Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2004


Непридуманные истории

Ум хорошо, а два – лучше

Еще несколько лет назад начальная школа Vista Square (Калифорния, США) не представляла собой ничего особенного. У школы был директор – Мэрилин Пролл, а у директора – заместительница Марта Дейхнер. Обе проработали вместе почти два года, успели подружиться и приспособиться друг к другу. Эта управленческая идиллия продолжалась до тех пор, пока вышестоящее начальство не разглядело в Марте задатки перспективного руководителя и не предложило ей повышение…

Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Марта Дейхнер тоже мечтала стать директором и, скорее всего, приняла бы предложение, если бы в дело не вмешалась ее прежняя начальница. Мэрилин Пролл прекрасно понимала, что теряет превосходного сотрудника, коллегу, наконец – друга. В свое время Пролл с трудом удалось убедить окружной совет по образованию, что ей нужен заместитель, так как в штатном расписании этой должности не было. Теперь же предстояло начинать все сначала. В лучшем случае Мэрилин получила бы нового заместителя, с которым пришлось бы заново налаживать контакт. В худшем – снова осталась бы одна.

Конечно, Марта заслужила повышение, но это было слабым утешением. И тогда Мэрилин сделала экс-заместительнице свое предложение – остаться в школе, но уже в должности содиректора. «Нашей школе нужен человек, который знает программу, учеников и местную общественность так же, как и я, – комментировала впоследствии свое решение Мэрилин Пролл. – Состав учащихся часто меняется, и мне хотелось стабильности хотя бы в отношении персонала, в том числе и администрации».

Марта Дейхнер приняла предложение. «Я решила стать содиректором при Мэрилин, потому что действительно люблю эту школу и ее коллектив, – объясняет Дейхнер. – Две мои дочери посещали Vista Square, я разбила сад при школе… В общем, я по-настоящему ощущаю себя частью всего, что здесь происходит. Когда Мэрилин и я осознали, сколько всего мы могли бы сделать вместе, то решили попробовать».

Вместе они обратились к суперинтенденту округа Либии Джил, причем представили придуманный ими вариант не как частный случай, а как альтернативную модель управления. Джил, по ее словам, легко поддалась на уговоры. Особенно ее впечатлили храбрость и энтузиазм Мэрилин и Марты, а также то, что их инициатива не предусматривала дополнительных затрат из бюджета округа: Пролл и Дейхнер предложили сложить вместе их прежние зарплаты и поделить надвое. Обеим пришлось пойти на жертвы: Мэрилин теперь зарабатывает на $8 тыс. в год меньше, чем раньше, да и у Марты зарплата ниже, чем была бы, согласись она возглавить другую школу. Содиректоры делят общий кабинет и пользуются одним и тем же телефонным аппаратом.

Испытательный срок для «новой модели» был установлен в два года. По истечении этого времени результаты эксперимента будут тщательно исследованы и руководство округа примет окончательное решение. Пока прогнозы самые радужные: Джил считает, что совместное директорство оправдывает себя. Возможно, даже округ выделит дополнительные средства, чтобы повысить доход экспериментаторов.

Любопытно, как оценивают инициативу начальства их подчиненные. «Мэрилин и Марта позволили школе попробовать целый ряд важных программ, что было бы трудно осуществить при одном директоре, – говорит Ребекка Байер, одна из учительниц. – Другое весомое достоинство совмещенного директорства в Vista Square в том, что персоналу, родителям и детям стало легче общаться с руководством. В то время как один директор присутствует на совещании в окружном совете образования, другой может посещать занятия в классах, встречаться с родителями и разбираться с учениками, имеющими проблемы с поведением. Вместе они творчески и эффективно решают многие проблемы».

В качестве положительного примера Байер упомянула новшество, придуманное директорами с целью понизить количество опозданий и прогулов. Если ученик исправно является в школу каждый день в течение недели, то получает лотерейный билет. Лотерея проводится в конце каждой четверти. Счастливчики имеют возможность выиграть ценные подарки, предоставленные местными магазинами. С тех пор как эта программа начала действовать, число опозданий и прогулов действительно сократилось.

Для детей два директора в одной школе не представляются чем-то особенным. Они приняли произошедшие перемены как должное и теперь даже часто путают Марту и Мэрилин, когда обращаются к ним за помощью.

Сегодня, по прошествии некоторого времени с начала эксперимента, Пролл и Дейхнер уже могут давать советы тем, кто решится последовать их примеру. Советы нехитрые, но работающие.

  • Не держите секретов друг от друга. Всегда будьте открытыми и честными.

  • Никогда не критикуйте на публике решение, принятое вашим содиректором. Если вы не согласны с ним, обсуждайте это за закрытыми дверями.

  • Доверяйте своему партнеру.

  • Постарайтесь каждый день найти время на то, чтобы обсудить ваши планы, разделить обязанности и не заниматься одной и той же проблемой.

  • Учитесь распознавать, когда родители, ученики или учителя пытаются настроить вас друг против друга, чтобы добиться своих целей.

«Когда мы не согласны в чем-то, то уходим в офис и плотно закрываем дверь, поскольку иногда разговор становится напряженным. Мы хорошо знакомы и не боимся друг друга, поэтому не боимся таких дискуссий. Они позволяют нам многому научиться», – говорит Мэрилин Пролл.

Подготовила Юлия Мифаева

Рейтинг@Mail.ru