Ум хорошо, а два – лучше
Еще несколько лет назад начальная
школа Vista Square (Калифорния, США) не представляла
собой ничего особенного. У школы был директор –
Мэрилин Пролл, а у директора – заместительница
Марта Дейхнер. Обе проработали вместе почти два
года, успели подружиться и приспособиться друг к
другу. Эта управленческая идиллия продолжалась
до тех пор, пока вышестоящее начальство не
разглядело в Марте задатки перспективного
руководителя и не предложило ей повышение…
Плох тот солдат, что не мечтает стать
генералом. Марта Дейхнер тоже мечтала стать
директором и, скорее всего, приняла бы
предложение, если бы в дело не вмешалась ее
прежняя начальница. Мэрилин Пролл прекрасно
понимала, что теряет превосходного сотрудника,
коллегу, наконец – друга. В свое время Пролл с
трудом удалось убедить окружной совет по
образованию, что ей нужен заместитель, так как в
штатном расписании этой должности не было.
Теперь же предстояло начинать все сначала. В
лучшем случае Мэрилин получила бы нового
заместителя, с которым пришлось бы заново
налаживать контакт. В худшем – снова осталась бы
одна.
Конечно, Марта заслужила повышение, но
это было слабым утешением. И тогда Мэрилин
сделала экс-заместительнице свое предложение –
остаться в школе, но уже в должности содиректора.
«Нашей школе нужен человек, который знает
программу, учеников и местную общественность так
же, как и я, – комментировала впоследствии свое
решение Мэрилин Пролл. – Состав учащихся часто
меняется, и мне хотелось стабильности хотя бы в
отношении персонала, в том числе и
администрации».
Марта Дейхнер приняла предложение. «Я
решила стать содиректором при Мэрилин, потому
что действительно люблю эту школу и ее коллектив,
– объясняет Дейхнер. – Две мои дочери посещали
Vista Square, я разбила сад при школе… В общем, я
по-настоящему ощущаю себя частью всего, что здесь
происходит. Когда Мэрилин и я осознали, сколько
всего мы могли бы сделать вместе, то решили
попробовать».
Вместе они обратились к
суперинтенденту округа Либии Джил, причем
представили придуманный ими вариант не как
частный случай, а как альтернативную модель
управления. Джил, по ее словам, легко поддалась на
уговоры. Особенно ее впечатлили храбрость и
энтузиазм Мэрилин и Марты, а также то, что их
инициатива не предусматривала дополнительных
затрат из бюджета округа: Пролл и Дейхнер
предложили сложить вместе их прежние зарплаты и
поделить надвое. Обеим пришлось пойти на жертвы:
Мэрилин теперь зарабатывает на $8 тыс. в год
меньше, чем раньше, да и у Марты зарплата ниже, чем
была бы, согласись она возглавить другую школу.
Содиректоры делят общий кабинет и пользуются
одним и тем же телефонным аппаратом.
Испытательный срок для «новой модели»
был установлен в два года. По истечении этого
времени результаты эксперимента будут тщательно
исследованы и руководство округа примет
окончательное решение. Пока прогнозы самые
радужные: Джил считает, что совместное
директорство оправдывает себя. Возможно, даже
округ выделит дополнительные средства, чтобы
повысить доход экспериментаторов.
Любопытно, как оценивают инициативу
начальства их подчиненные. «Мэрилин и Марта
позволили школе попробовать целый ряд важных
программ, что было бы трудно осуществить при
одном директоре, – говорит Ребекка Байер, одна из
учительниц. – Другое весомое достоинство
совмещенного директорства в Vista Square в том, что
персоналу, родителям и детям стало легче
общаться с руководством. В то время как один
директор присутствует на совещании в окружном
совете образования, другой может посещать
занятия в классах, встречаться с родителями и
разбираться с учениками, имеющими проблемы с
поведением. Вместе они творчески и эффективно
решают многие проблемы».
В качестве положительного примера
Байер упомянула новшество, придуманное
директорами с целью понизить количество
опозданий и прогулов. Если ученик исправно
является в школу каждый день в течение недели, то
получает лотерейный билет. Лотерея проводится в
конце каждой четверти. Счастливчики имеют
возможность выиграть ценные подарки,
предоставленные местными магазинами. С тех пор
как эта программа начала действовать, число
опозданий и прогулов действительно сократилось.
Для детей два директора в одной школе
не представляются чем-то особенным. Они приняли
произошедшие перемены как должное и теперь даже
часто путают Марту и Мэрилин, когда обращаются к
ним за помощью.
Сегодня, по прошествии некоторого
времени с начала эксперимента, Пролл и Дейхнер
уже могут давать советы тем, кто решится
последовать их примеру. Советы нехитрые, но
работающие.
Не держите секретов друг от друга.
Всегда будьте открытыми и честными.
Никогда не критикуйте на публике
решение, принятое вашим содиректором. Если вы не
согласны с ним, обсуждайте это за закрытыми
дверями.
Доверяйте своему партнеру.
Постарайтесь каждый день найти время
на то, чтобы обсудить ваши планы, разделить
обязанности и не заниматься одной и той же
проблемой.
Учитесь распознавать, когда родители,
ученики или учителя пытаются настроить вас друг
против друга, чтобы добиться своих целей.
«Когда мы не согласны в чем-то, то
уходим в офис и плотно закрываем дверь, поскольку
иногда разговор становится напряженным. Мы
хорошо знакомы и не боимся друг друга, поэтому не
боимся таких дискуссий. Они позволяют нам
многому научиться», – говорит Мэрилин Пролл.
Подготовила Юлия Мифаева
|