Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2004


Кадры

Первая международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: проблемы управления», состоявшаяся в столице в феврале, изобиловала громкими именами чиновников, экономистов, педагогов… На пленарных заседаниях, малых пленумах и тематических секциях обсуждались актуальные вопросы.
· Каковы перспективы привлечения (включения) в процессы управления образовательными системами потребителей образовательной услуги на уровне федерации, региона, образовательного учреждения?
· В какой степени новые формы контроля уровня учебных достижений школьников (международные исследования, ЕГЭ и т. д.) могут повлиять на изменение системы управления образовательными системами?
· Каких изменений в управлении образованием требует переориентация системы образования на работу в логике компетентностного подхода?
· Как могут отразиться на системе управления такие нововведения, как старшая профильная школа, единый государственный экзамен, новый финансовый механизм?
· Как меняется управление образованием в условиях реализации сетевого подхода?
По приглашению Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук (одного из организаторов) обозреватель газеты «Управление школой»
побывал на этом мероприятии. Начиная с данного выпуска «УШ», вы сможете знакомиться с публикациями, героями которых стали участники конференции.

Профессия – директор

Назначение на должность дирек-тора школы – дань уважения, отданная годам педагогической практики. На этом фоне как кощунство была воспринята пришедшая с Запада мысль о том, что управленческие знания – единственно необходимые в этой работе. Руководство школой или клиникой, детским садом или салоном красоты, – законы рынка едины для всех, а потому един и профессиональный багаж: директор – не должность, а профессия, которой следует учиться, как любой другой.

Новый тип руководителя

В Казахстане определенной политики по подготовке менеджеров образования на государственном уровне не прослеживается, хотя мировой опыт республике пришелся по душе давно. Инициатива пошла снизу: Казахский национальный университет им. аль-Фараби на базе кафедры общей и этнической педагогики открыл магистратуру, в которой в отдельную специализацию выделился «менеджмент в области среднего и высшего образования».


Соединить теорию и практику в подготовке менеджеров образования – главная задача

– Мы, конечно, понимаем, что у директора школы должны быть определенные личностные качества, – объясняет доцент кафедры Айгуль БУЛАТБАЕВА. – Но проведенные среди директоров социологические опросы показали: войдя в состав школьной администрации, люди ощутили острую нехватку знаний по теории менеджмента. Им пришлось пройти трудный путь проб и ошибок, много времени затратить на самообразование, самовоспитание.

В рамках нашего проекта менеджер – это новый тип руководителя. Его характерная черта – наличие базового управленческого образования. Педагогическое сообщество переживает потребность в таких кадрах. Пусть поневоле, но менталитет изменяется, а это одно из условий реформирования образовательной системы.

Подготовкой менеджеров в области образования целенаправленно в Казахстане никто не занимался. Тенденции наметились во многом благодаря университету им. аль-Фараби. Это классический университет, в нем 14 факультетов. Его сотрудники решили взять на себя миссию по «взращиванию» менеджеров для образования после того, как поняли, что подготовка руководителей осуществлялась лишь через институты повышения квалификации – другими словами, шла даже не подготовка, а переподготовка. Проанализировав опыт ведущих стран, в том числе стран ближнего зарубежья, в Казахстане поняли, что модель обучения менеджеров образования уже есть. Пришла пора адаптировать ее под условия и нужды республики.

Иди туда – не знаю куда

С вопросом: какой должна быть система базовой подготовки? – пришли и первые проблемы.

Во-первых, оказались слабо разработаны цели подготовки. Страсть к масштабным формулировкам обернулась боком: иди туда – не знаю куда. К слову, подобным «недугом» страдают госстандарты и квалификационные характеристики.

Во-вторых, не хватает специалистов для ведения спецкурсов.

После успешной сдачи экзаменов по философии, иностранному языку и основному предмету и прохождения собеседования с участием практикующих директоров зачисленным в магистратуру преподаются общепрофессиональные предметы, социально-гуманитарные и дисциплины специализации. Освоение специальности ведется по блокам: «Актуальные проблемы реформирования системы образования Республики Казахстан», «Современные образовательные технологии», «Основы теории и практики менеджмента», «Педагогический менеджмент в средних и высших учебных заведениях, современные концепции управления образовательными системами».

Преподавателей, хорошо знакомых с образовательной политикой, мало. Этот курс нуждается в серьезном совершенствовании. Правда, грантовая поддержка фонда «Сорос–Казахстан» позволила провести обучение в Московской высшей школе социальных и экономических наук. Лекции по правовым основам и экономике образования читают привлеченные специалисты с кафедр самого университета. На курс «Педагогический менеджмент…» приглашают руководителей школ, департаментов, вузов. Заключен договор с Казахской академией образования.

Шаги

Пытаясь уберечь директоров школ от проб и ошибок, авторы проекта сами не избежали подобного пути. Что ж поделаешь, если в Казахстане опыта почти нет. Попыткой получить его стала международная конференция. Активно искали возможность взаимодействия науки и практики для развития системы подготовки менеджеров в сфере образования. Общий язык находился не всегда. Расхождения касались и содержания и методики преподавания: в частности, было отмечено недовольство тем, что знания даются теоретизированные. В такой ситуации, когда директора школ не умеют общаться с представителями средств массовой информации, создавать сайты и другие информационные ресурсы (а при тенденции к общественному управлению школой это необходимо) одна теория не поможет.

Также на «круглых столах» конференции пытались выделить основные функции, специфику деятельности менеджера образования в современных условиях. В первую очередь магистранты заинтересованы в курсах по экономике образования: ведь директор, путающий «экономику» с «экономией» – нонсенс! Но подобный горький курьез, к сожалению, имел место…

По итогам конференции в Министерство образования республики было отослано предложение: если раньше «менеджмент» в классификаторе относился к сфере экономики, то специализацию «менеджер образования» необходимо отнести к образованию.

Предложили участники и разработать конкретные квалификационные требования по видам подготовки, включая педагогические и экономические аспекты.

– Мы хотели бы получить определенные квалификационные характеристики для менеджера в сфере среднего образования, менеджера в сфере высшего профобразования… – говорит Айгуль Булатбаева. – И нужны экономические расчеты подготовки: во сколько это реально обойдется государству. Если хотим вести подготовку на мировом уровне, финансирование значительно вырастет. Сейчас государство финансирует 25 мест (15 – на казахском отделении с обучением на национальном языке, 10 – на русском).

У нас есть президентская программа «Болашак». С ее помощью одаренная молодежь учится в лучших вузах мира, обучение идет по разным специальностям. А подготовкой менеджеров образования «Болашак» не занимается. Мы попытаемся лоббировать «менеджера в образовании», так как, по соглашению сторон, выпускник остается работать в республике, а не на стороне.

В стадии разработки и нормативная база подготовки.

Проект не во всем опирается на содержание реформ в республике: авторы проекта определяют его как глубокое ознакомление с «вечными» функциями менеджеров, то есть с тем, что каждого ждет в повседневной работе. В планах многоуровневая, многопрофильная система обучения. Ее задача – в дальнейшем послужить основой эффективной управленческой деятельности, будь то шумная столичная гимназия или крохотная школа на сельской окраине.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru