Читая
Ивана Иллича…
Директор школы редко читает
беллетристику, наше чтение всегда сопряжено с
мыслью: что можно взять для школы? Как пополнить
образовательную программу перспективным шагом?
Да так, чтобы шаг этот был решающим для усиления
нашей конкурентности в отрасли.
Очень неожиданное для школьных
работников словосочетание – конкурентность в
отрасли. Она есть, и она будет усиливаться по мере
введения подушевого нормативного
финансирования и сползания вниз кривой
демографического роста.
Но парадокс заключается в том, что
институт школы, возникший несколько столетий
назад и абсолютно культуросообразный периоду
промышленных революций и первоначального
накопления капитала, начинает утрачивать
эксклюзивную лицензию на право быть фабрикой для
огранки души и интеллекта.
В крупных мегаполисах школа давно
утратила монополию на информационные ресурсы. В
последние пять лет и в малых городах и селах
наметилась та же тенденция. Когда-то Милдред Мид
писала, что ребенка учит вся деревня. И сегодня
«вся деревня» стала конкурентной для школы
образовательной средой.
Таким образом возникает принципиально
новая ситуация – хождение в школу часто
действительно мешает получению хорошего
образования. Современная школа в своей
культурной неадекватности времени является во
многом институтом, съедающим один из важнейших
ресурсов – время ребенка. Отсюда – побег в
экстернат, развитие дистанционных форм обучения.
Для нас знакома ситуация, когда
ребенок удовлетворяет свои познавательные
потребности не на уроках физики, а в
радиокружоке, не на уроках литературы, а в
поэтическом клубе, не в школьном компьютерном
классе, а в безграничном виртуальном мире
Интернета.
Включаются иные мотивационные
факторы, не измеряемые пятибалльной шкалой.
Развиваются навыки и умения, которые позволяют
самостоятельно добывать знания, навыки
автодидактики. Все чаще в умных школах учитель
приобретает новую значимость – консультанта и
навигатора в море информации.
Мы знаем, что 10% информации усваивается
от того, что ребенок слышит, 25% – от того, что он
видит, и 70% от того, что он делает сам.
Своей книгой Иван Иллич подсказывает
нашему директорскому сообществу следующие вещи:
не замыкайте образовательное
пространство школьным забором! Развивайте то,
что называется дополнительным образованием
(кстати, для значительной части детей оно
является основным, а урочное основное –
дополнительно вынужденным);
цените учителя, способного к диалогу
и полилогу! Детям плохо от учительских лекций,
они на самом деле хотят учиться работая;
знайте, что борьба за ученика во
многом зависит от открытости системы и что
знания, полученные в астрономическом кружке,
можно засчитывать в годовом столбце итоговых
оценок по астрономии;
не забывайте, что школьнику,
занявшему призовое место на соревнованиях по
гимнастике или легкой атлетике, нельзя ставить
двойку по физкультуре;
всегда помните, что школа – это
пространство, в котором право ребенка на ошибку
узаконено.
Ефим Рачевский,
директор Центра образования № 548 «Царицыно»
|