Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2004


Психология управления

Порядок – внутри себя

Проанализируйте свой стиль управленческой деятельности

Работа в едином ритме

В организме человека миллионы клеток, каждая из которых в каждую секунду своего существования занята решением своих особенных и специфических задач, благодаря чему человеческий организм функционирует как единое целое. Что обеспечивает сонму разнообразных клеток единый ритм, общее направление развития? Считается, что эта функция лежит на нервной системе и прежде всего – деятельности мозга.

Так и в школе ежеминутно происходит множество мелких и крупных событий, в которые включены разные люди. Принимаются решения, случаются эксцессы, нарушаются нормы… Кто-то недоволен, кто-то забелел, где-то течет вода или не работает электрооборудование… Необходимо готовить педсовет, отвечать на звонки пожарных, разбираться с Васей Петровым, проверять деятельность техничек и готовить отчет для управления… Кто обеспечивает сонм процессов, происходящих одномоментно в жизни школы, преемственность, общую направленность и единый ритм? Кто является нервной системой и мозгом организма по имени «Школа»? Конечно, директор.

Нервная система десятками тысяч лет эволюционировала вместе со всем остальным человеческим организмом, для того чтобы научиться наилучшим образом координировать жизнедеятельность составляющих его частей. В последние века она все с большим напряжением для самой себя справляется с теми нагрузками, которые выпадают на долю человеческой сомы. Нервная система то «пропускает удары» внешнего мира, то сама дает сбои. А директор? Имеются ли в его распоряжении механизмы, позволяющие поддерживать целостность школьной системы? И можно ли это делать в современных условиях, не разрушая при этом самого себя, собственную целостность?

Характер управления и личность руководителя

Начнем с ответа на второй вопрос. В принципе это возможно. Правда, для этого уже недостаточно просто здравого смысла, нормативных документов и силы воли. Необходимо призвать на помощь науку об управлении – педагогический менеджмент, психологию управления, именно они могут обеспечить знаниями о тех самых механизмах управления школой как целым, навыками по их применению, о которых речь шла выше. Но и этого недостаточно. По крайней мере, не с технологий управления нужно начинать. Как всегда, хотим мы того или не хотим, начинать нужно с себя, собственной личности, собственной деятельности.

Целостный, продуманный характер управления и личность самого руководителя. В значительной степени это взаимосвязанные вещи: чем больше порядка, осмысленности и целостности внутри самого человека, тем больше вероятность, что его внешняя активность будет характеризоваться этими же понятиями: порядок, осмысленность (наличие цели) и целостность.

Характер внешней деятельности человека находится в достаточно четком соответствии с той картиной мира и себя самого, которая есть у него в голове. Неструктурированный, нелогично мыслящий человек совершает непродуманные, противоречивые поступки. Человек, предпочитающий жить эмоциями, вносит элемент непредсказуемости, спонтанности в свои реакции. Человек, переживающий психологический кризис, наполненный страхами, страданиями и внутренними конфликтами, проецирует эти конфликты вовне, на свои отношения с внешним миром и другими людьми. В современной конфликтологии есть даже такое понятие – «конфликтогенная личность». Так обозначают индивидуума, который является носителем своеобразной бациллы – бациллы конфликтности. Он рассеивает ее вокруг себя, заражая собственной конфликтностью других людей и свои отношения с ними.

Переложим сказанное на деятельность директора школы. Вам, уважаемый директор, можно не тратить время на проведение на самом себе личностных тестов, в том числе тех, которые выявляют уровень психологического благополучия человека (тревожность – эмоциональная стабильность, удовлетворенность собой и своим трудом – неудовлетворенность, высокая структурированность мышления или низкая и т.д.). Достаточно проанализировать собственную модель управления и ее результаты. Во многом это есть отражение вашей личности.

Порядок, осмысленность и целостность – не единственные, но очень важные характеристики внутреннего мира, отражающиеся в стиле управленческой деятельности.

Порядок, структурированность, четкость – они проявляются в последовательности и логичности действий руководителя. За этими действиями люди, на которых они распространяются – педагоги, учащиеся, другие сотрудники школы, – в состоянии увидеть логику и назначение. Пусть не принять, не согласиться или принять вынужденно, но под влиянием логики, а не простого давления власти. Несомненно, как и любой другой человек, время от времени руководитель имеет право на решения, основанные на интуиции: «Я чувствую, что так будет правильно». Однако, для того чтобы такие решения не повышали тревоги у подчиненных, не вызывали у них ощущения произвола со стороны руководителя, они должны случаться крайне редко.

Когда руководитель последователен в своих решениях, у коллектива возникает комфортное ощущение прогнозируемости ситуации. За нарушением правил обязательно последует санкция; все, что было обещано, будет исполнено либо объяснено, почему это сейчас не может быть исполнено; принятые решения – есть руководство к действию, а не повод для размышлений. Если подходить к проблеме структурированности в деятельности руководителя метафорично, то это похоже на разборку-сборку часов. Кто из нас в детстве не интересовался тем, как устроены часы или будильник? А многим ли удавалась собрать разобранный механизм обратно так, чтобы он работал дальше? Вот структурированный руководитель умеет руководить процессом жизни школы так, чтобы после очередной разборки не оставалось лишних деталей и жизнь продолжалась без нарушений.

Осмысленность – не менее важная характеристика внутреннего мира и внешней деятельности человека. Действия человека приобретают особое свойство – свойство целенаправленности, устремленности к конкретному результату, когда они совершаются не ради самих действий, а для реализации определенного смысла. Конечно, это банальная истина. Но сделаем в наших рассуждениях еще один шаг: а в чем смысл управления школой? Чтобы все вертелось и крутилось? А ради чего?

Задача удержать изначальную цель

Чем сложнее система, которой приходится управлять человеку, тем сложнее удерживать изначальную общую цель, тем проще потерять смысл, ради реализации которого была создана вся система. Школа – сложный организм. В ее функционирование и развитие включено множество людей со своими целями и смыслами – как профессиональными, так и личными. Она состоит из различных подсистем, многие из которых лишь по сложной цепочке взаимосвязей соединяются с конечными образовательными смыслами существования школы: бухгалтерия, транспорт, теплоснабжение, вопросы пенсионного обеспечения, выслуги лет, пожарной безопасности… Каждый из вопросов, решаемых директором в течение дня, для кого-то важен, кем-то поставлен как принципиальный. Удерживать в такой ситуации единую линию (сейчас принято говорить – миссию школы) очень трудно. Помочь себе директор может только сам. Как известно, проще всего удерживать ту цель деятельности, которая одновременно является целью внутренней. Невольно напрашивается ассоциация с учеником: легко учиться тому, кто учится для себя, так как в этом случае потребность в образовании он может пронести сквозь все трудности, естественным образом отвлекающие от учебного процесса. Так и директору легче всего быть последовательным и целенаправленным в своей управленческой деятельности, если он хорошо внутренне представляет себе цель школы, ее миссию и ценностно разделяет последнюю.

Наконец, есть еще целостность. Сложное, многогранное понятие, с помощью которого мы пытаемся описать не менее сложное состояние души человека. Человек целостен, когда ничто в собственных поступках, пусть даже вынужденных, не вызывает у него отторжения, неловкости, желания поскорее забыть. Когда в своей деятельности он может быть самим собой, не играть чужие роли. Когда во всем, чем он должен заниматься по роду деятельности, имеет для него тот или иной личный смысл. Если руководитель может про любое свое управленческое действие сказать: «Я поступил так, потому что считал это правильным», или «Я поступил непродуманно, буду исправлять совершенное», или «Я не знаю, как поступить, буду думать дальше», – он скорее всего целостен, так как готов принять все, что с ним происходит в процессе работы.

Если внешняя деятельность находится в ладу с внутренней, а там, внутри, гармония и порядок, тогда можно подумать и о механизмах управления. Их наработано в современной науке немало. Сегодня редкий руководитель школы не держит под рукой две-три книги по педагогическому менеджменту и психологии. Но предложенные в них рецепты – не панацея. Успешно и эффективно они работают в руках человека, начавшего наводить порядок в своем хозяйстве с себя, собственного внутреннего мира.


Когда руководитель последователен в своих решениях, у коллектива возникает комфортное ощущение прогнозируемости ситуации

Марина Битянова

Рейтинг@Mail.ru