Уроки для власти
«Стоны о несостоятельности
школьных директоров – мол, то не знают, это не
умеют – совершенно безосновательны!» – Депутат
Законодательного собрания Красноярского края
Алексей КЛЕШКО категоричен: он достаточно хорошо
знаком с руководителями школ своего
избирательного округа, чтобы не допустить
подобных обвинений в их адрес. Мы встретились с
Алексеем Михайловичем как раз после очередного
его общения с директорами.
Алексей Клешко: «Я убедился в том, что
директора готовы взять дополнительную
ответственность к той, которая у них уже есть»
– Мой избирательный округ – Кировский
район города Красноярска. Это «спальный» район
на правом берегу Енисея. Состав жителей сложный:
крупные предприятия закрываются, рабочие,
оставшиеся не у дел, ищут место при изменившейся
социально-экономической ситуации. Кроме того,
население стареющее. Но с точки зрения
образовательной системы, на мой взгляд, здесь
активно отстаивают свое место под солнцем.
Проводится много экспериментов, и в каждом
образовательном учреждении можно увидеть ту
изюминку, благодаря которой школа живет,
развивается. Собралась хорошая команда из
представителей районного управления
образования и директоров. Люди работают с
интересом. Я знаю ситуацию в городе в целом и могу
сказать, что не везде она такая оптимистичная.
– Осмелюсь предположить, что и
проблемы со своевременной выплатой зарплаты
как-то решены?
– А в Красноярске задержек с выплатой
заработной платы не было на протяжении последних
лет. Есть трехстороннее соглашение между
профсоюзами как представителями работников,
работодателями и администрацией города. В
соглашении четко обговорены сроки выплаты
зарплаты. Тем не менее первые дни нового года у
городских учителей прошли под знаком тревоги –
вовремя деньги они не получили. Проблема была
решена за счет средств, накопленных за декабрь.
– В чем же причина задержки?
– Январь этого года был для нас важен:
с первого числа средства на обеспечение учебного
процесса в соответствии с федеральным законом
предусмотрены для городского бюджета в форме
субвенций из бюджета субъекта Российской
Федерации, то есть бюджета Красноярского края.
Естественно, это усложнило и удлинило путь
средств в муниципалитет. Поэтому график сбился.
Но власть так организовала свою работу, что для
учителей процесс перехода на другой вид
финансирования прошел безболезненно.
– На встрече с директорами вы
вплотную обсуждали нормативно-расчетное
финансирование образования. Хорошо ли
управленцы знакомы с этой темой?
– После того как были внесены
изменения в Федеральный закон «Об образовании»,
предусматривающие перевод ответственности за
обеспечение учебного процесса, включая выплату
заработной платы, на уровень субъекта Федерации,
мы не стали прятать голову в песок и внесли
соответствующие изменения в краевой закон «Об
образовании». При подготовке бюджета 2004 года уже
использовался принцип, заложенный в федеральном
законе о нормативно-расчетном финансировании
для образовательных учреждений.
Процесс формирования формул, по
которым рассчитываются субвенции, был долгим.
Сейчас расчет завершен. Сегодня формулы
используются для межбюджетных отношений, но мы
предполагаем в ходе 2004 года предусмотреть
законодательную норму, позволяющую довести
нормативы уже до каждого муниципального
образования, до каждого образовательного
учреждения. Теперь директора стали на привычную
смету смотреть по-новому, учитывать
нормативно-расчетное финансирование по фонду
заработной платы, фонду материального
обеспечения учебного процесса и т. д.
Не знаю, как у других субъектов
Федерации, но мы настояли на том, чтобы методика
расчета субвенций являлась составной частью
бюджета края. С учетом социального значения
всего этого процесса недопустимо, чтобы такой
важный инструмент, как методика, фигурировал в
качестве подзаконного акта. И сегодня он
является составной частью Закона «О бюджете» –
его 37-м приложением. Методика опубликована, всем
доступна (в том числе родителям, что тоже важно:
впервые четко предусматривается методика
расчета фонда материального обеспечения
учебного процесса, и родители как его участники
вправе знать потребности школы – чем бюджет
обеспечил ее, а чем нет).
Как вы понимаете, наш сегодняшний
разговор был важен.
– Вопросов вам задавали много?
– Интересно, что директора подняли ряд
проблем, которые нам не были знакомы во время
обсуждения в Законодательном собрании.
Директора поясняли проблемы на примере
своих образовательных учреждений
– Можно сказать, школа дала
некоторый урок власти?
– Да. Первый вопрос. В основе нашей
методики – количество учеников в конкретном
образовательном учреждении: бюджет исходит из
этого числа. Но если в сельских районах миграция
происходит, как правило, к началу учебного года,
то для городских школ она – естественный процесс
в течение всех учебных месяцев. Если в течение
года количество учащихся в школе меняется, как
реагировать? Формула должна учесть миграционные
потоки. Пока мы предусматриваем ежегодную
корректировку. А директора говорят, что это нужно
делать чаще.
Другой вопрос. Формула предполагает
усредненное количество педагогических ставок в
зависимости от ЕТС. Получив определенное
количество педагогов с высокой тарифной ставкой,
директора будут не заинтересованы дальше
увеличивать этот контингент. Проблема нынешней
школы: где стимул набирать именно
высокопрофессиональных учителей?
И еще проблема. Директора привыкли к
тому, что фонд материального обеспечения
учебного процесса в значительной части
централизован. Те школы, которые перешли на
финансово-хозяйственную самостоятельность, уже
привыкли все покупать сами. Важно решить,
возможна ли централизация. Если возможна, то в
каких пределах.
– Судя по всему, встреча прошла
плодотворно...
– Мы считаем нашу городскую систему
сильной. И мне было приятно в этом очередной раз
убедиться. Директора ставили проблему, обозначая
ее в целом, и поясняли конкретными примерами по
своим учреждениям. Я смотрел на реакцию
собравшихся: вопросы волновали многих.
За неделю до этого я был на подобном
совещании по нормативно-расчетному
финансированию, но встречался с начальниками
районных управлений образования края. Не все они
верят, что школьная администрация осилит
перемены. А я как раз убедился в обратном:
директора готовы взять дополнительную
ответственность к той, которая у них уже есть.
Беседовала
Инна АЛЕЙНИКОВА
Прим. ред. Методику расчета субвенций
в Красноярском крае вы найдете на стр. 6 этого
номера газеты.
|