Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2004


Опыт

«Здоровое» управление

Фотография 1

Мир педагогов всегда был поделен. На тех, кто уверен, что знания самоценны и пытаться сделать их привлекательными для ученика – это блажь. И на тех, кто видит причину низкой успеваемости в отсутствии мотивации в учебе и считает, что за хорошие оценки дети расплачиваются собственным здоровьем. В школах, о которых сейчас пойдет речь, директорам и учителям удалось разумно сбалансировать учебный процесс и заботу о здоровье детей.

Жизнь в проекте

Европейский проект школ, содействующих здоровью, зародился в Польше, Венгрии и Чехии. Продолжился в России. «Привить» зарубежные методики на нашей почве оказалось не трудно: образование в этих странах строилось по российскому образцу. Инициативу взяла на себя Москва, точнее – один из ее административных округов. В Юго-Западном округе на базе двенадцати общеобразовательных учреждений были созданы окружные экспериментальные площадки по отработке модели школ, содействующих здоровью. Необходимо отметить, что школы были выбраны по следующим принципам:

– наличие заинтересованности педагогического коллектива;
– желание школы взаимодействовать с внешними и, прежде всего, медицинскими структурами;
– возможность продуктивного взаимодействия с родительской общественностью.

Благодаря заказу префектуры Юго-Запада столицы в двенадцать школ, отважившихся на эксперимент, три года тому назад поступили средства для реализации задуманного. И спустя несколько лет эти школы уже могут делиться опытом: сегодня семинары по здоровьесберегающим технологиям привлекают Калининградскую и Нижегородскую области, Татарстан… А ближайшей весной, с 1 по 9 мая, все желающие поедут в гости к родоначальникам в Европу.

Управление такой школой, которая работает как «школа здоровья», имеет свою специфику. Линейный менеджмент, при котором из года в год на конкретный месяц приходятся одни и те же события, здесь не действует. Директорам приходится осваивать проектные технологии: учиться ставить цель и достигать ее. За укрепление здоровья детей и подростков предлагается бороться по нескольким «фронтам». Можно обучать здоровому образу жизни; укреплять школьную медицинскую службу; оказывать психологическую помощь; вести социальную работу с детьми из неблагополучных семей; укреплять взаимодействие с организациями, в том числе и с медицинскими; изменять систему питания в базовой столовой; организованно подключать родителей… Важно подчеркнуть, что все это происходит не в рамках каких-то отдельных уроков. Для «школы здоровья» выбранное направление определяет характер всей жизни учебного заведения.

Фотография 2

– Ян Коменский писал: ребенка нужно учить только тому, что пригодится ему в жизни. Но на протяжении столетий происходило отделение смысла – а зачем, собственно, учиться – от знаний, – считает профессор, научный руководитель тех самых двенадцати столичных школ, содействующих здоровью, Владимир Касаткин. – Я постоянно сталкиваюсь с точкой зрения ряда методистов: математика и так хороший предмет, и чем более безликим будет условие задачи, тем больше будет от математики. Но у ученика, скажем пятого класса, пока не сформирована основа абстрактно-логического мышления, ему нужны наглядные вещи. Кроме того, для среднестатистического ребенка этого возраста тот факт, что точные науки «организуют» мозги, – слабый аргумент. Требуются другие мотивы.

И в наших школах мы выбрали тот контекст, благодаря которому ученики, во-первых, смогут находить в учебе личностный смысл, во-вторых, все дисциплины, подчиненные общей теме, покажут ребятам единую картину мира и, наконец, школьники не потеряют данное им природой здоровье или восстановят утраченное.

Килокалории для алгебры

Итак, согласно идее проекта школ, содействующих здоровью, члены педагогического коллектива любой из «школ здоровья», всегда традиционно преподававшие только свои предметы, обязаны интегрировать в них вопросы здоровья. И Министерством образования РФ рекомендованы соответствующие программы. А творческий коллектив под руководством Владимира Касаткина готовит к ним библиотечку из 10 изданий. В них содержатся подробные советы педагогам – биологам, историкам, математикам… Также выпущены книги с описанием форм активности для предупреждения курения среди персонала и школьников, насилия и жестокого обращения, алкоголизма и наркомании в учебных заведениях. Эти дидактические средства получили Институты повышения квалификации работников образования во всех российских регионах (в книгах есть информация о способах их приобретения).

Для наглядности приведем несколько выдержек из учебников математики.

5-й класс, тема «Десятичные дроби»: «Для нормального роста и развития пятикласснику в день необходимо поглощать 2000 килокалорий. Одна плитка шоколада весом в 100 граммов обеспечивает 680 килокалорий. Сколько плиток в день могут обеспечить необходимую калорийность? Можно ли вырасти, питаясь одним шоколадом?

Ответ: 2,94. Шоколад в основном содержит только углеводы и жиры, обеспечить полноценное питание он не может. Хотя сухие пайки военных включают шоколад, но лишь как рацион питания в экстремальных обстоятельствах».

7-й класс, тема «Системы уравнений первой степени»: «Одно число на 150 больше другого, 30% первого числа на 75 больше 20% второго. Найдите эти числа и узнайте, сколько овощей и молока должно входить в суточный рацион школьника.

Ответ: 450 г овощей и 300 г молока или кефира. В общий вес овощей не включается картофель, молоко можно заменять молочными продуктами».

Безусловно, немаловажно и умелое администрирование. На решение этой же задачи работают 5–8 ставок, выделяемых школе (приказ Минобразования действует по всей России). Директора сами распоряжаются ставками в зависимости от выбранного школой направления: они вправе приглашать врачей, инструкторов ЛФК, психологов, социальных педагогов или доплачивать учителям из своей же школы и т. д.

Крепкие зубы и валентность

Посмотрим на столичный эксперимент изнутри: заглянем в школы, содействующие здоровью.

Там, где сделана ставка на правильное питание, все учащиеся питаются два раза. В рацион школьников введены витаминизированные добавки, специальные виды хлеба. Для приготовления пищи берется очищенная с помощью стационарных фильтров вода. Совместно с НИИ питания РАМН, НИИ гигиены детей и подростков создано меню диетического питания (например, в московской школе № 1979). В школах открыты кафе-бары для старшеклассников с набором молочных коктейлей и выпечки, передвижные салат-бары. Обязательным компонентом питания стали различные фиточаи.

Фотография 3Теперь зайдем в среднюю общеобразовательную школу № 539. Здесь работают по направлению обучения здоровому образу жизни:

– Каждый педагог считает своим долгом научить ребенка грамотно писать и решать задачи повышенной сложности, познакомить с историей своей страны и основными законами физики, – отмечает Римма Росомаха, заместитель директора. – Но часто ли мы задумываемся, что семнадцатилетний подросток, покидая стены школы, выходит в мир неподготовленным к его восприятию? Отсюда проблемы, связанные с нездоровым образом жизни, незнанием опасностей нашего века, неумением построить межличностные отношения и, как следствие, создать крепкую здоровую семью.

Через учебный процесс, деятельность психологической и социальной служб школы мы даем детям информацию по вопросам рационального питания, правилам личной гигиены, учим адекватному поведению в экстремальных ситуациях, постоянно говорим о внимании к своему нравственному и физическому здоровью. Заметили, что со временем школьники стали задавать продуманные и интересные вопросы, не стесняясь педагогов и врачей; родители захотели больше знать об особенностях взросления своих детей; учителя обратили серьезное внимание на профилактику личного здоровья, оптимальную организацию рабочего дня, на упорядоченность жизни вне школы.

Во многих образовательных учреждениях отрабатывают подходы к налаживанию в школьных стенах здоровьесберегающего процесса. В школе № 1071, по словам директора Ирины Щербо, это проявляется даже в мелочах:

– Для борьбы с гиподинамией наши старшеклассники превратили стены холлов начальной школы в неназойливые тренажеры. Рисунки на стене – воздушные шарики, ладошки, тянущиеся к солнцу, – привлекают малышей, которые подпрыгивают, тянутся, стремятся достать наиболее удаленные. Так они растягивают позвоночник после статики урока.

Можно измерить рост у красочного ростомера: цветовая гамма подскажет, не малы ли тебе стул и парта, ведь цвета соответствуют маркировке мебели в классе. Ребенок сам следит за этим и меняет себе стулья.

Мы решили не перегружать статью многочисленными графиками и таблицами, красноречиво говорящими о том, как месяц за месяцем в «школах здоровья» происходили чудеса: после уроков на знание валентности зубы забывали о кариесе, изучение беспозвоночных избавляло от близорукости и плоскостопия… Все-таки основное в этих школах то, что была вынесена на обсуждение, осмыслена и решена проблема истинной целесообразности пребывания ученика в школе.

Основные итоги деятельности школ здоровья
(по результатам трехгодичного эксперимента):

  • уменьшилось количество пропусков занятий по болезням;

  • у учащихся формируется активная позиция по отношению к собственному здоровью;

  • произошло укрепление связей между школами и поликлиниками;

  • вопросы здоровья вошли в число приоритетных в деятельности школ;

  • в программах здоровья принимает участие как минимум 40 процентов персонала школ.

 

Оценка администрацией деятельности школы
по вопросам укрепления здоровья

Рисунок 1

Тенденции экспериментальной работы по проекту школ, содействующих здоровью, таковы, что при ее начале администрации школ давали весьма низкие оценки имеющихся в школах ресурсов, которые используются для укрепления здоровья учащихся (1,7), а также низко оценивали включение в учебный план вопросы обучения здоровому образу жизни (2,0). Но спустя два года показатели по этим проблемным аспектам улучшились на 2–2,5 балла. Кроме того, директора школ стали чаще говорить о сотрудничестве с другими школами, содействующими здоровью (от 3,0 до 4,0 баллов), и разными внешними организациями (от 3,0 до 4,0 баллов).

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru