Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2004


Школа и власть

Уроки для власти

«Стоны о несостоятельности школьных директоров – мол, то не знают, это не умеют – совершенно безосновательны!» – Депутат Законодательного собрания Красноярского края Алексей КЛЕШКО категоричен: он достаточно хорошо знаком с руководителями школ своего избирательного округа, чтобы не допустить подобных обвинений в их адрес. Мы встретились с Алексеем Михайловичем как раз после очередного его общения с директорами.


Алексей Клешко: «Я убедился в том, что директора готовы взять дополнительную ответственность к той, которая у них уже есть»

– Мой избирательный округ – Кировский район города Красноярска. Это «спальный» район на правом берегу Енисея. Состав жителей сложный: крупные предприятия закрываются, рабочие, оставшиеся не у дел, ищут место при изменившейся социально-экономической ситуации. Кроме того, население стареющее. Но с точки зрения образовательной системы, на мой взгляд, здесь активно отстаивают свое место под солнцем. Проводится много экспериментов, и в каждом образовательном учреждении можно увидеть ту изюминку, благодаря которой школа живет, развивается. Собралась хорошая команда из представителей районного управления образования и директоров. Люди работают с интересом. Я знаю ситуацию в городе в целом и могу сказать, что не везде она такая оптимистичная.

– Осмелюсь предположить, что и проблемы со своевременной выплатой зарплаты как-то решены?

– А в Красноярске задержек с выплатой заработной платы не было на протяжении последних лет. Есть трехстороннее соглашение между профсоюзами как представителями работников, работодателями и администрацией города. В соглашении четко обговорены сроки выплаты зарплаты. Тем не менее первые дни нового года у городских учителей прошли под знаком тревоги – вовремя деньги они не получили. Проблема была решена за счет средств, накопленных за декабрь.

– В чем же причина задержки?

– Январь этого года был для нас важен: с первого числа средства на обеспечение учебного процесса в соответствии с федеральным законом предусмотрены для городского бюджета в форме субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, то есть бюджета Красноярского края. Естественно, это усложнило и удлинило путь средств в муниципалитет. Поэтому график сбился. Но власть так организовала свою работу, что для учителей процесс перехода на другой вид финансирования прошел безболезненно.

– На встрече с директорами вы вплотную обсуждали нормативно-расчетное финансирование образования. Хорошо ли управленцы знакомы с этой темой?

– После того как были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании», предусматривающие перевод ответственности за обеспечение учебного процесса, включая выплату заработной платы, на уровень субъекта Федерации, мы не стали прятать голову в песок и внесли соответствующие изменения в краевой закон «Об образовании». При подготовке бюджета 2004 года уже использовался принцип, заложенный в федеральном законе о нормативно-расчетном финансировании для образовательных учреждений.

Процесс формирования формул, по которым рассчитываются субвенции, был долгим. Сейчас расчет завершен. Сегодня формулы используются для межбюджетных отношений, но мы предполагаем в ходе 2004 года предусмотреть законодательную норму, позволяющую довести нормативы уже до каждого муниципального образования, до каждого образовательного учреждения. Теперь директора стали на привычную смету смотреть по-новому, учитывать нормативно-расчетное финансирование по фонду заработной платы, фонду материального обеспечения учебного процесса и т. д.

Не знаю, как у других субъектов Федерации, но мы настояли на том, чтобы методика расчета субвенций являлась составной частью бюджета края. С учетом социального значения всего этого процесса недопустимо, чтобы такой важный инструмент, как методика, фигурировал в качестве подзаконного акта. И сегодня он является составной частью Закона «О бюджете» – его 37-м приложением. Методика опубликована, всем доступна (в том числе родителям, что тоже важно: впервые четко предусматривается методика расчета фонда материального обеспечения учебного процесса, и родители как его участники вправе знать потребности школы – чем бюджет обеспечил ее, а чем нет).

Как вы понимаете, наш сегодняшний разговор был важен.

– Вопросов вам задавали много?

– Интересно, что директора подняли ряд проблем, которые нам не были знакомы во время обсуждения в Законодательном собрании.


Директора поясняли проблемы на примере своих образовательных учреждений

– Можно сказать, школа дала некоторый урок власти?

– Да. Первый вопрос. В основе нашей методики – количество учеников в конкретном образовательном учреждении: бюджет исходит из этого числа. Но если в сельских районах миграция происходит, как правило, к началу учебного года, то для городских школ она – естественный процесс в течение всех учебных месяцев. Если в течение года количество учащихся в школе меняется, как реагировать? Формула должна учесть миграционные потоки. Пока мы предусматриваем ежегодную корректировку. А директора говорят, что это нужно делать чаще.

Другой вопрос. Формула предполагает усредненное количество педагогических ставок в зависимости от ЕТС. Получив определенное количество педагогов с высокой тарифной ставкой, директора будут не заинтересованы дальше увеличивать этот контингент. Проблема нынешней школы: где стимул набирать именно высокопрофессиональных учителей?

И еще проблема. Директора привыкли к тому, что фонд материального обеспечения учебного процесса в значительной части централизован. Те школы, которые перешли на финансово-хозяйственную самостоятельность, уже привыкли все покупать сами. Важно решить, возможна ли централизация. Если возможна, то в каких пределах.

– Судя по всему, встреча прошла плодотворно...

– Мы считаем нашу городскую систему сильной. И мне было приятно в этом очередной раз убедиться. Директора ставили проблему, обозначая ее в целом, и поясняли конкретными примерами по своим учреждениям. Я смотрел на реакцию собравшихся: вопросы волновали многих.

За неделю до этого я был на подобном совещании по нормативно-расчетному финансированию, но встречался с начальниками районных управлений образования края. Не все они верят, что школьная администрация осилит перемены. А я как раз убедился в обратном: директора готовы взять дополнительную ответственность к той, которая у них уже есть.

Беседовала
Инна АЛЕЙНИКОВА

Прим. ред. Методику расчета субвенций в Красноярском крае вы найдете на стр. 6 этого номера газеты.

Рейтинг@Mail.ru