Школа здоровья: детям должно
быть комфортно
Снова мелькают в СМИ цифры:
«Только 10% детей оканчивают школу полностью
здоровыми». И в очередной раз все кивают в
сторону школы: «Довели, мол, детей, своими
нагрузками…» Школа же как умеет пытается
противостоять этим обвинениям. И даже добивается
успехов.
Сумки стали легче
О проекте «Школа, содействующая
здоровью», который реализуется в Юго-Западном
округе столицы, наша газета писала в № 3/2004.
Сегодня мы представляем одно из учебных
заведений, воплощающих программу в жизнь.
Школа № 46 вот уже два года
работает в рамках этого проекта. Начинали здесь с
опроса среди детей и родителей, пытаясь понять,
что, по их мнению, необходимо сделать в школе,
чтобы сохранить и улучшить здоровье ребят.
Некоторые пожелания администрация школы учла
сразу. И хотя, на первый взгляд, эти изменения
были несколько банальными, ученики и их родители
поняли, что их услышали. Например, были закуплены
в достаточном количестве новые удобные банкетки
для переодевания самых маленьких учеников.
Теперь детишки не толпятся вокруг одной
скамейки, а могут спокойно сесть, раздеться и
сложить свои вещи. Второй шаг касался школьного
портфеля. Не секрет, что дети, сгибаясь под
тяжестью сумки, носят каждый день от 5 до 7
учебников. Из школьной библиотеки в кабинеты
были выданы дополнительные учебники. Теперь
ученикам нет необходимости носить в школу книги
по основным предметам. Невероятно, но факт: это
уменьшило массу ученической сумки чуть ли не в
три раза!
Последующие шаги снова коснулись
начальной школы. В 1–4-х классах в программу
обучения были включены уроки здоровья. Программа
курса, специальные учебники и тетради для этой
дисциплины разработаны научным руководителем
проекта, доктором медицинских наук, профессором
Владимиром Касаткиным. Ребята знакомятся с
такими понятиями, как «сбалансированное
питание», «режим дня», в игровой форме – с
названиями витаминов. Для второклассников была
разработана специальная физкультминутка,
упражнения которой выполняются на массажных
ковриках для стоп. Декламируя стихи и считалки,
ребята прыгают и шагают на этих ковриках, встают
на цыпочки, приседают. Так снимается напряжение в
мышцах, возникающее от долгого сидения за
партами. А еще в течение двух лет маленьким
ученикам каждый день выдавался кислородный
коктейль. Сейчас в школе перешли на напиток
«Энерготон», который помогает справляться с
нагрузками и авитаминозом.
Следующим важным делом на пути к
здоровью, по мнению администрации школы, стало
оборудование кабинета лечебной физкультуры
(ЛФК). Здесь и шведская стенка, и специальное
ковровое покрытие, и зеркала во всю стену, и
беговые дорожки, и массажеры для стоп, и мячи, и
многое другое. Комплекс физических упражнений,
направленный на профилактику и лечение разных
заболеваний, дети в 46-й школе очень любят и всегда
выполняют с удовольствием. Он способствует
гармоничной работе мышц, предупреждая спазмы и
перенапряжение. К тому же, как известно, в основе
ЛФК лежат строго дозированные нагрузки, за
которыми в школе следит профессиональный
инструктор районной поликлиники.
Но и этого педагогическому коллективу
показалось недостаточно. Вот что рассказывает
руководитель экспериментальной программы
«Школа, содействующая здоровью» Светлана
Тимошкова:
– Возможно, не сразу, но вскоре после
начала эксперимента мы поняли: если школа хочет
способствовать сохранению здоровья детей,
необходимо в первую очередь, чтобы администрация
школы искренне осознала нужность такой работы,
поняла, что здоровая обстановка в
образовательном учреждении определяется
многими факторами, зависящими от организации
учебно-воспитательного процесса, его качества, а
также психологического климата в педагогическом
и ученическом коллективах, в их эффективном
взаимодействии.
Параллельно можно
организовать систему профилактических мер для
выявления различных отклонений в здоровье детей.
Так, постепенно, мы пришли к необходимости
внедрения в школе программы доврачебного
скрининга природного зрения. Один из наших
учителей научился работать на специальном
аппарате, который, проверяя зрение, обозначает
только два результата: «здоров» или «обратиться
к врачу». И те детишки, которым компьютер выдал
листок со второй формулировкой, идут к окулисту,
которого мы пригласили к нам на работу. Для
офтальмолога мы с помощью районной управы
закупили все нужное оборудование. Выделили
отдельный кабинет, долго искали в магазинах
специальные шторы, не пропускающие свет. Это
оказалось непросто.
А в текущем учебном году у нас началась
новая программа, касающаяся зрения. Мы
познакомились с президентом ассоциации детских
офтальмологов, профессором Евгением Ивановичем
Сидоренко, разработавшим программу «Сохранение
природного зрения». Наш офтальмолог теперь
создает группу, в которую входят дети с малой
миопией. А сотрудники профессора будут по его
методике проводить специальное лечение – такое
своеобразное ЛФК по зрению.
Мы также решили, что должны сделать
родителей нашими союзниками, заинтересовать их
экспериментом, привлечь в школу. Помимо того что
мы стараемся постоянно извещать родителей о том,
как чувствует себя их ребенок, какие проблемы со
здоровьем у него выявил наш врач, в какую
поликлинику и к какому специалисту
рекомендуется обратиться, мы стали вести и
некоторую просветительскую работу. Скажем,
договорились с благотворительной организацией
«Дом женщины» о том, что они организуют цикл
лекций для родителей. Например, как выбрать
качественные продукты в магазинах, какие из
продуктов наиболее полезны для детей, на что надо
обращать внимание при их покупке. И нам было
приятно видеть, что родители ходили на эти
лекции, интересовались, задавали вопросы.
Здоровьесберегающие составляющие
На сегодняшний день первый этап
эксперимента в 46-й школе признан законченным. Что
же изменилось здесь за два года? По мнению
директора школы Николая Мансурова, главное
достижение не в том, что в школе проверяют зрение,
лечат зубы с применением последних достижений
стоматологии, и даже не в том, что в столовой,
рассчитанной на 90 человек, умудряются благодаря
строгому графику накормить около 800 учащихся
(кстати, питание в школе двухразовое и совершенно
бесплатное для всех детей). Победа в том, что
стало меняться отношение учителей к самому
процессу преподавания.
– Ошибочно полагать, что суть школы
здоровья – это мониторинг, врачи, проветривание,
уроки здоровья и прививки, – считает Николай
Андреевич. – Возможно, все это можно назвать
одной из составляющих. Но главная часть нашего
опыта в том, что педагоги поняли: посещение школы
не должно быть стрессом для ребенка. Обучение не
будет тяжкой ношей для ребенка, если требования к
нему будут четко сформулированы, если учителя
будут видеть, как каждый урок работает на решение
единой учебной задачи в целом. Важно, чтобы
коллектив понимал, что ребенок – такой же
человек, со своими взглядами на жизнь и
интересами, но которому нужно показать, что
работать над собой не только необходимо, но еще и
интересно. Если ребенку комфортно находиться в
школе каждый день, встречаться с учителями,
друзьями, что-то делать, придумывать – это и есть
реальная школа здоровья. В школе мы должны
создать атмосферу, которую можно сформулировать
в следующем предложении: «В нашей школе каждый в
чем-то лучше всех». Это касается и учеников, и
учителей, и родителей.
По словам директора, началось
формирование партнерского отношения учителя к
ученику и понимание, что знания для детей
интересны тогда, когда видна их значимость.
Именно поэтому здесь стали уделять особое
внимание такой форме обучения, как проектная
деятельность. В школе уверены, что на такую
работу должно уходить до 20 процентов урочного
времени.
Еще одним нужным направлением в школе
считают интеграцию здоровьесберегающих
технологий с общеобразовательными предметами.
Учителя школы создают пособия по разным
дисциплинам. Пособия построены на основе
сведений об организме человека, о взаимодействии
его с окружающей средой. Уже издан учебник по
математике. Сейчас готовятся пособия по химии,
географии, немецкому и русскому языкам, истории.
Для того чтобы двигаться в
эксперименте дальше, в школе сегодня
разрабатывается новая модель «школы,
содействующей здоровью», которая получила
название «контекстная школа». Идеология этого
направления рождается в спорах и совместных
обсуждениях педагогов с научным руководителем
Владимиром Касаткиным. Согласно этой модели,
знания будут значимы, понятны, легко усваиваемы,
интересны и, если хотите, комфортны для ребенка
тогда, когда ребенку будет ясно, какое место
занимают эти знания в его жизни и какое место
займет он сам в этом мире. По мнению учителей,
детям должен быть ясен контекст, в котором эти
знания им предъявляются, и который определяет
личностную значимость знаний для конкретного
ученика.
Итак, изменение взгляда на организацию
учебно-воспитательного процесса – важный итог
опыта школы здоровья. Как утверждает Николай
Мансуров, когда учительский коллектив видит
результаты своей работы, появляются силы и
вдохновение для педагогического поиска, а
банальное проветривание кабинетов становится
естественным делом, а не тяжелой обязанностью.
– Чем больше педагогов будут говорить
на языке школы здоровья, тем легче будет что-то
придумывать дальше, – говорит директор. А спустя
секунду добавляет: – Но истина – всегда за
горизонтом.
Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «topavenue.ru». Если вы решили приобрести качественную и модную сумку, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «topavenue.ru». На сайте, расположенном по адресу www.TopAvenue.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать сумки таких брендов как armani jeans, Cromia и Furla по выгодным ценам. В интернет магазине «topavenue.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
Подготовила Яна Сартан
Итак, если вы хотите выстроить в
своей школе систему содействия здоровью, то
стоит помнить о некоторых, на первый взгляд очень
простых, вещах. А именно:
школа не должна подменять собой
лечебное учреждение;
здоровая школа – эта та, в которой
ребенку находиться приятно и комфортно;
коллектив должен быть готов работать
по-новому;
развитие добрых межличностных
отношений в школьном сообществе – важный
принцип любой школы, тем более – школы здоровья;
создание принципиально нового образа
мышления учащихся, их родителей и учителей,
понимающих, что сохранение здоровья – это
элемент общечеловеческой культуры, – главная
задача;
возможность детей реализовать свои
способности – важнейший шаг к здоровому образу
жизни, так как исчезает элемент
неудовлетворенности, неуспешности.
|
|