Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2004


Портрет

«Я благодарен судьбе за то, что школой пришлось заниматься с нуля»

К разговору, записанному на пленку, я подступалась не единожды. Сначала мне виделся глубокомысленный очерк с моими комментариями, потом длинное традиционное интервью… Журналистские метания мгновенно прекратились, когда на ум пришел жанр монолога. Теперь я могла добиться главного: показать вам этого человека таким, каким увидела сама. Петр Петрович РЕМДЕНОК, директор одной из российских сельских школ, не нуждается в лишних описаниях: что может быть интереснее самой жизни?..

Петр Петрович РЕМДЕНОК

В детстве он сажал лес. Сегодня в его руках – школа, которую он тоже «выращивает».

Волков бояться – в школу не ходить

– Мне 47 лет. Я родился в глухой деревушке, заселенной Екатериной II еще в восемнадцатом веке. Потом с родителями переехали в леспромхоз. И все мои детские воспоминания связаны с лесом. Если другие ребята ездили в колхозы на уборку урожая, то мы сажали деревья. Вы не представляете, что это за ощущение: сажать лес!

Сейчас свои школьные годы вспоминаю с удивлением: приходилось жить без электричества, пользоваться чернильницей и ходить с друзьями в школу (по пять километров туда и обратно) через лес – кругом сосны, волки воют… И вот оканчиваю школу, поступаю на исторический факультет Омского государственного педагогического института и переселяюсь в общежитие. Город – после тайги? Ой-ой-ой! Это, безусловно, была более высокая цивилизация. Я практически не знал, что такое благоустроенная квартира. Открывал кран, начинала капать вода, а мне больно было ее расходовать! Я набирал полные ладони и кран закрывал. Много и других мелочей врезалось в память.

Институтские годы вспоминаю с теплом: студенты были веселые, ездили в стройотряды, я серьезно занимался лыжным спортом… И вот уже выпускник. Получил распределение работать в деревню.

Так я вернулся к себе в таежный район. Попал в хорошее село, потом «перебросили» в другое. Объяснили так: мол, историков не хватает, тем более мужчин. Предлагали серьезно обдумать предложение стать директором школы-восьмилетки, даже приказ издали. Но директором в двадцать с небольшим?.. Я рад, что у меня хватило рассудительности остаться обыкновенным учителем.

Несколько лет я учительствовал в совхозе, в Петровской средней школе. Занятно! Когда мне на выбор предложили несколько сел, я подумал: «Куда же еще идти Петру Петровичу, как не в Петровскую школу?»

Дорога домой

– В 1982 году зародился в Омской области поселок Горячий Ключ. Сразу стали строить школу, куда назначили меня директором. Здесь уже отказаться было невозможно – первое крупное партийное поручение. Иначе – партбилет на стол!

Сказать, что опыта работы не было, все-таки нельзя: лекторская, пропагандистская деятельность позволила научиться выступать перед огромными аудиториями; пригодилась и помощь директору той школы, где я трудился до своего назначения. Не гнушался советов. И конечно, бесценную поддержку мне оказала педагог, которую я поставил заведовать учебной частью. Мне – 25. Ей – 40 плюс семилетняя практика на должности завуча. Мы очень хорошо проработали до 90-го года. К великому сожалению, она заболела и умерла.

Став директором, я сразу решил создать хороший комплекс. Через пять лет рядом с двухэтажным зданием выросло трехэтажное на 624 места. Соединили их переходом. Рядом построили мастерские, теплицы, бассейн, стадион. Дошли руки и до музыкальной школы.

И тут я из школы ухожу. Решил посмотреть, чем еще люди живут. Работал в РОНО, был безработным, друг утянул в коммерческие дела, для которых, как оказалось, не создан: торговать не умею, обманывать тем более – не научили. Стал помощником омского депутата Верховного Совета Олега Смолина, с которым был дружен со студенческой скамьи. Жили с ним в его служебной однокомнатной квартире в Москве. С Госдумой и Советом Федерации успел хорошо познакомиться.

Одним словом, покрутился. Везде побывал, многое посмотрел. Надоело! И понял, что быть учителем – это мое. Поехал домой. А там: «Петр Петрович, не желали бы вы в школу вернуться?»

В одну реку дважды…

– И я вернулся.

Период приватизации принес нам плачевные результаты. База поселка была продана с молотка частной фирме. И поселок как бы завис в воздухе, был никому не нужен. Он отапливался настолько плохо, что разморозились отопительные системы всех зданий. Школу разворовывали по кирпичику; плитку из бассейна выносили! Бедная женщина-директор ушла с должности. Сейчас она опять работает, прекрасный учитель. Но в тот момент школа осталась без директора.

Свой приход я начал с осмотра. Ужаснулся! Напротив школы стоял давно не отапливаемый Дом культуры. Зал спалили, библиотекарь плакала в закопченной библиотеке. Трехэтажную часть школы я «поднять» не мог, потому что сгнила теплотрасса. На ремонт одного отопления требовалось 75 миллионов рублей, а бюджет выделил треть.

С тех пор мы потихоньку возрождаемся.

Сначала сдал в аренду спортзал за восстановление отопления.

Нашел спонсоров, выделивших нам помещение под библиотеку. Моя, школьная, библиотека и сельская объединили фонды, и сегодня это настоящий очаг культуры на селе.

Не первый год пробиваю идею вернуть музыкальную школу.

Хотелось бы довести до ума класс информатики. Компьютеры хорошие, но Интернета нет. В течение месяца собираемся подключиться и общаться с внешним миром, хотим быть чуть-чуть ближе к цивилизации.

До того состояния, чтобы назвать школу по-настоящему современной, пока далеко. Но кое-что есть…

Будни

– Учеников у нас – 250, то есть школа небольшая. Шесть лет подряд первых классов набирали по одному. Десять лет назад было 596 ребят. Однако через три-четыре года планируется рост числа учащихся.

Населялся наш поселок в течение 25 лет. Это приезжие из Омска, областных сел, в том числе из дальних районов. Сейчас съезжаются в наш Западно-Сибирский регион эмигранты из Средней Азии, Закавказья и других мест. Есть ребята, которые почти не говорят по-русски, а их нужно сажать в пятые, седьмые классы!

В школе коллектив сложившийся, текучки кадров почти нет. Учителя начальных классов сильные. Не потому, что высшей категории, а потому что от Бога. На таких Россия и держится. Они выполняют главную задачу – вывести ребят в жизнь, научить их адаптироваться, не робеть и превзойти нас.

Живем тем, чем и вся страна. Этим летом 5 из 32 районов Омской области и город Омск попадают в эксперимент по ЕГЭ. Я сейчас прямо со встречи с одиннадцатиклассниками: объяснял им процедуру сдачи единого экзамена по алгебре, химии и истории. Их нельзя пугать, а надо подготовить. Мы сможем это сделать: на месте не сидели – заключили договор с факультетом довузовской подготовки Омского педагогического университета.

Еще в начале эксперимента с ЕГЭ мне приходилось встречаться в Москве с представителями Министерства образования. Я высказывал свою позицию. Был и остаюсь больше противником, чем сторонником. Мне кажется, единый госэкзамен по таким предметам, как литература или история, не дает ученику раскрыться. Да, срез знаний мы имеем, но развитие речи, культура речи не отслеживаются. ЕГЭ – общемировой стандарт, и отказаться от него нельзя. Однако необходимо шлифовать его для будущего поколения.

Готовимся с детьми отметить юбилей поселка. Начинаем разворачиваться вовсю! Вовлекаем ребятишек в написание истории Горячего Ключа, школы и отдельных семей. Живет у нас более двух с половиной тысяч человек. Вроде мы и село, но рядом областной центр, жилье у всех благоустроенное. Бывает, «хромает» сфера услуг, но это дело поправимое. Я – депутат районного собрания. Приходится решать проблемы жителей сельского округа. Активно сотрудничаю с общественными организациями, например с советом ветеранов. Они передают моим ученикам бесценный опыт, частичку души. Последнее готовы отдать! Необходимо стремиться достичь единства отцов и детей, стариков и внуков. У меня на первом месте дети, на втором – старики. И те, и другие – зеркало общества: каково отношение к ним, таково и государство.

Фотография 1

Эпилог

– Я благодарен судьбе за то, что школой пришлось заниматься с нуля. Это интересно. А как картина менялась! Дома, дома, дома… И где-то на отшибе школа. А теперь она в центре оказалась.

Записала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru