающий
«экономику» с «экономией» – нонсенс! Но подобный
горький курьез, к сожалению, имел место…
По итогам конференции в Министерство
образования республики было отослано
предложение: если раньше «менеджмент» в
классификаторе относился к сфере экономики, то
специализацию «менеджер образования»
необходимо отнести к образованию.
Предложили участники и разработать конкретные
квалификационные требования по видам
подготовки, включая педагогические и
экономические аспекты.
– Мы хотели бы получить определенные
квалификационные характеристики для менеджера в
сфере среднего образования, менеджера в сфере
высшего профобразования… – говорит Айгуль
Булатбаева. – И нужны экономические расчеты
подготовки: во сколько это реально обойдется
государству. Если хотим вести подготовку на
мировом уровне, финансирование значительно
вырастет. Сейчас государство финансирует 25 мест
(15 – на казахском отделении с обучением на
национальном языке, 10 – на русском).
У нас есть президентская программа «Болашак». С
ее помощью одаренная молодежь учится в лучших
вузах мира, обучение идет по разным
специальностям. А подготовкой менеджеров
образования «Болашак» не занимается. Мы
попытаемся лоббировать «менеджера в
образовании», так как, по соглашению сторон,
выпускник остается работать в республике, а не на
стороне.
В стадии разработки и нормативная база
подготовки.
Проект не во всем опирается на содержание
реформ в республике: авторы проекта определяют
его как глубокое ознакомление с «вечными»
функциями менеджеров, то есть с тем, что каждого
ждет в повседневной работе. В планах
многоуровневая, многопрофильная система
обучения. Ее задача – в дальнейшем послужить
основой эффективной управленческой
деятельности, будь то шумная столичная гимназия
или крохотная школа на сельской окраине.
Инна АЛЕЙНИКОВА
|