Большая дидактика и 1000
мелочей
Окончание. Начало статьи в
№ 6/2004
Минимум записей –
максимум ясности
Что может изменить дидактика,
обращенная не только к наукам, но и к детям? И как
возникающие дидактические перемены выглядят с
точки зрения директора, его понимания
происходящего в обучении?
В той разработке системы уроков,
которая представлена в книге «Большая дидактика
и 1000 мелочей», мы показываем, что учебный процесс
может иметь такую организацию, когда каждый шаг
учителя – при необходимости – подвергается
методической коррекции без всяких
дополнительных документов, а по обычному
рабочему классному журналу.
При использовании предлагаемой
системы четко представляются действия учителя
по ходу изучения любого курса. Причем отражаются,
то есть фиксируются, все шаги ученика и учителя
только в ежеурочном документе – в классном
журнале – и сразу по ходу урока, в присутствии
заинтересованных учащихся. Обоснованность
оценок и провоцируется, и поощряется
добровольным желанием аттестуемых
зафиксировать свои текущие успехи в журнале. За
учеником остается право или согласиться на новые
попытки демонстрации своих знаний, или на
временный пробел в клеточке оценок, который, как
всякий пробел, подлежит ликвидации.
Учителю такая система может помочь
снять у ученика внутреннее напряжение от
неудачных попыток и постепенно наращивать успех.
Систематизация процесса ведения уроков проста, а
оценка за работу ученика соответствует тому
уровню знаний, которым оперировали на данном
занятии. Поэтому никаких лишних записей, кроме
тех что естественно возникают в ходе работы на
уроке, наша система не требует. В то же время
оценки в журнале не фикция: это и яркий
показатель количества привлеченных к работе
учеников, и градация степени их участия, их
личного вклада в процесс приобретения знаний.
Это точные индексы-показатели работы учителя и
его учащихся.
Оценка и обратная
связь
В отличие от трактовки традиционных
цифр-отметок, которые пытались отразить
«примерно», «сколько» знает данный ученик (если 3
– то маловато, 4 – побольше, а 5 – достаточно),
наши отметки отражают другое, более точное
представление об ученике и его возможностях по
данному учебному предмету.
Если стоит 3, это
значит, что его знания ограничиваются
обязательным минимумом, они на этом уровне есть и
их достаточно. Если стоит 4, то данный ученик
прочно и широко владеет полученными знаниями, он
хорошо эрудирован. Оценку 5 может иметь только
тот ученик, у которого – при широких и прочных
знаниях и эрудированности – сформирован
творческий подход к данному предмету, он умеет
нестандартно мыслить и действовать в пределах
своей эрудированности. Таких отличников всегда
было и всегда будет немного, но знающих школьный
курс хорошо должно быть большинство.
Система контроля вытекает из системы
подачи материала. Каждая тема предлагается,
рассматривается и изучается с трех точек зрения:
– творчески объемно и занимательно;
– по профессиональному минимуму
предмета;
– в ее связях с другими предметами, а
также с интересами и возможностями учащихся.
Обратная связь с учениками
обеспечивается непрерывно: и как сигнал участия,
и для своевременной коррекции шагов ученика, и
для оценки качества этих шагов. Найдено время для
фронтальных проверок, позволяющих определить
уровень знаний, приобретаемых в ходе работы по
каждой теме. Психологическая и социальная
значимость контроля поднята в системе
максимально – от самоконтроля до контроля
государственного.
Пятиуровневый подход к организации
учебной работы на уроке позволяет составителям
программ и методических разработок четко
определить необходимое время для изучения
каждой темы курса. Время работы точно зависит от
той цели, с которой данная тема введена в курс.
Система позволяет не только
индивидуализировать помощь ученику и учителю, но
и контролировать результаты их деятельности
простым просмотром классного журнала. Таким
образом, классному журналу возвращается прежнее
значение – отражать каждый шаг и учителя, и
ученика, быть зеркалом их действий, более того –
фиксировать вехами (цифрами) текущий процесс.
Поучать или
научать?
На наш взгляд, сотрудничество в
учебном заведении возникает всегда, когда одни
собираются чему-то научиться, а другие готовы
этому научить.
Чему-то научиться, что-то узнать –
таков первый естественный и не всегда
осознаваемый порыв ребенка. А у учителя
профессионализм проявляется в постоянном
желании научить – не просто поучать, а именно
научить конкретного ребенка конкретным вещам.
(Как у врача – вылечить данного конкретного
больного). То есть потребность в сотрудничестве
должна возникать естественно.
В книге «Большая дидактика и 1000
мелочей» подробно излагается технология
осуществления такого сотрудничества. Эта
технология послужит педагогической науке, так
как будет способствовать еще и подключению семьи
к сотрудничеству со школой, к обсуждению и
смягчению извечного конфликта между отцами и
детьми. Не даст семье самоустраниться от помощи
школе в воспитании собственного ребенка. И у
школы поубавится ложного самомнения, исчезнет
представление о том, что в учебном процессе можно
обойтись без активной помощи со стороны семьи
или без акгивной помощи семье со стороны школы.
Закон
продуктивного сотрудничества
Можно сформулировать закон
продуктивного сотрудничества: это умение учить
другого и учиться у него.
Предполагалось, что у учителя можно
чему-то научиться, но почему-то забывалось, что и
педагогическая наука обогащается через
индивидуальный семейный, часто неосознаваемый
опыт.
Предлагаемая система ликвидирует
(хотя бы отчасти) этот пробел дидактики; в ней
найдены время, место и способы такого взаимного
обогащения. Педагог сможет не только хорошо
учить, но и непрерывно совершенствоваться как в
тонкостях своего предмета, так и в способах его
преподавания. При этом он с не меньшей тонкостью
будет постигать технологию сотрудничества с
самыми разными представителями рода
человеческого.
Субъективные качества педагога,
который будет применять рекомендуемую систему,
будут влиять на его работу, но в пределах
хорошего и лучшего; а к негативным результатам не
приведут, так как устойчивость системы
обеспечена обратной связью – коррекция
наступает как бы автоматически.
Можно утверждать, что полное и
серьезное освоение предлагаемой системы
позволит каждому педагогу стать специалистом
высокого класса.
Еще одно важное качество системы: ее
можно осваивать и внедрять по частям, постепенно
облегчая труд учителя. Таким образом, система
большой дидактики окажется лучшим помощником
каждому, кто хочет научиться хорошо учить.
***
Я сознательно сосредоточил внимание
на проблемах дидактических, педагогических,
профессиональных. Честно говоря, очень не
хочется становиться «главным завхозом» с
директорским окладом.
Став несколько лет назад директором
школы, я вижу, насколько осторожно приходится
двигаться директору на минном поле
педагогических проблем, сколь хрупка сегодня
жизнь школы. Вроде не до дидактических революций;
радуешься, когда удается укрепить авторитет
школы, опереться на ее традиции, поддержать веру
учителей в свои силы. Демонстрируя время от
времени и рекомендуя своим учителям возможности
разноуровневой системы, я рад, когда воплощаются
хотя бы отдельные элементы ее.
Но будем надеяться: за спадом
учительских сил снова последует подъем, да и то,
что трудно в одних местах, удается в других...
Михаил Адамский, директор школы № 397, г.
Санкт-Петербург
|