Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2004


Школа и власть

«Нам важно было их мнение о нас»

Вряд ли в школах города Нальчика наблюдался меньший переполох, чем у гоголевских персонажей после слов: «К нам едет ревизор!» В Кабардино-Балкарию с выездным заседанием нагрянул аж целый Совет руководителей органов управления образованием субъектов России. Посещение школ и дошкольных учреждений значилось одним из пунктов программы.


Мы знакомимся с будущими учениками задолго до того, как они сядут за парты.

В течение десяти лет в Кабардино-Балкарии набирает обороты программа непрерывного образовательного процесса. Регион настолько развился в этом отношении, что подобное образование стало визитной карточкой всей республики. В лицее № 2 поэтапный переход на эту программу начался в 1992 году. И к году нынешнему успехи стали настолько очевидны, что министр образования и науки Хаути Сохроков не мог не пригласить сюда коллег – участников заседания. Замдиректора лицея по научно-методической работе Аза ШИБЗУХОВА по просьбе «Управления школой» нарисовала картину того дня.

– Мы не скрывали от гостей, что в Нальчике это единственный профильный лицей. Но за последние три-четыре года нами было проведено более ста семинаров для школ города, республики и близлежащих регионов, например Осетии, Ингушетии и Адыгеи. Основываясь на нашем опыте, там смогли открыть целый ряд лицеев.

Сейчас мы работаем над профильной школой как отдельной моделью общеобразовательного учреждения. Старшая ступень в «профильном» режиме работает уже с 90-го года. Ребята вольны выбирать из химико-биологического, социально-экономического, физико-математического и гуманитарного профилей.

Но знакомимся с будущими учениками мы задолго до того, как они сядут за парты. Непосредственно прикрепленного к лицею детского сада нет. Работа ведется, в частности, с дошкольниками из близлежащих детских садов № 16, 28 и 34. Отслеживаем этих детей, приводим к себе, знакомим со школьным бытом, бываем у них на занятиях, с педагогами и администрацией организуем совместные педсоветы, совещания. Это тоже проявление непрерывности обучения.

Директор лицея и я выступили перед членами Совета с довольно подробным рассказом, после чего развернулось обсуждение вопроса профильного обучения на старшей ступени общего образования. В диалог вступили все…

...Продолжилась встреча дискуссией о ЕГЭ. Гости заинтересовались тем, что в лицее параллельно с единым экзаменом действует собственная система контроля обучения. Завтра мы как раз проводим семинар для замдиректоров школ Нальчика по актуальной теме «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга». Лицей давно занимается мониторингом. Чтобы увидеть динамику роста ребенка в определенной предметной области, проверить готовность учителя к преподаванию, мы, начиная с 9-го класса, делаем регулярные тестовые замеры знаний вплоть до 11-го класса.

Так как наша школа уже участвовала в едином госэкзамене, то появилась возможность сравнить его результаты с внутришкольными. Оценки практически сошлись. Около 30 ребят из 160 через ЕГЭ попали в вузы России. Это тоже показатель качества образования! Впрочем, был велик процент детей, набравших баллы для поступления, но не нашедших выбранный профиль обучения среди факультетов нашего университета: не все специальности были отданы под ЕГЭ. А в этом году, когда есть приказ министра Филиппова о том, что вузы, участвовавшие в прошлогоднем эксперименте, принимают по итогам единого экзамена на все направления, картина поступления выпускников существенно улучшится.

Члены Совета руководителей справедливо отметили «ножницы», образовавшиеся между школьной программой и программой приема в высшие учебные заведения. В данном случае ЕГЭ призван нивелировать несоответствия. Кроме того, у детей с периферии появится шанс учиться в центральных российских вузах.

Однако нельзя сказать, что единый госэкзамен принят властями безоговорочно. На нашей встрече говорилось о том, что пока еще осталось много нерешенных вопросов, которые нужно отрабатывать и отрабатывать…

...Потом разговор перешел на тему использования высоких технологий в образовании и воспитании.

По сегодняшним меркам, компьютерное обеспечение в лицее – мощное: на 30 учащихся приходится по компьютеру. Дети с 1-го класса осваивают информатику, учителя и ученики имеют свободный доступ в Интернет, у нас прекрасная медиатека.

Членам Совета мы продемонстрировали, как наши ребята пользуются Интернетом. Сначала посетили сайт министра образования Владимира Филиппова. Потом отправились на президентский сайт, который один ученик признал недостаточно серьезным для своего возраста и попросил собравшихся взрослых посоветовать ему что-нибудь более подходящее по данной тематике. Гости живо откликнулись…

Заметив, что девочка с физико-математического профиля в разделе Интернета по профориентации ищет информацию, весьма далекую от профиля обучения, руководители образования выразили недоумение: как же так? На что получили резонный ответ: мол, математике в любой профессии найдется место.

К моменту прощания с лицеем, достойно выдержавшим испытание столь грандиозным визитом, нам было чрезвычайно интересно узнать: а что теперь? Аза Шибзухова считает приезд Совета руководителей в Кабардино-Балкарию и в том числе посещение их лицея «мощным толчком»:

– Нам важно было их мнение о нас. Работу оценили люди, которые занимаются образованием на высоком уровне. И их похвалы очень значимы: мы поняли, что выбрали верное направление.

Материалы подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru